Отец.
Отец (The Father), реж. Флориан Зеллер, 2020.
Престарелые родители – это, наверное, всегда непросто. Но все становится намного сложнее, когда они начинают терять себя и вас еще при жизни. Блуждание в лабиринтах памяти без надежды на выход.
По пьесе Флориана Зеллера.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: старость, тяжелое заболевание, семья
Мотто: Другой видит по-другому.
Круг психологических проблем:
- старение
- семья
- деменция
- уход за инвалидом
- забота
- паранойя
- стол переговоров
- воспоминания
- тяжелое заболевание
- галлюцинации
- конфликт
- виктимблейминг
- потеря памяти
- ложь
- приготовление к смерти
- болезнь Альцгеймера
- дезориентация
- спутанность сознания
- обесценивание
- любовь
- иллюзии
- издевательства
- одиночество
- зависимость
- долг
- склероз
- бездетность
- апраксия
- выгорание
- дежа-вю
- беспомощность
- взаимонепонимание
- сомнения
- вытеснение
- выбор
- унижение
- старость
- утешение
Системы отношений:
- отец-дочь
- муж-жена
- человек-человек
- дети-родители
- реальность-ирреальность
Черты характера:
- бестактность
- грубость
- эгоизм
- терпение
- доброта
- саркастичность
- капризность
- подозрительность
Эмоциональная парадигма:
- отчаяние
- волнение
- грусть
- чувство вины
- обида
- ненависть
- амбивалентность
- тревога
- растерянность
- усталость
- ужас
- скорбь
- сочувствие
- страх
- нежность
- подозрение
Нравственные категории:
- неуважение
- милосердие
Символизм, метафоры:
- лестница
- квартира
- часы
- капли воды
- окно
- картина
- скульптура
- коридоры
- деревья
Выразительные средства:
- повторы
- музыка
- декорации
Дополнительные вопросы:
- Какой выбор стоит перед Энн?
- Видите ли вы аллюзию на короля Лира? В чем?
Цитаты:
- Я впадаю в отчаяние. Это уже третья сиделка.
- Ты меня бросаешь. Ты покидаешь меня. Что со мною будет?
- Вокруг нас творится что-то странное.
- Очень тревожно, что вещи пропадают.
- Вы – монашка? А почему говорите со мной, как с умственно отсталым.
- Я очень умен. Порой я сам себе поражаюсь. У меня память, как у слона.
- Мне будто негде приклонить голову.
Отзывы:
- Но дебютант в режиссуре большого кино Флориан Зеллер, взяв за основу свою же пьесу, взвалил на себя невероятную ответственность. Он ставит зрителя на место самого Энтони, заставляя его не смотреть, а проживать эту историю. В первой сцене картина выдаёт чёткую экспозицию: главный герой, его дочь, ситуация, которую придётся решать. Но уже через 15минут зритель чувствует растерянность вместе с пожилым персонажем.
Подобные сюрпризы сюжет будет подкидывать без остановки, заставляя гадать, злиться, пытаться как‑то рационализировать происходящее. Но это неизбежно приводит к провалу. Ведь цель автора — передать ощущения. И если в самом начале сюжета поведения героя Хопкинса кажется раздражающими выходками вредного старика, то в финале его почти истерические попытки изобразить, что он держит ситуацию под контролем, вызовут лишь сочувствие. https://lifehacker.ru/film-otec/
- Все сконструировано весьма ивесьма остроумно — множатся личности, отзываются эхом реплики, сталкиваются мизансцены. Но с какого‑то момента это теряет всякий смысл, кроме технического: новый поворот винта, новая реакция Хопкинса. Его герой отталкивающ и (реже) очарователен, страшен и жалок, язвителен и уязвим — такой ролью не стыдно подвести итог даже столь блистательной карьеры (но пусть сыграет еще сто, конечно). И зеллеровскую ловкость легко принять за глубину, тем более что речь идет о таком близком многим несчастье. Но есть ли она там на самом деле? Изнутри безумия не приходят надежные отчеты — честно ли подменять их такими манипулятивными шарадами? https://daily.afisha.ru/cinema/19449-ded-pey-tabletki-recenziya-na-oskarovskiy-film-otec-s-entoni-hopkinsom/
- Финал фильма бьет по самому сердцу. Нет, в нём не будет каких-то дешевых приемов по выжиманию слез, нет в нем и могил под дождем или уезжающего поезда, разлучающего главных персонажей. В концовке вы обнаружите саму суть существования, которое и без искусственных усилений драматизма выглядит трагично. Если нам удается дожить до глубокой старости, то все мы в итоге своей беспомощностью становимся похожи на самих же себя в первые годы или даже месяцы жизни. И самым важным человеком на свете в этот момент оказывается мама. Она же остается им и потом… даже когда ее уже нет. https://www.kinopoisk.ru/user/6676339/comment/2992278/
- Это страшное кино, рисующее картину, в которой все мы можем оказаться. Это нужное кино, позволяющее понять, что творится в сознании в такие переломные моменты. «Отец» — тот тип картин, который ты проживаешь вместе с героями. После просмотра она не выходит из твоей головы, а некоторые зрители, находящиеся в подобной ситуации, найдут успокоение в факте прощания с теми, кто еще остался с нами. https://www.kinopoisk.ru/user/277232/comment/3011961/
- Не открывая новых горизонтов и не обнаруживая скрытых смыслов, «Отец» является пронзительной и очень горькой иллюстрацией безжалостности старости, превращающей потерю рассудка в настоящий кошмар, в котором человек обречен пребывать до самого конца, питаясь таблетками и неумолимо приближаясь к вегетативному состоянию. Картина напрочь лишена романтизации или благородных метафорических посылов, какие мы могли наблюдать в недавней отличной «Реликвии». Это кино о том, что как бы люди не утверждали, что любят своих родителей, в случае, подобным Энтони, многие выберут собственную жизнь, не в силах видеть, как пожилой отец впадает в детство.
В связи с этим невозможно без слез наблюдать за финальными кадрами и потрясающей игрой Энтони Хопкинса, в которую он вложил все отчаяние и ужасающую беспомощность положения несчастного старика, даже не понимающего полностью, что с ним происходит, но не перестающего чувствовать от этого боль и горе. И заодно хотелось бы, чтоб после просмотра этой картины люди задумались – действительно ли вам будет так просто избавиться от угасающих родителей, чтобы жить полной жизнью, не терзаясь и не думая о том, каково им будет в специальном учреждении. Ведь если положение все-таки позволяет и вам никак не захочется идти на сделку с совестью, то, может, лучше немного потерпеть и постараться сделать все для себя возможное ради скрашивания последних дней престарелых матери или отца, поскольку им осталось совсем немного. https://www.kinopoisk.ru/user/559869/comment/3012027/ - Что в фильме меня тронуло, так это попытка показать, а что чувствует сам больной, когда вдруг обнаруживает себя в чужом доме, или когда не узнает людей, которые живут рядом, или когда видит, что незнакомые люди выдают себя за его родственников и т.д. Мы этого никогда не узнаем наверное, но в фильме есть попытка это предположить.
Очень реалистично показаны и переживания дочери, и возмущение, даже ярость ее мужа, которому старик-отец со своей ‘странностью’ рушит планы, мешает жить той жизнью, на которую рассчитывал. И даже мысленная попытка убийства, очень жизненно. https://www.kinopoisk.ru/user/64914790/comment/3212963/
Сходная проблематика:
- 1+1 (Intouchables), реж. О.Накаш, Э. Толедано, 2011.
- Быть Флинном (Being Flynn), реж. Пол Вайц, 2011.
- Дальше — тишина… Телеверсия спектакля Театра имени Моссовета, реж. Валерий Горбацевич, Анатолий Эфрос, 1978.
- Дневник памяти (The Notebook), реж. Н.Кассаветис, 2004.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Игры разума (A Beautiful Mind), реж. Рон Ховард, 2001.
- И жизнь, и слезы, и любовь, реж. Николай Губенко, 1983.
- Картахена (L’homme de chevet), реж. Ален Мон, 2009.
- Любовь (Amour), реж. Михаэль Ханеке, 2012.
- Надо мною солнце не садится, реж. Любовь Борисова, 2019.
- Осенняя соната (Höstsonaten), реж. Ингмар Бергман, 1978.
- Основные принципы добра (The Fundamentals of Caring), реж. Роб Барнетт, 2015.
- Отец (Dad), реж. Гари Дэвид Голдберг, 1989.
- Послесловие, реж. Марлен Хуциев, 1983.
- Почитай отца твоего и мать… твою! (כבד את אביך ואת אמך, בלאט), реж. Александра Рахмилевич, 2015.
- Судья (The Judge), реж. Дэвид Добкин, 2014.