Джой.
Джой (Joy), реж. Дэвид О. Расселл, 2015.
Путь к победе и радости тернист и труден. Это банально. Но не банален путь к победе и радости каждого из нас, потому что это личное преодоление, личное открытие, личное творчество, личный труд.
Основан на реальных событиях.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: семья, бизнес, достижение цели, лидер, преодоление
Мотто: Преврати свою слабость в силу.
Круг психологических проблем:
- биография
- семья
- измена
- бизнес
- старт-ап
- лидер
- управление
- риск
- женщина
- преодоление
- мечта
- конфликт
- отношения
- стресс
- депрессия
- травма
- ссора
- сновидения
- вера в себя
- вера в победу
- стол переговоров
- взаимопомощь
- развод
- маркетинг
- продажи
- мотивация
- финансовые проблемы
- искусство убеждать
- победа
- дружба
- трудная ситуация
- успех
- крушение планов
- любовь
- скандал
- мать-одиночка
- эмансипация
- феминизм
- социальная драма
- банкротство
- путь к себе
Системы отношений:
- семья
- дети-родители
- мать-дочь
- отец-дочь
- сестры
- победа-поражение
Черты характера:
- упрямство
- настойчивость
- уверенность
- упорство
- целеустремленность
- гордость
- смелость
- решительность
- жесткость
- доброта
- трудоголизм
- великодушие
- сила воли
- оптимизм
- амбициозность
- энтузиазм
- харизматичность
- энергичность
Эмоциональная парадигма:
- переутомление
- усталость
- раздражение
- злость
- удивление
- восхищение
- разочарование
- отчаяние
- радость
- триумф
- ревность
- истерика
- вдохновение
- искренность
Нравственные категории:
- предательство
- подлость
Символизм, метафоры:
- детские поделки
- темные тени на светлом фоне
- мыльные оперы
- снег
- белая свадьба
- швабра
- уборка
- стрельба по пустым бутылкам
- имя героини
Выразительные средства:
- флэшбеки
- песни, музыка
- голос за кадром
- ирония, сарказм
Дополнительные вопросы:
- Куда деваются мечты?
- Вы возьмете пистолет или нет?
- В вашей жизни обычное встречается с необычным?
- Почему Джой остригла волосы?
Цитаты:
- Когда кто-то видит мою слабость, я превращаю в силу свою слабость.
- В начале жизни у всех есть некая мечта, какой эта жизнь должна быть…
- Такое чувство, что я в тюрьме…
- Что с нами стало, Джеки, и куда подевались наши мечты?
- Может, твои мечты пока стоят на паузе?
- Когда ты прячешься, ты прячешься от себя самой.
- Ты возьмешь пистолет или нет?
- Ты рождена, чтобы создавать удивительные вещи.
- Они были самой лучшей разведенной парой в Америке.
- Качество. Выгода. Удобство.
- В Америке обычное встречается с необычным каждый день.
- Говоришь один раз – тебя не слышат, говоришь четыре раза – не слышат, говоришь девять – тебя начинают слушать.
- Люди в праве использовать все шансы.
Отзывы:
- Режиссер Дэвид О. Рассел любит снимать сумасшедший дом. Согнать героев-родственников в комнату – и пусть там поорут друг на друга, обзовут дармоедами, разобьют посуду. В «Джой» сумасшедший дом держится на главной героине, Золушке 1990-х Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс), которая должна успеть накормить двоих детей, прибраться, приготовить еду, починить водопровод и бежать на работу, потому что работает в семье она одна. …Дэвид О. Рассел любит разыграть в сумасшедшем доме историю американского успеха. В этом смысле «Джой» больше всего напоминает его «Бойца», где в такой же безумной обстановке растили боксера-чемпиона, чтобы дружно, всей семьей, сесть ему на шею. А героиня Дженнифер Лоуренс изобретает швабру-самовыжималку, чудо-вещь из тех, что рекламируют в «Магазине на диване». Влезает в долги, чтобы начать производство, но только слышит со всех сторон, что ничего не получится. Хотя если получится, то мы ведь тут тоже были при деле, советовали, вкладывались. И в конце концов, разве мы не семья? http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/26/625594-rassela-dzhoi
- Лента Дэвида О. Рассела совмещает в себе разные жанры, и самый неожиданный из них – триллер. Саспенс в фильме, наполненном как невероятными взлетами, так и падениями Джой, нешуточный, и зачастую не предугадаешь, чего ждать в следующую секунду экранного времени. Джой на своем опыте узнает, что одна удача в бизнесе не гарантирует не только вечного процветания, но и процветания в принципе. Его приходится выгрызать зубами, рассчитывая только на себя и преодолевая глупость якобы доброжелателей и подлость якобы помощников. Первый успех – это только начало пути – вроде бы прописная истина, касающаяся любого дела, но почему-то многие голливудские режиссеры ставят жирную точку именно в тот момент, когда этот путь лишь начинается.
