КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Семь самураев.

Семь самураев (七人の侍, Shichinin no samurai), реж. Акира Куросава, 1954.

Как бы вы поступили, когда вам ничего не остается, кроме как сражаться за свою жизнь? Можно сражаться самому, а можно обратиться за помощью к профессионалам. Но борьба за твою жизнь не может происходить без тебя.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: война, выход из трудной ситуации, взаимопомощь

Мотто: Защищаться труднее, чем нападать.

Круг психологических проблем:

  • война
  • нищета
  • безвыходность
  • выход из трудной ситуации
  • насилие
  • угнетение
  • рабство
  • унижение
  • классовые различия
  • голод
  • наставник
  • управление
  • страдание
  • традиции
  • единство
  • выученная беспомощность
  • мотивация
  • борьба
  • характер
  • команда
  • сотрудничество

Системы отношений:

  • человек-смерть
  • учитель-ученик
  • человек-человек
  • свобода-рабство

Черты характера:

  • решительность
  • смелость
  • трусость
  • жадность
  • тщеславие
  • гордость
  • самопожертвование
  • благородство

Эмоциональная парадигма:

  • страх
  • напряжение
  • сочувствие
  • спокойствие
  • невозмутимость

Нравственные категории:

  • честность
  • уважение
  • ответственность

Символизм, метафоры:

  • барабаны
  • мельница
  • поклоны
  • рис
  • меч

Выразительные средства:

Дополнительные вопросы:

  • Крестьяне — метафора выученной беспомощности, а самураи – метафора терапии.
  • Какова мотивация каждого из самураев и крестьян как героя совокупного?
  • Черты, характеризующие крестьян, как совокупного героя.
  • Отряд самураев как сумма личностей.

Цитаты:

  • Давайте отдадим все бандитам, а потом повесимся.
  • — Возьмут ли самураи зерно вместо денег? – Тогда найдите голодных самураев.
  • Защищаться всегда труднее, чем нападать.
  • Если будешь вести с ним себя, как со взрослым, он станет взрослым.
  • Они крестьяне, они всего боятся… Бессознательно.
  • Вы должны бегать на поле боя, иначе вы проиграете.
  • Я знаю, как тяжело живется крестьянам, но иду с вами совсем не ради них, а ради того, чтобы иметь честь сражаться с вами плечом к плечу

Отзывы:

  • Классическую ленту Акиры Куросавы «Семь самураев» принято позиционировать, как чрезвычайно человеколюбивый фильм, с серьезным таким гуманистическим посылом. Вздор. Право же, в картине нет ни одного по-настоящему положительного героя, нет, по сути, и подвига, а если и есть, то совершившие его, оказываются последними, кому он был нужен, особой любви к людям также не наблюдается. Конечно, исходя из объективных предпосылок, а для некоторых еще и воспоминаний о детских просмотрах, все ожидания нацелены на то, чтобы увидеть красивую, трогательную и несколько прямолинейную олдскульную ленту, которой заранее все это простить, за высочайшее мастерство исполнения и время появления на свет.
    В результате оказывается, что прощать «самураям» вообще нечего. Так уж получилось, что назовем ее «концепцией подвига» в одном из самых известных фильмов о собственно подвиге, места не нашлось. А картина, видимо в силу своего классического статуса воспринимаемая исключительно серьезно, оказывается довольно ироничной, если не сказать стебной. Классический сюжет, при этом перевернутые персонажи, перевернутые сюжетные линии, все признаки иронии налицо. Как оно должно быть «на самом деле», понятно. Отважные самураи самоотверженно встают на защиту бедных, страдающих крестьян, те в свою очередь своих спасителей боготворят, а как результат злые бандиты, конечно, побеждены, и все заканчивается хорошо. Слава героям и все такое прочее. Вот только у Куросавы все происходит совсем не так.
    Для начала, скажем, что бандиты в фильме выступают злом эфемерным, абсолютно обезличенным. Никакой смысловой или идейной нагрузки они не несут, нужны лишь для развития сюжета. Противостояние между самураями и бандитами, хотя формально и вынесено на первый план, является лишь сюжетной завязкой и автора практически не интересует. Второе, «настоящее» противостояние, ради которого и снимался фильм, происходит между самураями и крестьянами. Здесь именно они по разные стороны баррикад, пусть даже сами не сразу это понимают. Собственно центральный конфликт между спасителями и спасаемыми оригинален для художественного кино настолько, что даже список из одного-двух названий, из того что было снято до или после, не складывается.
    Так Куросава тратит целый час эфирного времени на то, чтобы показать, как формировался отряд из семи отважных. И делает это не столько ради того, чтобы познакомить зрителя со всеми персонажами, сколько ради того, чтобы показать насколько разной была их мотивация. Безродный выскочка-самозванец хочет наконец-то определиться кто же он на самом деле, юноша хочет найти учителя и стать настоящим мужчиной-воином, еще одному нечего есть, другому просто нечего делать. И пусть всего лишь один заявляет напрямую, «что я знаю как тяжело живется крестьянам, но иду с Вами совсем не ради них, а ради того чтобы иметь честь сражаться с Вами плечом к плечу», очевидно, что из всего отряда только его лидер отправился в деревню исключительно ради того, чтобы помочь чужим людям. Именно ему и придется больше всех пожалеть об этом.
    Крестьяне отвечают самураям «взаимностью». Ни одного спасибо не будет сказано, ни одного по-настоящему положительного поступка мы от них не увидим. Право, не воспринимать же за них банальное стремление выжить любой ценой, которое и животным вполне себе присуще. Любовная линия, по сути, стандартный атрибут таких сюжетов здесь играет непривычную роль, и, пожалуй, наиболее наглядно отображает основной конфликт. Один крестьянин говорит убитому горем отцу, «по крайней мере, она была с самураем, а не с бандитом». То есть понятно, что чтобы не происходило, и те и другие для них враги, просто из двух зол выбирают меньшее. И шикарная развязка, когда обесчещенная девушка сама бросает любимого, предпочитая остаться в родной деревне и всю жизнь прожить с этим позором, но среди своих. Сила кастового духа, что сделаешь.
    Таким образом, кино совсем не о том, как самураи победили бандитов. Главное то, что автор весь фильм сталкивает между собой самураев и крестьян, выставляя в более неприглядном свете то одних, то других, но, несмотря на финальное «победили крестьяне, не мы» сам для себя победителей здесь не находит. При этом пропасть между классами столь велика, что даже совместно пролитая кровь ее ничуть не сближает. А еще в Самураях, так, между прочим, самом известном кино о средневековой Японии, Куросава пристально изучает общество того времени, но не находит в нем никакой положительной первоосновы для формирования современной японской ментальности. В свете этого интересно, в Японии все приняли картину столь восторженно, или в этот раз лишь по счастливому случаю голоса урапатриотов были заглушены восторгом ценителей прекрасного? https://www.kinopoisk.ru/user/157716/comment/762726/
  • Для меня эти семь самураев стали символом борьбы и противостояния, симолом свободы. Именно они сумели обьединить изнывающую от страха деревушку перед лицом врага. Куросава очень точно уловил веяния того времени, все выглядит пугающе достоверно. Внимание режиссера к каждой детали, к каждой мелочи — поражает. Можно сказать, что для послевоенной Японии, картина стала своего рода символом добра и добродетелей. Семь самураев преподносятся режиссером как будто они супергерои, в контексте того времени, конечно, это так и было. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/258819/
  • Центральная тема «Семи самураев» — подготовка к вооруженному противостоянию с бандитами и сражения с ними. Но основной конфликт — в непримиримых различиях между временными вынужденными союзниками: крестьянами и самураями. Разные сословия, разная ментальность, образ жизни, этические нормы — в обычной жизни они сосуществуют как параллельные прямые, но пересечься их в маленькой деревне заставил самый мощный аргумент за всю историю человечества: голод. Две чашки риса в день для профессионального воина как возможная плата за жизнь — невеликая цена, но выбора нет, а главное — настоящий самурай знает, что в любой момент он должен быть готов умереть, и не страшится этого. Профессия самурая неизменно связана со смертью, призвание же земледельца — мирно выращивать рис, ячмень и овощи, напротив, жизнеутверждающая. Крестьянин как самое святое охраняет свой дом и семью, а воин в походе должен забыть о близких, если они у него есть. Самурайский кодекс достоинства, чести и стоицизма не позволяет убивать сдавшегося врага, простолюдины в этом смысле беспринципны: вполне способны убить и ограбить раненого воина, бросаются всей деревней на одного, из мести расправляются с пленником. Они слабы и трусоваты поодиночке, зато все вместе решительно и смело преодолевают любые катаклизмы и превратности судьбы. Жители деревни сродни природной стихии, каждый же из семи самураев показан уникальной самостоятельной личностью. В изображении их есть и уважение, и теплота, и ирония и даже трагический пафос. Аристократичный юноша Кацусиро Окамото, гуляя по изумительной красоты цветочной поляне, влюбляется в крестьянскую девушку, а потом трогательно о ней заботится и делится с ней своей порцией риса. Чистота, свежесть, нежность их первой любви вносит толику романтизма в драматичное повествование. Мудрый лидер великолепной семерки Камбэй Симада — образец идеального самурая и к тому же философ: именно он произносит главные слова «от автора». Мастер меча Кюдзо — вообще сверхсамурай: все свободное время он дремлет сидя, а почуяв опасность, моментально просыпается, рубит врагов пачками и после снова засыпает. Особняком стоит трагикомический Кикутиё — самурай не по происхождению, а по духу, переживший все беды голодного сиротства, буйный балагур и смельчак, он как никто понимает и жалеет крестьян — своих соплеменников и находит с ними общий язык. https://www.kinopoisk.ru/user/1284749/comment/2249718/
  • Образ крестьян исчерпывающе передан в искрящем монологе Кикутиё, наизнанку выворачивающем персонажа, скрывающегося за маской дерзости и удальства. Крестьяне – лжецы, хитрецы и трусы, они относятся к самураям с боязливым пиететом, с каким овцы относятся к овчаркам, отгоняющим волков от стада. Они помнят, что овчарки тоже могут убивать. Они боятся бандитов, однако хорошо освоили тактику «все на одного». Земледельцы умеют убивать, когда чувство локтя пересиливает страх перед врагом. Соль земли, как говорят о них, но свои раны и слабости нужно прятать подальше от соли. Так и жили они, крестьяне и самураи, в вечной необъявленной войне. Этот подтекст добавляет напряжённость в отношения защитников и жертв: это не симбиоз и не сотрудничество. Ронинов используют и выбрасывают на свалку истории, не пролив по ним слёз. Боевые храбрость и достоинство теряют ценность, но не в душах дворян-бойцов, а в глазах общества. Эти качества не нужны, когда всё хорошо, бояться нечего, а в запруде зреет рис. И зреет новое время, без чести и доблести, мир пороха и ружей. Не зря герои погибали лишь от ружейных выстрелов – доказательство того, что в деле традиционного соперничества им нет равных, а время устанавливает новые правила, перед которыми заветы самураев слишком уязвимы. В фильме отчётливо виден антимилитаристский посыл, которым было пропитано кино тех лет. Сама фабула о бедных, но смелых солдатах – не только грустный взгляд в прошлое самурайства, но и прощание с армией, которой Япония лишилась в 1945-ом. Самураи больше не нужны. Век воинов не долог, а крестьяне будут всегда – жадные, слабовольные, глупые, всетерпящие, всепобеждающие. https://www.kinopoisk.ru/user/661898/comment/2138675/
  • Так о чем же фильм? А фильм о простоте подвига, о том, что хладнокровные, безжалостные воины вдруг оказываются способными на сострадание, милосердие, любовь и готовы отдать свои жизни за благополучие одной маленькой деревеньки. Причем совершая свой подвиг, эти самураи не только спасают крестьян, но и дарят им внутреннюю свободу. Преодолевая укоренившееся чувство животного ужаса, уничтожая своего противника, крестьяне прекращают пресмыкаться, встают с колен и начинают новую жизнь, в которой нет уже места страху и унижению. Вот примерно так я понял то, что хотел до меня донести Куросава. https://www.kinopoisk.ru/user/88051/comment/292145/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *