Банши Инишерина.
В Программу курса кинотерапии «Депрессия»
Банши Инишерина (The Banshees of Inisherin), реж. Мартин Макдона, 2022.
Вы спокойно и привычно живете всю жизнь на краю мира в маленькой деревеньке, и вдруг ваш единственный друг будто сходит с ума, и начинают происходить странные события, разрушающие ваш устоявшийся мирок… Гражданская война, разгорающаяся в сердцах добрых соседей и старых друзей и приводящая к горестям и утратам.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: маленький человек, дружба, экзистенциальный кризис, депрессия, притча, война
Мотто: Войны разгораюся.
Круг психологических проблем:
- маленький человек
- субпассионарность
- дружба
- одиночество
- традиции
- провинция
- гостинг
- депрессия
- самоповреждение
- ссора
- эмпатия
- сочувствие
- отвержение
- самоизоляция
- самопознание
- отношения
- бессмысленность
- экзистенциальный кризис
- притча
- смысл жизни
- самосожаление
- переоценка ценностей
- взаимопомощь
- любовь
- философия
- разрыв отношений
- утрата
- бунт
- виктимблейминг
- трагедия
- восстановление отношений
- смирение
- необходимость изменений
- война
- любовь к жизни
- конфликт
- расставание
- страх смерти
- духовность
- отвержение
Системы отношений:
- человек-человек
- брат-сестра
- друг-враг
Черты характера:
- суровость
- доброта
- наивность
- глупость
- гордыня
- покладистость
- доброжелательность
- искренность
Эмоциональная парадигма:
- отчаяние
- грусть
- печаль
- тоска
- горе
- удивление
- злость
- разочарование
- скука
- ужас
- страх
- обида
- нежность
- ревность
- недоумение
- растерянность
Нравственные категории:
- прощение
Символизм, метафоры:
- море
- окно
- земля
- метафоричность
- пальцы
- ослик
- закат
- старуха
- остров
- зеркало
- пожар
- камни
Выразительные средства:
- пейзажи
- ирония
- музыка
- животные
Дополнительные вопросы:
- Что на Колма нашло?
- Почему Подрик воспринял поведение Колма так трагично?
- Как и в чем проявляется в Подрике любовь к жизни?
- В чем заключена метафора гражданской войны?
Цитаты:
- — Почему он не открыл мне дверь? – Может, ты ему больше не нравишься?
- — Колм с тобой? – Нет. – Он всегда с тобой.
- Ты ничего не сказал и ничего мне не сделал. Ты мне просто не нравишься.
- Нельзя просто так взять и поссориться!
- Может, все это нужно, чтобы ты научился постоять за себя?
- Я думаю, что время от меня ускользает, я чувствую, что должен потратить его на размышления и творчество.
- — Он скучный. – Он всегда был скучным. Что изменилось? – Я изменился. – Но ты живешь на острове возле Ирландии, на что ты надеялся?
- Вы все чертовски скучны со своими идиотскими обидами.
Отзывы:
- Банши в ирландском фольклоре или у жителей горной Шотландии — это разновидность фей–предвестниц смерти.
- Однако наделе это кино об отвержении и сепарации — прерванной дружбе, безответной любви и горькой утрате. Фоном для выяснения многочисленных отношений служит угасающая гражданская война, которая разгорелась вслед за Первой мировой и войной за независимость Ирландии (то есть буквально фоном — пушечные выстрелы регулярно видны и слышны с берегов Инишерина). Это был конфликт двух мировоззрений: ирландцы, которые хотели быть сами по себе, сражались с ирландцами, которые хотели остаться частью Великобритании. Конфликт Патрика и Колма тоже, в сущности, конфликт мировоззрений: один из них хочет просто жить, а второй воспринимает жизнь как проект, который обязан иметь результат, способный остаться в истории. И та, и другая точка зрения имеют право на существование, но друг с другом несовместимы. И это, наверное, нормально: дружбы заканчиваются, люди расходятся каждый своей дорогой. Другое дело, каким количеством сожженных хижин, физических увечий и смертей все это оборачивается в конечном итоге. В идеальном мире — нулевым, но мы живем не в идеальном мире, и нет на самом деле никакого острова Инишерин, а на Инишерине нет никаких банши (хотя мистическая старушка, предвещающая смерть, все-таки имеется). https://www.gazeta.ru/culture/2022/12/18/15957937.shtml
- Просмотр не покажется лёгким, даже несмотря на несколько бытовых забавных моментов. Сюжет нетривиальный, но как будто бы понятный. Ты живешь себе на маленьком острове, вокруг идёт непонятная тебе гражданская война, но у тебя всегда есть любимая ослица, лучший друг и пинта пива. А в один день друга больше нет. И ты совсем один, это сьедает изнутри.
Гротескность «Банши» проявляется лишь в персонаже старухи, а также в ультиматуме. В остальном это безрадостная, но обычная такая жизнь. Примерно так себе ее и представляешь на отдаленном острове сто лет назад. Советовать не могу, но своего зрителя картина найдёт. Интересно, что ближайший референс — «Голгофа» другого Макдоны. Если же вы фанаты Мартина, то не факт, что зайдёт: слишком притча, слишком неразвлекательно. Я же в восторге, если можно так сказать о состоянии подавленности, вызванным каким-то искусством. https://t.me/kinoknigisolnyshko/1276 - Хотя в данном случае звучит ещё один, особенно конкретный и особенно болезненный, о том, что всё-таки важнее — доброе ли сердце, возвышенный ли ум? Ответ в итоге не устроит ни кроткого глуповатого Подрика, ни горделивого мудреца Колма, поскольку поставит под сомнение саму человеческую природу. Перед лицом отчаяния окажутся одинаково бессильны и отзывчивость скотопаса, и интеллект музыканта. Не говоря уже о такой мелочи, как дружба, похожей на спасительную соломинку в «Брюгге» и «Семи психопатах», но в «Банши» идущей ко дну вместе с другими социальными ценностями. https://rg.ru/2022/12/21/palec-na-otsechenie.html
В «Банши Инишерина» легко стать соучастником истории. Сначала думаешь, как бы сам поступил в такой странной ситуации, а затем вместе с героями ищешь выход из нее. Оказывается, разногласиям Колма и Порика не помог бы даже высококвалифицированный дипломат. Впрочем, кино все равно раскрывает заявленную проблематику с нетипичного ракурса. Во-первых, МакДона размышляет о судьбе художника и его жертвах. Отшельник Колм отказывается от старой дружбы и даже собственных пальцев — ведь одиночество и лишения всегда преследуют больших творцов. Кто-то жертвует личной жизнью и хобби, кто-то — здоровьем. Во-вторых, фильм трагично показывает события Ирландской гражданской войны. Все военные действия происходят где-то вдалеке на большой земле — герои лишь изредко слышат взрывы и стрельбу. Но испорченные отношения Колма и Порика рифмуются с конфликтом революционеров: два близких человека не готовы простить друг друга из-за принципов и разных взглядов на жизнь. И потому доставляют боль всем вокруг. Наконец, «Банши Инишерина» задает много вопросов о дружбе и вражде. Что скрепляет людей годами: скука, страх остаться в одиночестве или общие интересы? А что способно разрушить эту крепкую связь? Диалоги в фильме нередко прерываются живописными планами ирландской природы — так что времени на размышления точно хватит. https://journal.tinkoff.ru/banshee-inisherin/
- С другой же стороны, Макдона показывает глубокое одиночество своих героев. Если Падрайк, тяжело переживающий расставание с другом, открыто признаётся в своих чувствах, то остальные персонажи обманывают себя, считая, что одним им будет гораздо лучше. И здесь обнажается уже духовный конфликт, делящий всех участников действия на две группы — тех, кто любит жизнь за её простые радости и не хватает с неба звёзд, и тех, кто готов принести радости жизни в жертву ради амбиций и больших мечтаний. Падрайка все за глаза называют дурачком — он не знает, кто такой Моцарт, ежедневно посещает паб и даже в разговорах с родной сестрой не всегда понимает всех её слов. Но он ценит дружбу, радость и любовь, не стесняясь выражать свои настоящие чувства. В то время, как Колм — скрипач, которому хватает духа сказать правду только священнику, да и то не всю. Его мучает депрессия, и на склоне лет он осознал, что хочет оставить своё имя в истории, а не быть очередным безвестным жителем Инишерина. https://delartemagazine.com/movie/banshi-inisherina-muchitelnaya-smert-druzhby.html
- Аллюзии, коллизии, аллеи из камней, предсказания зловещих старух, повторяющиеся реплики, увеличивающие в повторении свой вес и колкость, смыслы и слои рассуждений о жизни, о дружбе, о творчестве и о его роли в жизни — так и рождаются легенды, странные истории обо всем и ни о чем. Что лучше – быть хорошим парнем или написать песню, которую запомнят с 17го или 18го века? Стоит ли дружить с человеком, с которым, со временем, у тебя не остается ничего общего? Что нужно сделать, чтобы не потерять друга? Как зарождается и как умирает дружба – а как вековая вражда? Нужно ли быть привязанным к близким и родным, если они тянут тебя на дно, не специально, просто самим своим присутствием?
И ничего особенного вроде, но вот стакан темного допит до дна. И хочется еще, и думаешь: пересмотреть или пойти попробовать дочитать Улисса в который раз? Бог его знает почему, но он – Бог, таки любит ирландцев — этих хороших парней. https://www.kinopoisk.ru/user/15417297/comment/3206920/ - И вот наконец казалось бы неразумные и абсурдные действия главных героев обретают смысл. Приходит понимание, что внезапно прерванная дружба — это желание сепарации, отрезанные пальцы — это символ жертв, на которые готов пойти народ ради своей независимости, случайная смерть горячо любимого домашнего животного — неизбежные жертвы среди мирного населения. Так начинается и развивается гражданская война.
Церковь и полиция бессильны и лишь формально подходят к своим обязанностям, особо не вмешиваясь, а ближайшее окружение уже ничего не может сделать. Все доводы рассудка, мольбы и просьбы бесполезны (дипломатия), когда конфликтующие стороны не готовы слушать друг друга и уперты в своих убеждениях, принципах и обидах. Дальше все по нарастающей, кровь за кровь, и никто уже не помнит, с чего все началось и не понимает как это закончить, и возможно ли это в принципе. У тех же, кто не желает принимать в этом участие, есть всего два пути: уехать и спастись или остаться и стать случайной жертвой трагедии.
Фильм, заставляющий задуматься о жестокости и бессмысленности войны, особенно гражданской. Раз за разом человечество наступает на одни и те же грабли, возникают так называемые ‘непримиримые противоречия’, и все сразу хватаются за оружие, не считаясь с неизбежными потерями и жертвами. Ведь ‘некоторые вещи никогда не заканчиваются’. https://www.kinopoisk.ru/user/141907/comment/3224646/ - Вопрос размолвки друзей — это еще и сложные рассуждения о природе творчества. Можно ли или даже нужно ли ради шедевра отказываться от друзей? Замените слово ‘друзья’ на семью, комфорт, свободу, мирское, и ракурс не изменится. Да кто вообще запомнит тебя, если ты будешь просто болтать ни о чем с друзьями, поглощая пиво? Или за то, что ты добрый? Моцарта любят за музыку, а кого из 17 века конкретно ты помнишь за то, что он был добрым?
‘Банши Инишерина’ — это прямое продолжение ключевой темы ‘Голгофы’. Поиск святости там, где ее нет, так же безнадежен, как поиск милосердия в разгар войны. Истинная вера противоречит греху, но какой из них страшнее? Уныние, гнев или членовредительство? Макдона уверен, что разницы нет. Наказание за грех — смерть. Так говорит Библия, а ирландцы никогда не были сильны в софистике. https://www.kinopoisk.ru/user/77777279/comment/3209105/ - Не высказывание, а крик режиссёра о том, что заглядывание человека в вечность и осознание своей конечности не является достаточным для мудрости — жизнеотрицание, последовавшее из такого осознания для главного героя, его буквальная смысловая ориентированность на вечность и небытие превращают его в слепца, который начинает множить вокруг себя зло.
Из фильма поочередно исчезают символы любви, доброты, правды, остается лишь виновник, уже неспособный дотянуться рукой до той самой вечности о которой он грезил, отвергнув и не заметив то, что казалось белым шумом, а оказалось- миром, в котором он был весомой гирькой на чаше весов добра и зла и который оказался разрушен им.
Остров — метафора нашего мира в его материально-физическом, бытовом понимании. Окружает его война и расстрелы — кажется, что нет жизни за его пределами. Только ледяной космос. Каждый из героев и героинь свой выбор сделал, но лишь одна не побоялась шагнуть за горизонт и найти что-то третье. https://www.kinopoisk.ru/user/2503912/comment/3227196/
Сходная проблематика:
- Адамовы яблоки (Adams æbler), реж. Андерс Томас Йенсен, 2005.
- Брат твой Каин, реж. Ирина Васильева, 2015.
- Вдаль уплывают облака (Kauas pilvet karkaavat), реж. Аки Каурисмяки, 1996.
- Диалог с моим садовником (Dialogue avec mon jardinier), реж. Жан Бекер, 2007.
- Пятая печать (Az ötödik pecsét), реж. Золтан Фабри, 1976.
- Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon), реж. Джулиан Шнабель, 2007.
- Ассоциации к ключевым понятиям фильма
- Задай вопрос герою
- Измерение ригидности (жесткости, тугоподвижности, неготовности к изменениям. vs. пластичности)
- Кто я в фильме?
- Мысли и чувства героев фильма