Запах женщины.
Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
Фильм о тяжести морального выбора в семнадцать лет — такого, который окажет влияние на всю твою жизнь, и о преодолении тяжелейшего разочарования в жизни и возвращении веры в себя и в людей. Фильм о поворотных моментах.
Фильм снят по мотивам романа Джованни Арпино «Мрак и мёд» (Il buio e il miele, 1969).
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: инвалидность, депрессия, суицид, подросток, наставник, дружба, преодоление, становление личности, поиск себя, человек-человек, выбор, притча
Мотто:
- Ампутированную душу протезом не заменишь.
- В танго не бывает ошибок. Если ошибся – танцуй дальше.
- Правильный путь – путь принципов, формирующих характер.
- Когда готов ученик, появляется учитель. Когда готов пациент, появляется врач.
Круг психологических проблем:
- инвалидность
- тяжелое заболевание
- слепота
- наставник
- дружба
- взаимопомощь
- преодоление
- депрессия
- характер
- выбор
- классовые различия
- бедность
- школа
- экзистенциальный кризис
- самопознание
- старение
- пенсия по инвалидности
- одиночество
- трансформация
- воскресение
- подросток
- душа
- вера
- становление личности
- доверие
- шантаж, подкуп, взятка
- манипулирование
- суицидальные мысли
- семья
- алкоголизм
- смерть
- подготовка к смерти
- надежда
- лидер
- мужество
- самоедство
- притча
- мудрость
- несправедливость
- победа
- смысл жизни
- приоритеты
- переоценка ценностей
- необходимость изменений
- суд
- правосудие
- причина-следствие
- самоизоляция
- воспитание
- взаимоотстаивание
- отношения
Системы отношений:
- бедный-богатый
- ученик-учитель
- мужчина-женщина
- человек-человек
- подростки
- подросток-взрослый
- отец-сын
- справедливость-несправедливость
- человек-система
Черты характера:
- благородство
- порядочность
- чувство собственного достоинства
- конформизм
- гордость
- высокомерие
- снобизм
- скромность
- доброта
- честность
- воспитанность
- вежливость
- грубость
- цинизм
- искренность
- озлобленность
- лицемерие
- суровость
- смелость
- бунтарство
- принципиальность
- твердость
- целостность
- трусость
- наивность
- ироничность
- саркастичность
- идеализм
- упрямство
- мизантропия
Эмоциональная парадигма:
- отчаяние
- потерянность
- тоска
- замешательство
- растерянность
- сомнение
- безысходность
- агрессия
- злоба
- страсть
- разочарование
- восхищение
- удивление
- восторг
Нравственные категории:
- честность
- уважение
- предательство
- нравственность
- этика
- совесть
- ложь
- справедливость
- правда
- подлость
Символизм, метафоры:
- трость слепого
- темные очки
- феррари
- красный цвет
- танго
- слепота
- женщина
Выразительные средства:
- музыка
- свет
- ирония
- морализаторство
Дополнительные вопросы:
- Как характеры Фрэнка и Чарли сталкиваются и взаимовлияют друг на друга?
- Можно ли сказать, что и Чарли, и Фрэнк проходят путь становления личности, почему и как?
- Кем герои стали друг для друга?
- Что такое «правильный характер» и что это за принципы, которые должны его формировать?
- Какие метафорические смыслы слепоты раскрываются в фильме?
Цитаты:
- Я знаю, где находится твое тело. Я ищу теперь, есть ли у тебя хоть капелька ума.
- Женщины!.. Что тут скажешь? Кто сотворил их? Господь Бог настоящий гений.
- Знаешь, почему машина так тяжело идет? У тебя на плечах тяжесть всего мира.
- Сказать или не сказать, или прикрыть свою задницу?
- Многие гораздо более достойные люди отдавали мне этот знак уважения. Если ты умный, ты больше не будешь этого делать.
- Если ты не запоешь сейчас, ты всю жизнь будешь продавать бисквиты в Оригоне.
- На свете есть два типа людей: одни встречают грозу, вторые прячутся под крышей. Под крышей лучше.
- — Да, у Бога есть чувство юмора. – Возможно, Бог считает, что кто-то не заслуживает зрения.
- Ничего из меня не получается, и так было всегда.
- Да, я в отставке, ну и что? Офицер никогда не расстается со своим личным оружием.
- — Тебе-то что, вышибу я себе мозги или нет? – Не знаю. Просто у меня есть совесть. – Когда ты родился, сынок? Во времена рыцарей Круглого стола? Ты что, не слышал? Cовесть умерла! — Нет, не слышал. — Тогда вынь вату из ушей.
- — Какая дилемма, соглашаться Чарли Симмсу на бесплатный проезд в Гарвард или нет? Соглашайся, Чарли. – Не могу. – Почему? – Ну, есть вещи, которые нельзя делать. – Тебе будет нелегко в жизни.
- Когда мы перестаем смотреть на них, мы умираем.
- В танго не бывает ошибок. Поэтому это великий танец. Если ошибся – танцуй дальше.
- Я убью и тебя, твоя жизнь все равно кончена. Твой дружок запоет, как канарейка, и ты тоже, Чарли. И когда ты запоешь, ты встанешь в длинную серую очередь настоящих американцев. И это будет твой конец… Я убью тебя, потому что мне противна мысль, что ты продашься.
- Ты разбил мне сердце, сынок. Всю жизнь я защищал всех и вся, потому что чувствовал, что это важно, а у тебя это получается естественно. В тебе есть честность.
- В тебе есть целостность, Чарли. Не знаю, пристрелить тебя или усыновить.
- – Просто у вас трудный период. – Нет, просто я плохой. Нет, я не плохой, я прогнивший. – Нет, вы не плохой, вам просто больно. – Да что ты знаешь о боли!
- – Даже если вы совсем запутались, с каждым бывает! Боритесь за свою жизнь! – Какую жизнь?! Я во тьме!
- — Ты ведь не хочешь умирать. – Вы тоже. – Назови хоть одну причину. – Я назову две: вы танцуете танго и водите феррари лучше всех, кого я видел.
- — Куда же мне идти отсюда? – Вы сделали ошибку, танцуйте дальше. Как в танго. – Тебе знакомо это чувство, когда ты хочешь уйти, но потом понимаешь, что хочешь остаться?
- — Знаешь, что поддерживало меня все эти годы? Мысль, что, может, однажды женщина обовьет меня своими руками и ногами… — И что? – Я проснусь утром, и она будет со мной, и я буду чувствовать ее теплый запах… Но я отказался от этой мысли.
- Сейчас в каждой семье есть свой придурок.
- Но хуже всего ампутированная душа. Душу протезом не заменишь.
- Он никого не продаст ради своего будущего. И это называется честностью, это называется мужеством. Вот из чего должны создаваться лидеры. Я сейчас нахожусь на распутье. Я всегда знал, какой путь правильный. Знал всегда, без исключений. Но никогда не шел им. Потому что это было слишком трудно.
- Правильный путь – путь принципов, формирующих характер.
Отзывы:
- Как страшно созерцать самовольное падение чьей-либо души, иеще страшнее понимать, что низвергается не только конкретные души людей, но и само слово «душа». Закомплексованность предрассудками, заключение в рамках системы, отсутствие высоких идеалов. Все это — главные признаки и определения современного общества. И как мало тех, кто способен вырваться из серой толпы с яростным протестом против. Но еще меньше тех, на чей протест ответят не градом тухлых помидоров, а восторженными овациями приятно пораженных людей…https://www.kinopoisk.ru/user/31547/comment/160536/
- В фильме Мартина Бреста нет женщин, как нет в нем никакого другого человеческого запах, кроме аромата хорошо подогнанных костюмов. Единственная «любовная» сцена в фильме условна! Полковник, столько говоривший о магической силе эроса, не завоевывает женщину, не соблазняет, а платит за ее благосклонность. Фиаско, за которым должно навалиться горькое осознание собственного бессилия и тогда уж точно полю в лоб.https://www.kinopoisk.ru/user/132188/comment/245950/
- У каждого из персонажей происходит скачок ввысь, полет к новой надежде и осознанию своей востребованности. У слепого подполковника в отставке хватило сил и способности вдохновить молодого парня на правильный поступок, и Френк сам того не замечая, привнес удивительный контраст в серую реальность Чарльза. Он преподал Чарльзу самый великий урок- умение принимать решение во что бы то ни стало и, также, умение отдергиваться от щекочущих мыслей о прекрасном будущем путем предательства, но твердо стоять до конца.
Чарльз Симмз вдохновил Френка на новое рождение, на переосмысление своего, на первый взгляд, трагического положения.
Речь в финальной сцене героя несравненного Пачино может истолковываться как полезнейший инструктаж жизни, очень важный для каждого человека. Диапазон актуальности этого послания простирается от века до века. Эта тема не имеет временных ограничений, равно как и все прекрасное. https://www.kinopoisk.ru/user/219022/comment/211036/ - Получилось так, что жизнь иногда связывает несовместимые души, которые по отдельности бракованные, а в совокупности создают нечто мощное, целое. Взаимная помощь. Взаимное понимание. Взаимное дополнение… Из жизненного ада к собственному раю. Отношение героев к жизни всё равно по ходу фильма меняется, но в итоге мы верим в добрый финал, ибо в хорошее верить гораздо приятнее… https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/844129/
- Так что там с моральной стороной вопроса? В начале рецензии я писал, что фильм должен в первую очередь нести идею. Фильм должен чему-то учить нас. Так вот именно после «Запаха женщины» я кардинально пересмотрел свои взгляды на жизнь. Теперь я действительно понял, что «честь», «честность» — это не пустые слова. Что нужно всегда быть верным своим принципам. Никогда не отступаться от них. Финальный монолог Пачино просто разрывает наше сердце на куски. «Путь принципов, создающих характер. Создающих истинных лидеров». Все верно, по жизни очень трудно идти правильным путем. И я не буду ставит скобки. Мы прекрасно понимаем, что это за путь. Не стоит бояться трудностей. Не стоит отступаться от своего мнения. И тогда мы станем не просто частью общества. Мы станем настоящими Людьми. Какими являются Чарли и полковник. https://www.kinopoisk.ru/user/1187617/comment/940897/
- Почему страдает герой Аль Пачино? От слепоты? От надвигающейся старости? От одиночества? А может быть, от груза жизненного опыта, в котором разочарования перевешивают радости, и от осознания того, что в этом мире нельзя быть собой, иначе не выживешь, а чтобы выжить, надо «изменять жене, предавать друзей, стучать на одноклассников, говорить людям то, что они хотят от тебя услышать», короче быть сволочью. В душе полковник Слейд обладает прекрасными качествами, но они, как правило, оказываются невостребованными в этой жизни, поэтому приходится «быть как все». Когда ты не можешь быть собой, ты не можешь быть счастлив, никакие видимые успехи тебя не радуют. Поначалу ты выживаешь, а потом понимаешь, что тебе и жить незачем. Именно к этому и приходит главный герой фильма.
В жизни полковника нет ни удовлетворенности собой и людьми, ни душевных привязанностей, ни зрения. Единственное, что заставляет его чувствовать себя живым — это бунт, ссоры с родственниками, демонстрация наплевательского отношения к людям да мелкие удовольствия вроде выпивки, секса по телефону и гонках на Феррари. Полковник устал жить, устал искать причину для своего существования. При этом, как ни парадоксально, это один из самых жизнелюбивых людей. В душе ему не хочется умирать, но он уже отчаялся найти нечто, что могло бы восполнить пустоту в его сердце.
Фильм полон парадоксов: очень хороший человек считает себя плохим и прогнившим, слепой обладает редкой зоркостью, тот, кто получает массу удовольствий даже от маленьких радостей и очень любит жизнь, пытается с собой покончить, мужчина, который мог бы стать мечтой любой девушки, не может себе никого найти; совсем юный парень ведёт себя по-взрослому, а взрослый человек оказывается беззащитным, как ребёнок. А сколько в жизни вот таких парадоксов, и сколько несправедливости! Но это фильм о том, что справедливость всё-таки есть. Проблема Чарли разрешается благодаря Слейду, и эта история заканчивается полной победой. Победой чего? Вечных ценностей.
Этот фильм учит нас тому, что надо быть собой, жить по своим принципам и потому, что вы искренне верите в них, а не потому, что так жить «модно», «нужно», «сейчас такие времена» или «это никто не оценит». Не нужно считать, что хорошие качества — честность, доброта, любовь, гуманность — являются атавизмами, оставшимися с рыцарских времён, которые сейчас только мешают жить. Наоборот, помните, что именно они помогают жить, и они всегда будут востребованы, потому что ничто не приносит большего удовлетворения, чем присутствия рядом с тобой человека, который не обманет и не предаст, который искренне желает тебе добра. Именно это помогло героям фильма выжить: Слейду — обрести душевный покой и вкус к жизни, а Чарли — обрести прекрасного друга и защитника. https://www.kinopoisk.ru/user/1238580/comment/995177/
Сходная проблематика:
- 1+1 (Intouchables), реж. О.Накаш, Э. Толедано, 2011.
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Великан (The Mighty), реж. Питер Челсом, 1998.
- Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (The Sunset Limited), реж. Томи Ли Джонс, 2010.
- Держи ритм (Take the Lead), реж. Лиз Фридлендер, 2006.
- Доживем до понедельника, реж. Станислав Ростоцкий, 1968.
- Заклинатель лошадей (The Horse Whisperer), реж. Р.Редфорд, 1998.
- Картахена (L’homme de chevet), реж. Ален Мон, 2009.
- Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), реж. Питер Уир, 1989.
- Перекресток (Crossroads), реж. У.Хилл, 1986.
- Писатели свободы (Freedom Writers), реж. Р. ЛаГравенес, 2007.
- С первого взгляда (At First Sight), реж. Ирвин Уинклер, 1999.
- Человек без лица (The Man Without a Face), реж. М.Гибсон, 1993.