Праздник.
Праздник, реж. Алексей Красовский, 2019.
История о том, как лицемерие, двойные стандарты и психологические защиты, с одной стороны, позволяют выживать, с другой – ведут к моральной деградации и конфликтам.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: семья, война, притча, человек-человек, социальная драма
Мотто: Легко рассуждать, когда изобилие на столе.
Круг психологических проблем:
- семья
- классовые различия
- война
- стол переговоров
- конфликт поколений
- отрицание
- вытеснение
- ложь
- голод
- бунт
- крушение жизни
- самообман
- притча
- исповедь
- элиты
- богатство
- ценности
- неравенство
- несправедливость
- социальная драма
Системы отношений:
- муж-жена
- дети-родители
- человек-человек
Черты характера:
- лицемерие
- эгоизм
Эмоциональная парадигма:
- возмущение
- страх
- презрение
- равнодушие
- стыд
Нравственные категории:
- справедливость
- порядочность
- совесть
- подлость
Символизм, метафоры:
- стук сверху
- курица
- елка
- темнота
- нож
Выразительные средства:
- сарказм
- сатира
- приглушенные цвета
Дополнительные вопросы:
- Какие психологические защиты используют герои?
Цитаты:
- У вас, словно в раю.
- — Почему ты с ножом, мама? На нас напали фашисты? – Хуже. У нас забрали Любу.
- Легко рассуждать, когда изобилие на столе.
Отзывы:
- Фильм абсолютно исторически никчемный. Даже в мелочах. Например, женщины носят нейлоновый колготки, у них одежда из пятидесятых, у мужчин сорочки с французским воротником, из кранов течет горячая вода, в лампочках бодро горит электричество. И так далее. Все это в блокаду, в пригороде. Но дело не только в мелочах. Очень важно для сюжета то, что семья Воскресенского живет в пятнадцати километрах от блокадного города и каждый день ездит на работу. Звучит само по себе абсурдно, с учетом того, что жители пригородов всеми правдами и не правдами старались перебраться в город. Ведь в окрестных селах не давали карточки и выжить было намного сложнее. Так еще это, напомним, важный ученый на спецпайке. У него что квартиры в центре не было? https://www.kinopoisk.ru/user/5661439/comment/2756464/
- Всё перевёрнуто с ног на голову! И дело даже не в том, что у людей в голодном Ленинграде много еды. Они живут в какой-то параллельной реальности: планируют свадьбу, у них никто не погибает на фронте, никто из знакомых не гибнет от голода и бомбёжек, они не волнуются за детей, когда те уходят из дома… https://www.kinopoisk.ru/user/16007120/comment/2760022/
- Я не понял зачем было снят и показан этот фильм. Да, красиво снят, смонтирован, костюмы, неплохая игра актеров. Но зачем? Все герои фильма проявили себя с низкой стороны (кроме Дениса, но был намек на его низость, который он не опроверг). Если этот фильм аллегория существующей политической ситуации, то герои: Маша и Виталий, как бы олицетворяющие народ, должны были иметь положительные качества, но кроме ‘бьющей в лоб искренности’ им нечем больше похвастаться. А по своим качествам они не многим лучше членов семьи ученого. Чем-то мне эта картина напомнила фильм ‘Левиафан’, в котором никчемный и народ, и власть, а по своей никчемности они достойны друг друга.
Я так и не понял, для чего и зачем авторы сняли этот фильм? Что этим фильмом они хотели сказать? Что все люди дерьмо и ничего хорошего в человеческом существе быть не может? Еще и время блокады взяли, это уже конечно перебор. А каково блокадникам было бы смотреть такой фильм? Вы хотели бы чтобы они его посмотрели? Понятно, что это фильм — сатира, но каждой шутке свое время и место! https://www.kinopoisk.ru/user/181830/comment/2759189/ - А вот за что, собственно, отдали свои жизни миллионы советских граждан — это и есть главный вопрос, который поставили перед зрителями авторы фильма. Сразу, конечно, сложно понять, что вопрос именно в этом. Но по сути — да. Общество, в котором декларировалось всеобщее братство и равноправие, с самого своего сотворения (считай от ноября 1917-го) никогда не было свободным и равноправным. И именно это положено в основу конфликта, на котором и строится сюжет «Праздника». https://www.kinopoisk.ru/user/13754198/comment/2755071/
- Персонажи практически не используют окружение, мы не видим, что происходит за окном — мы даже не слышим, что происходит на улице. Режиссер используют такую отчужденность от места действия для показа изоляции — пока власть сидит в своих Кремлях, или если ещё хуже — закрылись в своей голове, они вообще не будут понимать, что делать. Они будут обвинять шпионов — будь то немецких, будь то американских, ведь у России много врагов. Но не себя.
Режиссер не показывает положительных персонажей вообще. Даже бедная девочка, потерявшая родителей — не положительный персонаж. Посмотрите, узнаете, почему. Фильм к концу внезапно выдвигает новый тезис: ‘вообще-то, не только наша власть плоха, но и вы сами.’ и пока идет осознание происходящего, выключается свет, а вместо нее — включается тревога. Персонажи в суматохе не пытаются сказать последние слова, обнять близких. Они вспоминают, что курица сгорела. https://www.kinopoisk.ru/user/14569299/comment/2755132/ - Лично мне не хватало ощущения войны. Она должна быть где-то рядом и ее присутствие должно было постоянно о себе напоминать. Перебои с электричеством, отсутствие воды, заклеенные крестом окна, далёкие взрывы и стрельба, разговоры о фронте, радиосообщения и т.д. Где, кстати, портрет Сталина? Непорядок!
Актеров надо было немного ‘замучить’. Слишком довольные они все были, а ведь в то время даже элита не чувствовала себя комфортно и безопасно. В них должен был быть страх, напряженность, эдакая вымученность. Девочка же, которую привел домой сын, вообще должна была выглядеть больной и полудохлой, а у нее кроме вшей ничего такого не было.
Что касается основного посыла: пира на костях — он не был доведен до конца. Элита не вызывает омерзения, нет негатива в их адрес, люди просто получают свой заслуженный паёк, побольше чем у других. Надо было показать, что они сволочи, вот тогда бы контраст был бы ярче. А тут голодная девочка-воровка, готовая отдаться за горбушку хлеба вызывает куда больше неприятия, чем хозяева. Ну да это всё мои придирки. Я бы вообще в сюжет побольше вставил чернушки. Маловато шуток. Слабо высмеяно тоталитарное время. https://www.kinopoisk.ru/user/302679/comment/2755620/
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Восхождение, реж. Лариса Шепитько, 1976.
- Корчак (Korczak), реж. Анджей Вайда, 1990.
- Нелюбовь, реж. Андрей Звягинцев, 2017.
- Пятая печать (Az ötödik pecsét), реж. Золтан Фабри, 1976.
- Список Шиндлера (Shindler`s list), реж. С.Спилберг, 1993.
- Страсти Христовы (The Passion of the Christ), реж. Мэл Гибсон, 2004.