«Джой» – это не простая история об осуществлении американской мечты, о том, как попадают «из грязи – в князи», о Золушке (последнее сравнение особенно часто употребляют в связи с фильмом). Для героини главная цель – не деньги, не известность, не успех как победа над другими, первенство в чем-то. Изобретение швабры и развитие своего бизнеса дают ей возможность доказать в первую очередь самой себе, что она чего-то стоит, что она не посредственность, а талант и умница. А главное – что она верна самой себе, своим мечтам, что она не предала ту маленькую девочку, которая грезила о судьбе изобретательницы. Это путь не к успеху, а к счастью. Путь Джой к радости (опять же, теперь уже буквально – к самой себе!). Кстати, верность себе во многом и помогла ей преуспеть в «магазине на диване». Героиня отказалась надевать красивый костюм и вышла в прямой эфир в том, в чем пришла, в чем ей привычно. Ничего не изображала, не притворялась.
Но что в Джой самое важное и самое удивительное – это ее великодушие. Когда близкие люди наносят ей неожиданные удары, она прощает их и продолжает им помогать. Кстати, в момент неудачи именно родной человек, отец, говорит дочери слова, от которых могут опуститься руки. Мол, зря я убеждал тебя в том, что ты можешь быть чем-то большим, чем домохозяйкой. В конечном итоге, «Джой» – история об отличном человеке, фильм, от которого становится хорошо – а это большая редкость. Фильм о праве на радость. http://www.profile.ru/culture/item/103374-radost-moya
- Для нас американцы — нация прагматиков и коммерсантов; «Джой» ломает стереотип, раскрывая в них мечтателей и эскапистов. Недаром мать героини (Вирджиния Мэдсен) после расставания с мужем-чудаком (Роберт Де Ниро) навеки приковывает себя к кровати, возлегая на которой смотрит бесконечный, как сама жизнь, сериал — мини-шедевр Расселла, фильм в фильме. Она вся там, по ту сторону экрана, среди роковых красавиц и вероломных злодеев, чей возраст и внешность не меняются с годами. Моментально вспоминается «Приглашение к любви», мыльная опера, за событиями которой следит большинство жителей городка Твин Пикс, не замечая при том, что сами они — персонажи сериала. Такова же судьба членов многолюдной семейки Джой. Да и она — наиболее прагматичная из всех родственников — не расстается с бумажными фигурками, вырезанными ей еще в детстве: другая деталь, достойная «Твин Пикса». Дух Линча витает над «Джой» еще и потому, что здесь заняты сразу три актрисы из его фильмов — упомянутая Мэдсен, исполнительница роли оптимистки-бабушки Дайана Лэдд и сыгравшая роль очередной мачехи Джой Изабелла Росселлини. Странные люди из странного мира, от которого не оторваться, даже если в кадре обсуждаются скучные вопросы домашней уборки. … Осталось рассказать о еще одной главной героине фильма: швабре. Кажется, Расселл нашел совершенно новую, при этом емкую и эффектную метафору американской мечты. Швабра ассоциируется с грязью и тяжелой неквалифицированной работой, унизительной по определению. Но стоит изобрести скрытый механизм отжима, и она превращается в инструмент очищения от грязи — и уже не требует от того, кто им орудует, гнуть спину и пачкать руки. Так сама Джой стирает, будто ластиком, все ошибки, совершенные ей и близкими, чтобы начать биографию заново. Отныне она чиста, как белоснежные снежинки из финальной сцены, которые неожиданно счастливая героиня ловит ртом. Фильм заканчивается, радость только начинается. http://daily.afisha.ru/cinema/344-dzhoj-devida-orassella-oda-k-radosti/
- История, ясное дело, подлинная. Но интересен здесь взятый режиссером ракурс: любуясь эксцентрическими выходками своих героев- простаков и чудаков, несравненно сыгранных Робертом де Ниро, Бредли Купером, Изабеллой Росселини и другими прекрасными актерами, он рисует портрет Америки, но не прагматичной и капиталистической, а мечтательной, романтической, эскапистской, земли неосуществленных надежд, многие из которых, вопреки ожиданиям, однажды могут вдруг стать реальностью. Пусть случается это только на Рождество и в основном не в жизни, а на киноэкране. http://radiovesti.ru/article/show/article_id/187906
- Биография Мангано — едва ли не первый бесспорно удавшийся феминистский фильм: всеми этими плясками, визионерскими трюками и бенефисами Расселл добился главного — психотерапевтического эффекта. Каждый, кто эту картину посмотрит, уверует в собственную небезнадежность. Обычно сухим, повествовательным языком рассказывается success story: если долго мучится, изобретешь швабру (варианты: фейсбук, макбук, пневматический разламыватель таблеток). В «Джой» утверждение звучит иначе (и да, честнее): если много страдать и биться, как рыба об лед — про тебя снимут классное кино. Ну да, дети – двоечники. Ну да, мужики пялятся с малоблагородными намерениями. Ну да, посуду не помыла. Всё это – ничего. Потому что у тебя всегда есть шанс стать персонажем байопика. Надо только очень захотеть. http://calendar.fontanka.ru/articles/3257/
- Современная жизнь по Расселлу — не возвышенная, величественная панорама жертв, стараний и преодолений, какой она предстает в других больших голливудских фильмах. Куда больше она похожа на театр абсурда, сотканный из парадоксов, нелепостей и маленьких частных побед над страхами, комплексами и предрассудками. http://www.timeout.ru/msk/artwork/356073#review
- Весь фильм Джой постоянно пытаются как-то остановить, убеждая ее, что ничего, мол, не получится, да и вообще ее идея (создание и продажа чудо-швабры) глупа и убыточна. На протяжении всего фильма перед Джой будут стоять немыслимые препятствия, которые, казалось бы, никто не преодолеет, но именно дух бойца будет помогать нашей героине пробежать этот опасный марафон. …Об этом и фильм. Он призывает нас выпустить маленьких себя, чтобы мы что-то творили, что-то придумывали. Почти прямым текстом кино говорит, что мы созданы для чего-то большего, вот только нужно нам желание, чтобы сделать великие дела. Дать свободу настоящему себе — вот задача каждого человека. Сколько в нас хранится великих идей? Сколько у нас в голове держится нереализованных проектов? Но кто же консервирует наши идеи и мысли? Ответ прост: мы сами. Поддавшись на речи наших близких и знакомых, что все то, что мы хотим реализовать в жизнь, не получит успеха, не имеет смысла, мы бессознательно откапываем этой идее глубокую могилу, откуда уже эта мысль не вернется. Родные иногда могут душить все наши амбиции и все желание жить. Потому лента еще и обращается к нашим близким. Нет, она не кричит, но спокойным тоном утверждает:» Не убивайте потенциал в ваших знакомых и родных — им нужна от вас поддержка и похвала». Кино в самом конце показывает всю важность такой поддержки.
Знаете, после просмотра возникает чувство, что все у тебя получится и все у тебя будет — разве это не прекрасно? Ты действительно начинаешь верить в себя сильнее и ставить перед собой те цели, которые раньше казались бы невозможными. Именно такие ленты и служат таким психологическим помощником, который может тебе вернуть тягу к тому, чтобы творить что-то новое. https://www.kinopoisk.ru/user/6131540/comment/2355300/
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- В погоне за счастьем (The Pursuit of Happyness), реж. Габриэле Муччино, 2006.
- Гленгарри Глен Росс — Американцы (Glengarry Glen Ross), реж. Джеймс Фоули, 1992.
- Джобс: империя соблазна (jOBS), реж. Джошуа Майкл Штерн, 2013.
- Дикая (Wild), реж. Жан-Марк Валле, 2014.
- Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
- Мы купили зоопарк (We Bought a Zoo), реж. Кэмерон Кроу, 2011.
- Нокдаун (Cinderella Man), реж. Рон Ховард, 2005.
- Норма Рэй (Norma Rae), реж. Мартин Ритт, 1979.
- Стажер (The Intern), реж. Нэнси Майерс, 2015.
- Триумф: история Рона Кларка (The Ron Clark Story), реж. Рэнда Хейнс, 2006.
- Уолл-стрит (Wall Street), реж. Оливер Стоун, 1987.