КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Дикая.

Дикая (Wild), реж. Жан-Марк Валле, 2014.

Что бы сделали вы, вися на волоске над пропастью, над которой сами себя и подвесили? Какой способ решения своих проблем избрали бы? Шерил пошла в одиночный поход длиной более, чем в четыре тысячи километров по диким местам… От чего она ушла и что обрела в конце своего пути?

Основан на реальных событиях.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: преодоление, зависимость, поиск себя

Мотто: Мы не готовы к тому, чего ждем.

Круг психологических проблем:

  • женщина
  • преодоление
  • развод
  • травма
  • одиночество
  • переоценка ценностей
  • наркозависимость
  • биография
  • депрессия
  • выбор
  • утрата матери
  • чувство вины
  • прощение
  • тяжелое заболевание
  • рак
  • посттравматическое расстройство
  • деструктивное поведение
  • саморазрушение
  • самопомощь
  • поиск себя
  • психотерапия
  • сексуальность
  • катарсис
  • смирение
  • принятие
  • трансформация
  • экзистенциальный кризис
  • сублимация
  • фрустрация
  • необходимость изменений
  • крушение жизни
  • женщина

Системы отношений:

  • мать-дочь
  • человек-человек
  • брат-сестра
  • человек — я-сам

Черты характера:

  • целеустремленность
  • настойчивость
  • упрямство
  • сила воли
  • смелость

Эмоциональная парадигма:

  • скорбь
  • раскаяние
  • растерянность
  • страх

Нравственные категории:

  • покаяние

Символизм, метафоры:

  • рюкзак
  • царапины, раны
  • природа
  • лиса
  • тропа
  • лес

Выразительные средства:

  • пейзажи
  • поэзия, цитаты
  • песня
  • флешбэки

Дополнительные вопросы:

  • Метафорой чего является тропа?
  • От чего и куда идет Шерил?
  • Что помогает Шерил обрести смирение?

Цитаты:

  • Если нервы сдают, будь выше их. (Эшли Дикенсон)
  • Я не осознавала этого, пока не ушла одна в эту чертову пустыню.
  • Я не знаю, когда я стала таким дерьмом. Я был сильной и ответственной. Я добивалась. Я бы хорошей. Я разрушила семью и теперь разрушаю себя. Я хочу вернуться. Я пешком дойду к той Шерил, которую родила мама.
  • — Тебе, наверное, обидно, что я более развита, чем ты в мои годы? – Да, это мой план. Чтобы ты была развита больше, чем я. Только я не знала, что это будет больно иногда.
  • Я никогда не была самой собой. Я была женой, мамой… Я думала, времени у меня полно… И вот, когда столько всего начинается…
  • Проблемы не стоят на месте, они решаются.
  • Неизвестно, почему все случается так, а не иначе, что к чему ведет и что что разрушает или заставляет цвести или гибнуть, или сменить путь… Что, если я прощу себя? Что, если раскаюсь? Но если бы я могла вернуться в прошлое, я ничего не стала бы менять. Что, если я хотела переспать с каждым из этих мужчин? Что, если героин чему-то научил меня? Что, если все, что я делала, и привело меня сюда? Что, если я никогда не искуплю грехи? Что, если уже искупила? У меня ушли годы, чтобы стать такой, какой растила меня мама. На это ушло 4 года, 7 месяцев и 3 дня. Без нее. После того, как я потеряла себя в безумии горя, я нашла тропинку, ведущую из леса. Я не знала, куда иду, пока не оказалась в том месте в последний день своего похода. Спасибо, — думала я снова и снова. За все, чему тропа научила меня, и за все, чего я еще не знала. Но я знала, что не нужно больше тянуться голыми руками. Что видеть рыбу у поверхности воды – это уже все. Моя жизнь, как и вся жизнь, таинственна, необратима и священна.. Такая близкая, такая настоящая, такая только моя… И как чудесно позволить ей быть.

Отзывы:

  • На­блю­дая за по­хож­де­ни­я­ми ге­ро­и­ни, слож­но про­ник­нуть­ся ее от­ча­я­ни­ем (к по­хо­ду она под­го­то­ви­лась на 5+, взяла даже пару дюжин пре­зер­ва­ти­вов, стихи Эмили Ди­кин­сон и Флан­не­ри О’Кон­нор), ее якобы де­прес­си­ей. Более того, зри­тель по­сто­ян­но спра­ши­ва­ет себя: зачем она пу­сти­лась в этот более чем слож­ный путь, зачем она под­верг­ла себя таким пыт­кам? Невоз­мож­но ис­пы­тать ка­тар­сис, когда не по­ни­ма­ешь ге­ро­и­ню, ведь все ее мысли сво­дят­ся к ва­ри­а­ци­ям от «Oh,shit» до «Все будет OK», а затем – в фи­на­ле, хоп! – слу­ча­ют­ся ис­куп­ле­ние и об­нов­ле­ние самой себя.

Дикая» пы­та­ет­ся рас­ска­зать о том, как об­ре­сти про­свет­ле­ние путем тягот и ли­ше­ний, как са­мо­ис­тя­за­ние при­во­дит к про­свет­ле­нию, но все это по­па­хи­ва­ет фи­ло­со­фи­ей нью-эй­джа и псев­до­пси­хо­ло­ги­че­ски­ми по­со­би­я­ми для до­мо­хо­зя­ек. http://www.newlookmedia.ru/?p=41938

