КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Письма с Иводзимы.

Письма с Иводзимы (Letters from Iwo Jima, яп. 硫黄島からの手紙), реж. Клинт Иствуд, 2006.

Родина и патриотизм – для воюющих сторон они будут разными, а любовь и дружба – одинаковыми. На войне добрые люди убивают добрых людей – зачем?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: война, маленький человек, мужество, лидер

Мотто: Мы роем свои могилы сами.

Круг психологических проблем:

  • война
  • история
  • идеология
  • пропаганда
  • когнитивные искажения
  • заблуждение
  • маленький человек
  • субпасионарность
  • патриотизм
  • лидер
  • характер
  • планирование
  • управление
  • воспоминания
  • мотивация
  • стереотипы
  • подготовка к смерти
  • традиции
  • самоубийство
  • выбор
  • конфликт
  • благодарность
  • шовинизм
  • мужество
  • гуманизм

Системы отношений:

  • человек-человек

Черты характера:

  • уверенность
  • самоуверенность
  • профессионализм
  • доброта
  • смелость
  • преданность
  • благородство

Эмоциональная парадигма:

  • безнадежность
  • страх
  • отчаяние
  • разочарование
  • боль

Нравственные категории:

  • долг
  • честь
  • уважение
  • милосердие

Символизм, метафоры:

  • ходьба
  • берег
  • пояс из 1000 стежков
  • песня детей

Выразительные средства:

  • монохром

Дополнительные вопросы:

  • Диада двух главных героев «солдат – генерал».
  • Какие когнитивные искажения, бывшие в то время официальными установками, транслируют герои фильма?

Цитаты:

  • Неужели я сам себе рою могилу?
  • Мой долг – служить своей стране.
  • Командование отправило на смерть не только солдат, но и нас.
  • Чем дольше мы будем удерживать этот остров, тем дольше наши дети будут в безопасности.
  • Никто из вас не имеет права умереть, пока не убьет десять американских солдат.
  • Мы – солдаты императора. Нам остается умереть с честью.
  • Я всегда считал американцев трусами. Но я ошибался. Нам так говорили.
  • Я обещал сражаться до последнего за свою семью. Но это очень трудно, когда думаешь о семье.
  • Поступай правильно, потому что это правильно. Целую, мама.

Отзывы:

  • «Ни один японский солдат не должен умереть, пока он не убьёт десять врагов. Пусть каждый считает вверенную ему позицию своей могилой»Тадамити Курибаяси
  • Это вроде бы очень традиционалистское, архаическое на первый взгляд кино (эффект усиливает то, что Иствуд погасил цвета, особенно в сценах на острове, и фильм, снятый на цветную пленку, выглядит почти черно-белым), по сути, выворачивает жанр наизнанку. Дело даже не в том, что американец — неслыханная вещь — снимает сочувственную ленту о воинах микадо. Демонстративно поднимаясь над схваткой — два противника, два фильма, — Иствуд сводит на нет саму возможность патриотической риторики. Нет правды, нет родины, нет врага, нет смысла — есть только песок и камни. Где-то тут надо бы употребить слово «гуманизм» — но чтобы сегодня всерьез произносить такие вещи, нужно обладать иствудовским мужеством. https://www.afisha.ru/movie/pisma-s-ivodzimy-178644/?reviewid=154014
  • Конечно, Иствуд снимал дилогию о разнице менталитетов. Япония требует от своих солдат беспрекословной преданности. Америка (после всего ими пережитого) – еще и финансовой отдачи. Американцы не приходят на войну умирать. Для них армия – романтическая мужская игра. Они настроены на жизнь и заранее словно бы не верят, что по ним будут стрелять по-настоящему. Когда бежавшему справа сносит полголовы, они поначалу очень удивляются. Японцы приходят на войну именно умирать – за императора-солнце и потому, что сказали: надо. Одна из самых диких сцен «Иводзимы» – ритуальное самоубийство по кругу японского отделения, понимающего, что битва проиграна. С криком «банзай!» каждый по очереди подрывает себя гранатой. Не лучше ли выскочить с этой гранатой и взорвать врага? Отчего-то не лучше. Стремление Иствуда проникнуть в японскую ментальность неудивительно. Естественно, что человек, воспитанный вестерном, жанром, восходящим к самурайской культуре, должен желать постичь Японию. Впрочем, для Иствуда важнее не разъединяющее, а объединяющее: что среди японцев тоже было много таких, кто хотел вернуться живым, к семье. https://www.film.ru/articles/peshchernaya-pravda
  • На войне сражаются не президенты, не вожди, и не императоры. За Родину погибают молодые ребята, которых дома ждут жены, дети и матери. И совершенно неважно за какую страну ты воюешь, ведь у твоего врага, так же как и у тебя, есть семья, и его мать пишет такие же письма с просьбами вернуться домой целым и невредимым. На войне погибают солдаты-исполнители, выполняющие чужие приказы свыше, даже, если это приказ стоять до последнего и умереть с честью. Война высокостоящих политиков и военачальников — это, в первую очередь, слезы народа, как американского, так и японского, потерявшего своих сыновей. https://www.kinopoisk.ru/user/574091/comment/500895/
  • Здесь изображена подлинная трагедия человека, которому пришлось стать солдатом и убивать во благо. На войне невозможно уцелеть, ведь у каждого выжившего безвозвратно калечится душа. Поэтому тысячу раз права озвученная мысль, что ‘солдаты не возвращаются домой…никогда!’ https://www.kinopoisk.ru/user/979284/comment/1474224/
  • Война ломает, калечит, втаптывает в грязь, разрывает тело и уродует душу. Это не красивая рекламная картинка с улыбающимися солдатами, но это и не подвиг во славу Отчизны, – потому что нет славы в убийствах, нет подвига во лжи.https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1578308/
  • Картина говорит нам о том, что всё это, вся эта война или любая другая — это не что иное, как бездумное и беспощадное уничтожение себе подобных, являющееся глупостью и мерзостью в высшей степени. Здесь хорошо показана идея острого непонимание того, за что и против кого всегда ведутся все войны на свете. С любой стороны баррикад всегда найдутся бездушные твари, сволочи и ублюдки, не редко, к сожалению, имеющиеся и в рядах главнокомандующих, но и всегда есть абсолютно обычные такие же, как мы с вами живые люди, у которых есть родители, дети, любимые и близкие, которые ждут их дома. Ещё вчера вы могли сидеть за одним столом, а завтра вынуждены будете оказаться по разные стороны, потому, что так решили за вас и выбор у вас не велик. Ведь, когда беда приходит к вам дом, вам ничего не остаётся, как всеми силами защищать, то единственное, что у вас есть. Что бы ни случилось, и как бы ни распорядилась судьба, никогда нельзя забывать о том, что мы всё-таки люди, а не животные и поступать по чести и совести. Ведь это единственное, что ещё, возможно, осталось у людей, хотя порой всё реже в это верится. https://www.kinopoisk.ru/user/614482/comment/879973/
  • Ну а в ‘Письмах’ задается самый главный вопрос: а что же это такое, патриотизм? Что будет лучшим служением своей стране? Самоубийство, причиной которому — нежелание сдаться, или же борьба до конца, пусть и закончившаяся пленом? Что важнее — придерживаться своих убеждений или убеждений своей страны? Или же это одно и тоже? Герои Иводзимы ответили на эти вопросы. И вы тоже, быть может, ответите на них и поймете, что для вас значат долг, честь, патриотизм… https://www.kinopoisk.ru/user/399971/comment/359871/

Сходная проблематика:

  • Александр (Alexander), реж. Оливер Стоун,  2004.
  • Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now), реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1979.
  • Взвод (Platoon), реж. Оливер Стоун, 1986.
  • Город жизни и смерти («Нанкин! Нанкин!» 南京!南京!), реж. Лу Чуань, 2009.
  • Империя Солнца (Empire of The Sun), реж. С.Спилберг, 1987.
  • Наши матери, наши отцы (Unsere Mütter, unsere Väter), реж. Филипп Кадельбах, 2013.
  • Несломленный (Unbroken), реж. Анджелина Джоли, 2014.
  • Паттон (Patton), реж. Франклин Шаффнер, 1970.
  • Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan), реж. С.Спилберг, 1998.
  • Тихий океан (The Pacific), реж. Джереми Подесва, Тимоти Ван Паттен, Дэвид Наттер, … 2010.
  • 1864, реж. Уле Борнедаль, 2014.

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *