Марсианин.
Марсианин (The Martian), реж. Ридли Скотт, 2015.
Итак, вы — Мэтт Дэймон, и вы оказались в одиночестве на необитаемой планете. Коллеги по уважительной причине покинули вас и улетели восвояси, оставив в вашем распоряжении транспортное средство, убежище и небольшой запас провизии. Что же делать? Шаг первый: посадите картошку. https://rg.ru/2015/10/07/marsianin-site.html
По роману Энди Уира «Марсианин».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наука, управление, мужество, преодоление
Мотто: Я не сдохну.
Круг психологических проблем:
- наука
- риск
- управление
- одиночество
- выживание
- творчество
- целеполагание
- выход
- преодоление
- характер
- крушение планов
- призвание
- самопожертвование
- приоритеты
- ценности
- победа
- мотивация
- самопознание
Системы отношений:
- человек — я-сам
Черты характера:
- мужество
- смелость
- трудолюбие
- целеустремленность
- решительность
- чувство юмора
- самоирония
- оптимизм
- вера в себя
- уверенность
- терпение
- упорство
- стрессоустойчивость
- сила духа
- стойкость
Эмоциональная парадигма:
- отчаяние
- паника
- радость
- боль
- чувство вины
- гнев
- разочарование
- страх
- ликование
Нравственные категории:
- гуманизм
Символизм, метафоры:
- росток
Выразительные средства:
- романтизм
- пейзажи
Дополнительные вопросы:
- Что для Марка более прекрасно, чем жизнь?
- Вы бы отправились спасать Марка и почему?
- Какие качества характера у вас есть и каких не хватает, чтобы выжить в сходной ситуации?
Цитаты:
- Я здесь не сдохну.
- Надо придумать, как вырастить еду на три года на планете, где ничего не растет. К счастью, я ботаник. Марс будет в ужасе от моих способностей.
- Я обязательно загнусь здесь, если буду слушать это жуткое диско.
- Не хочу показаться самодовольным, но я – самый лучший ботаник на этой планете.
- Изолента всегда работает. Изолента— это дар богов, ей нужно поклоняться.
- Я умираю за нечто более прекрасное, чем моя жизнь.
- — Это важнее, чем один человек. – Нет, не важнее.
- Это космос. Он не дружелюбен.
Отзывы:
- Долгое путешествие страшно не только из-за радиации. Есть серьезные опасения, что за 2,5 года в условиях постоянного стресса экипаж начнет вести себя неадекватно. Длительные эксперименты вроде «Марс 500» и подобных, которые на Земле имитировали условия длительной изоляции во время космического полета, показали, что людям тяжело выдержать такое испытание. У многих «космонавтов» проявлялся так называемый синдром третьей четверти, то есть постоянная тоска, потеря интереса к миссии и непреодолимое желание вернуться, когда до конца путешествия еще далеко. И это при том, что «экипажи» были исключительно мужскими: даже в коротких опытах с разнополыми командами выяснилось, что возникающее напряжение несовместимо с ответственной миссией и просто опасно для космонавтов. Так что показанная в «Марсианине» идиллия и единство экипажа «Гермеса» в настоящем полете вряд ли возможны. http://www.chaskor.ru/article/missiya_mechty_39543
· Ближе к финалу «Марсианин» скатывается в какую-то совершенно невыносимую клишированную «голливудщину», то демонстрируя всемирные переживания на площадях мира от Нью-Йорка до Пекина за судьбу американца на Марсе, то речи жизнеутверждающие речи Марка, взяты будто из брошюры по самосовершенствованию или самомотивации. Абсолютная прямолинейность фильма не оставляет никакого пространства для интерпретационных спекуляций, предъявляя все равно так, как оно есть без всякого подтекста. Остается разве что призадуматься над тем, к чему это в рамках поп-культурного дискурса возникает образ удобрения почв собственными фекалиями. Вдруг неспроста? http://www.newlookmedia.ru/?p=46752
- «Марсианин» же оптимистичен, жизнелюбив и, насколько возможно, избавлен от метафизики: это, можно сказать, социалистический реализм, картина о борьбе хорошего с лучшим, и лучшее побеждает — то есть, американская сверхидея о том, что даже одна человеческая жизнь ценнее целой вселенной. Пусть не всегда этот тезис оправдывается на практике, в кино он торжествует. Точно так же простодушный Уотни вдруг оказывается любимцем и лучшим другом всего населения Земли. А первоклассные актеры, которые задействованы у Скотта даже в ролях третьего плана (из ряда «кушать подано») с удовольствием отступают в тень одного находчивого астронавта, чей единственный подвиг — способность не пасть духом и выжить. http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1425143/
- Но интересен фильм «Ридли Скотта» не только этим. Еще одним его козырем является главный герой, непохожий на модных нынче в мейнстримовом кинематографе «плохих парней», социопатов и прочих сложных и противоречивых личностей. Нет, наш Марк Уотни не таков. …Он находчивый, дружелюбный, обаятельный, неунывающий, профессионал своего дела — положительный, с какой стороны ни посмотри. Ну, разве что выругается в адрес НАСА разок-другой, но исключительно справедливо и по делу — они там, на Земле, заслужили. С другой стороны, это лишает нас возможности и удовольствия наблюдать за развитием персонажа, и к концу он немного наскучивает своим неиссякаемым оптимизмом и жизнелюбием. https://rg.ru/2015/10/07/marsianin-site.html
- Вся эта махина вряд ли поднялась бы в космос, если бы в ее центре не был обаятельный, в правильной степени сардонический и вызывающий сочувствие герой. В не меньшей степени, чем фильм Скотта (или автора книги-первоисточника Энди Уира), «Марсианин» — кино Мэтта Дэймона, когда-то уже нуждавшегося в спасении в роли рядового Райана. Здесь Дэймон с легкостью переключается между тонкими, неочевидными материями — и источает убедительные, понятные эмоции от самоуничижительной иронии до исповедального отчаяния. Именно благодаря его усилиям «Марсианину» удается провернуть свой главный фантастический трюк — как водится, имеющий отношение не столько к спецэффектам и реалистичности космических полетов, а к гуманизму. Этот фильм ухитряется ни разу не спровоцировать у зрителя вопрос, почему конкретно этот рядовой представитель человечества нуждается в столь масштабном и бравурном спасении. http://www.timeout.ru/msk/artwork/354809/review
- Текст Уира предназначен вовсе не для учёных, а потому изобилует разъяснениями — Марк Уотни подробно расписывает потенциальному читателю отчётов о его марсианской жизни каждый свой шаг, едва ли формулы не пишет. И, несмотря на это, роман получился динамичным и напряжённым. Лишённый львиной доли научных подробностей фильм, казалось бы, должен был сконцентрировать и усилить динамику романа и его эмоциональный накал. Но нет. «Марсианин» не вызывает никаких переживаний. Самые мощные драматичные эпизоды показаны как бы вскользь, под бодрое диско. Чтобы у зрителя и сомнений никаких не возникло: эта авантюра закончится грандиозным хэппи-эндом. https://www.kinopoisk.ru/user/3267207/comment/2308918/
- Марсианину некогда унывать, только единожды (когда погиб уже упомянутый урожай картошки) он позволяет себе выплеснуть немножко злобы, но совсем чуть-чуть и неубедительно, и вот уже снова все у него хорошо, ведь он тут не собирается умереть. Мэтт Деймон постоянно шутит и остроумничает, но все это не то, не к месту, пафосно, не такого поведения ты ожидаешь от человека, оставшегося в одиночку выживать на красной планете. https://www.kinopoisk.ru/user/4120067/comment/2305115/
- Фильм постоянно держит в напряжении. Марс вечно преподносит Марку Уотни неприятные сюрпризы, и когда в очередной раз кажется, что можно немного расслабиться, возникает новая проблема, которую нужно мгновенно решать, иначе смерть. Главному герою ничего не даётся просто так, ему нужно постоянно что-то придумывать, идти на самые разные уловки, просто чтобы выжить на этой холодной планете. В этом ему сильно помогают две вещи:
Во-первых, юмор. Оказавшись в подобной ситуации, любой другой человек давно бы впал в уныние и опустил руки, но не наш герой. Марк постоянно находит повод посмеяться над своим несчастным положением и отмочить очередную кору. И хоть в некоторые моменты ситуация кажется попросту безвыходной, и видно, что персонаж Мэтта Деймона близок к тому, чтобы сломаться, он умудряется не терять оптимизма и продолжает бороться, попутно повергая зрительный зал в неустанный хохот своими едкими ремарками. Мэтт Деймон просто бесподобен!
Во-вторых, поддержка людей на Земле. Как только НАСА узнаёт о космическом Робинзоне, начинается нещадная гонка со временем, чтобы вернуть Уотни домой. Учёные всего мира объединяются, не покладая рук, не зная сна и покоя, ведомые единой целью — вернуть Марка Уотни на Землю в целости и сохранности. Этот фильм — ода человеческому духу и людскому единению! В какой-то момент один из персонажей говорит, что жизнь одного человека не стоит стольких хлопот и такого риска, на что персонаж Шона Бина (да, да, и он тоже там есть) говорит: «Стоит, ещё как стоит.»
Как-то в девятом классе я прочитал повесть Джека Лондона «Любовь к жизни», в ней золотоискатель потерялся в американской тайге и прошёл через ад, чтобы выжить. Это было, наверное, первое произведение, которое поразило меня до глубины души: тогда я осознал насколько ценна человеческая жизнь, и как важно никогда не сдаваться. Этот фильм напомнил мне эту повесть и поразил меня не меньше, хоть я и стал гораздо старше и много чему перестал удивляться. Но история о спасении Марка Уотни поистине удивительна! Я испытал весь калейдоскоп эмоций: от души посмеялся, прослезился, испытал леденящий душу ужас, преисполнился верой в человечество и обрёл надежду, что может быть всё не так уж и плохо, и впереди нас ждёт светлое будущее, где человеческая жизнь взаправду бесценна. https://www.kinopoisk.ru/user/3400529/comment/2302194/ - Фильм говорит о ценности взаимопомощи и командной игры, о том, что сам факт освоения космоса и судьба одного-единственного человека способны сплотить вокруг себя нацию и мир, о том, что жажда жизни, талант и смекалка способны вытащить из какой угодно ситуации — и эта модель мира, безусловно, вызывает уважение и симпатию. К тому же порой (в частности, в моменты полёта героя в непилотируемом аппарате) у зрителя действительно может создаться ощущение абсолютной потерянности человека в равнодушном ко всему пространстве, и это ужасает. Из плюсов также можно отметить неожиданный саундтрек, состоящий, в частности, из песен Донны Саммер, группы ABBA и бессмертного хита Глории Гейнор, юмор и общий позитивный настрой. Мизантропам и любителям картин пессимистичных и созерцательных, наверное, по сердцу скорее придётся «Обливион» Косински или «Луна 2112».https://www.kinopoisk.ru/user/994673/comment/2308632/
Сходная проблематика:
- Гравитация (Gravity), реж. Альфонсо Куарон, 2013.
- Выжить (Alive), реж. Фрэнк Маршалл, 1992.
- Дрейф (Open Water 2: Adrift), реж. Ганс Хорн, 2006.
- Изгой (Cast Away), реж. Роберт Земекис, 2000.
- Интерстеллар (Interstellar), реж. Кристофер Нолан, 2014.
- Кон-Тики (Kon-Tiki), реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012.
- Мы купили зоопарк (We Bought a Zoo), реж. Кэмерон Кроу, 2011.
- Несломленный (Unbroken), реж. Анджелина Джоли, 2014.
- Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
- 127 часов (127 Hours), реж. Дэнни Бойл, 2010.