  • Фактически за время похода она совершает два путешествия: вдоль Тихоокеанского хребта и вглубь своей памяти; именно второй маршрут и заключает в себе настоящую драму. Вся «Дикая» скроена из бесконечных намеков на прошлое героини, она состоит из рифм и перекличек, одно перетекает в другое, несвязанные факты объединяются в предопределенность, которая заставляет героиню поступать так, а не иначе. Сам подъем Шерил в горы представляется противоположностью ее экзистенциальному падению после смерти матери. http://www.colta.ru/articles/cinema/6944
  • Порой жизнь преподносит сюрпризы, которые не всегда назовёшь приятными. Разные проблемы, трудности, препятствия, возникают с каждым разом, оставляя ощущение того, что целая жизнь — это ряд испытаний, которые необходимо преодолеть. С подобными тяготами сталкивается Шерил Стрэйд, обреченная на череду неприятностей, с самого детства. Мало того, что ей не повезло с отцом, так после и с мужем, а её единственной опорой оставалась мать, которая впоследствии умерла, оставив дочь наедине с огромным тяжким миром, манящим к себе. Шерил, не остаётся ничто иное, как откликнуться на сей зов, отчаянно надеясь на присущий им, душевный покой. Время от времени, человеку необходимо уединиться, расслабиться, поразмыслить, а чарующая и пленительная природа, со своими роскошными и живописными очертаниями, идеально подходит для этого. Главная героиня понимает, что её жизнь постепенно катится по наклонности, где есть место лишь одиночеству, наркотикам и сексу без обязательств, а в таком случае обязательны какие-либо резкие и внезапные перемены, а возможно даже эксцентричные и безумные поступки, одним из которых является пешее странствие по территории Pacific Crest Trail — маршруту по наиболее высоким участкам, хребта Сьерра-Невада и Каскадных гор. Однако, поступки всегда оказывались куда более сложными, нежели просто слова, мысли, которые не так-то легко было обратить в реальность, а Шерил, каждую минуту осознавала это, и часто хотела вернуться назад, но всё же терпела и боролась с собой, как могла. https://www.kinopoisk.ru/user/1096969/comment/2209728/
  • Знаю, что это безумно тяжело, знаю, что действительно болит каждый участок тела, но когда ты доходишь до цели и понимаешь, ЧТО ты испытал, ты действительно обретаешь то, чего у тебя никогда не было. Это мудрость, знание и уверенность в себе.
    На последней минуте фильма я расплакалась. Зацепила меня эта история. Зацепил этот опыт и эта сила воли женщины, которая прошла огонь и воду. И мне кажется, что именно этого, такого опыта не хватает каждому из нас. Ни смерти близкого или развода и «потери» себя, а такого путешествия.
    «Дикая» — фильм, который выключив будешь сидеть пол часа глядя в одну точку. Кого-то может и не зацепит, но я нашла что-то родное и близкое мне. И я очень скучаю по тому времени, когда сама ходила в маленькие походы, когда у меня болели ноги, хотелось постоянно пить и есть, но я видела безумные места, встречала интересных попутчиков.
    У меня остался такой меланхолически-философский осадок, что я даже не знаю как мне вернутся в реальную жизнь, и заниматься дальше бытовыми вещами. Когда после увиденного мне хочется отправится в поход, быть всегда голодной, сонной, но видеть потрясающие вещи и места. Встречать интересных людей, варить кашу на костре, любоваться огнем, провожать закаты и читать захватывающие книги. Что это еще как не свобода? https://www.kinopoisk.ru/user/1380152/comment/2243220/
  • Нет ничего удивительного, что для рассказа истории Шерил понадобилось множество флешбэков, призванных показать нам ее прошлое. Но эти взгляды в прошедшее знакомят нас с девушкой, к которой Шерил хочет вернуться, а не с той, от которой бежит. Падению героини в пропасть, разрушению ее жизни посвящено не так уж и много кадров, однообразных, сливающихся в бесконечный поток бессмысленности, гибели, равнодушия к себе и эгоизма к окружающим. Равнодушие к себе выглядит как попытка причинить себе боль посильнее, чтобы выжечь то, что мучает ежесекундно и ежеминутно. В таком состоянии едва ли думаешь о тех, кто рядом. Это крик о помощи, который никто не слышит, а если слышит, то героиня просто не подпускает к себе, так как не хочет на самом деле, чтобы ее боль уходила, будто боль — это важная часть ее существования.
    Кажется, что и сложное пешее путешествие — это не столько стремление к одиночеству, сколько стремление к боли, на этот раз уже не моральной, не наслаждению ощущением дна, а просто физической, чтобы моральная не была столь яркой и мучительной. Искупление через добровольное страдание. Иногда чтобы вылечить, надо мучить еще сильнее. Это название — «Дикая» — заставляет подумать не о джунглях и Тарзане, а о каком-то Средневековье и обрядах изгнания нечистой силы. В каком-то смысле Шерил занимается весь фильм именно этим: она прогоняет зло из собственной души, позволяя ему вылиться наружу там, где никто не видит, и уйти. Отсюда ее периодические бессильные крики, когда что-то идет не так. Выкрикнув, сорвав злость в пустоту, она уже не хранит ее в собственном сердце.
    Отдельно важно, как показаны маленькие победы на этом длинном пути и маленькие потери. Каждая отметка маршрута выглядит как достижение и точка, но и как издевательство одновременно. Эти пункты кажутся проблеском цивилизации для людей, от нее добровольно ушедших, слишком спокойные и слишком жестокие одновременно. Так много пройдено, что отступать поздно, но и так много осталось пройти. Поэтому чуть ли не прошибает холодный пот, когда уставшая Шерил говорит, что ей осталось пройти всего ничего — еще сотни километров. Пешком. По неприветливой природе. Так много может значить для героини обычная горелка или ботинки. Этот кадр в самом начале картины с ботинками будто готовит зрителя к настроению фильма, когда потеря чего-то малозначительного может казаться вселенской катастрофой, причем вполне заслуженно. Для человека, привыкшего к цивилизации, невозможно и просто опасно терять ее элементы, так как без них человек уже просто не выживет. Но вместе с тем, кадры разбора рюкзака Шерил показывают, как трудно объективно оценить свои потребности и как трудно приспосабливаться к ситуации, когда обходиться надо малым, отдавать каждую вещь тяжело. https://www.kinopoisk.ru/user/4483440/comment/2220047/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *