КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Несломленный.

Несломленный (Unbroken), реж. Анджелина Джоли, 2014.

Как высоко судьба может поднять тебя и как низко затем опустить? Какие унижения и издевательства способна претерпеть человеческая воля и не сломаться? Что помогает человеку преодолеть все невзгоды и проходят ли они бесследно? Реальная история американского спортсмена итальянского происхождения, ушедшего на войну, потерпевшего крушение и попавшего в японский плен.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: война, плен, преодоление

Мотто: Если не сломаешься, победишь.

Круг психологических проблем:

  • биография
  • война
  • лагерь для военнопленных
  • плен, тюрьма
  • травма
  • команда
  • семья
  • спорт
  • победа
  • эдипов комплекс
  • взаимопомощь
  • дружба
  • катастрофа
  • голод
  • издевательства, унижение
  • пытки, истязания
  • выход из трудной ситуации, преодоление
  • молитва
  • комплекс неполноценности
  • искушение
  • шантаж
  • садизм, жестокость
  • противостояние, борьба
  • прощение
  • трансформация
  • агрессия
  • воля к жизни
  • личностный рост

Системы отношений:

  • друг-враг
  • братья
  • сын-мать
  • победитель-побежденный
  • заключенный-тюремщик
  • протагонист-антагонист

Черты характера:

  • жестокость
  • смелость
  • самообладание
  • упорство
  • стойкость
  • слабость
  • сила духа
  • покорность
  • чувство собственного достоинства

Эмоциональная парадигма:

  • страх
  • презрение
  • надежда
  • паника
  • гнев

Нравственные категории:

  • мужество
  • шантаж
  • уважение

Символизм, метафоры:

  • палка
  • солнце
  • флаг
  • тень в сцене с балкой

Выразительные средства:

  • флэшбэки
  • цветовая гамма
  • пафос
  • саундтрек

Дополнительные вопросы:

  • Что за человек Замперини? Какой он? А какой Ватанабэ?
  • Что не дало Замперини сдаться и помогло выстоять?
  • Что помогло Замперини простить обидчика и примириться с жизнью?
  • Какие роли играет Замперини на протяжении фильма?

Цитаты:

  • Один миг боли стоит целой жизни славы.
  • Думаешь, есть какой-то вселенский план, почему мы выжили, а другие нет?
  • Если ты спасешь меня, откликнешься на мои молитвы, клянусь, я посвящу тебе всю мою жизнь. Прошу.
  • — Это Токио? Я должен был здесь бежать на олимпиаде до того, как ее отменили. Всегда мечтал побывать в Токио. – Осторожно с желаниями, парень.
  • Необходимо иметь уважение. Без уважения нет порядка.
  • Движимый своей верой, Луи понял, что путь вперед лежит не через месть, а через прощение.

Выдержки из рецензий:

  • Когда творец работает не с вымышленной, а с реальной историей, его мастерство проявляется в умении выбрать наиболее драматичное испытание, пережитое прототипом героя. В случае Луиса Замперини таким испытанием была его послевоенная депрессия, когда героя войны едва не доконали алкоголизм и посттравматический синдром. Чтобы вновь начать жить по-человечески, Луис возродил свою былую веру в Бога и простил своих японских палачей – простил искренне, не на камеру. Из этой истории могла бы выйти мощная, нестандартная и даже, пожалуй, провокационная антивоенная драма с актуальным современным звучанием (способна ли Америка, например, простить Бен Ладена и его террористов?). Однако Анджелине Джоли не хватило то ли художественного видения, то ли артистической смелости. Поэтому ее второй режиссерский проект – не психологическая драма о прощении и преодолении ненависти, а плоская военная пропаганда, прославляющая несгибаемость американского героя и проклинающая садизм его жалкого японского противника. Последний, сыгранный дебютировавшим в кино японским поп-рокером Мияви (типичным представителем дальневосточных женоподобных «красавчиков»), может поспорить по своей омерзительности с Джоффри Баратеоном из «Игры престолов». А это, как мы все знаем, очень высокая планка для отрицательного персонажа. http://www.film.ru/articles/pyatdesyat-ottenkov-konclagerya
  • Замперини— какой он? Смелый, сильный, брызжет отвагой и весельем, задором, удалью? Мы видим невыносимо скучного, человеколюбивого до тошноты — бейте меня все, лишь бы вам было хорошо (сцена в которой 200 лагерников задорно и со вкусом мордуют своего кумира, уже в следующем кадре он живой и невредимый смотрит спектакль), пресного, стерильного человечка. Он не поднимает восстания, не совершает побег, не сопротивляется издевательствам. http://www.kinopoisk.ru/user/4160391/comment/2185671/
  • Помимо этого, кажется, что совершена определенная ошибка в создании характера героя. Наименование картины — «Несломленный». Оно будто говорит о Луи как об очень целеустремленном и сильном человеке. Но все использованные приемы раз за разом опровергают это утверждение. Кадры из прошлого и тренировки в детстве представляют Луи как не столько устремленного, сколько подталкиваемого. Робкое желание побеждать для него тождественно словам «делать свою работу». Он кажется на этих кадрах просто хорошим работягой, поставленным в колею, но не самостоятельным. Возможно, ключевые моменты должны быть иными, создающими образ героя, более независимого в принятии решений. Чувство полной покорности судьбе как линии поведения героя не покидает и при кадрах плена у японцев. Из-за так созданного образа остается абсолютно не понятным, почему именно Луи оказывается основной жертвой надзирателя тюрьмы «Птицы» ведь он удивительно терпелив и покорен. Несмотря на наличие сцен, формально призванных убедить нас в обратном. http://www.kinopoisk.ru/user/79032/comment/2174782/
  • Война мировая переросла в войну персональную. Сперва Замперини боролся за жизнь, но после он сражался за свою честь, за справедливость и за свое достоинство. Его война с Ватанабе — очень темная тропа, на которой не было никого кроме них. С помощью различных методов насилия «птица» утверждался в себе, скрывая за грозным лицом жалость и гнев. С первых же минут становится ясно, что Замперини не из тех, кто бежит из огня. Он будет идти в самое пекло, будет терпеть, но не будет проигрывать и предавать. Что было самым важным для него? Пожалуй, остаться самим собой, опираясь на свои принципы и идеалы, веря в светлый исход, находясь при этом в мрачной яме, помогая окружающим. Выживания, разумеется, жаждал каждый, но это не то, к чему они стремились. Война должна быть выиграна! Обе войны. А Замперини пусть и находился в другом сражении, но все же сражался, и битва завершилась достойно. http://www.kinopoisk.ru/user/1874402/comment/2174320/
  • Не сломаешься— победишь! Эта фраза изменила жизнь Луи. Всего лишь три слова, которые значат в жизни этого человека очень много. Эти слова сопровождают его всю жизнь в какой бы страшной ситуации он не находился. Его ломали, а он не сломался. Он не думал только о себе, а думал о друзьях, семье и народе. Луи Замперини прошел через круги ад, не опустив вниз головы, прошел этот не легкий путь достойно, с мужеством которым хочется восхищаться.
    На фоне этого фильма задумываешься, что у тебя не все так плохо в жизни как может быть. И осознаешь, что в любой тяжелой ситуации нельзя опускать руки, а нужно бороться до конца, и кто бы не пытался сломать тебя, держаться из за всех сил, оставаясь Несломленным… http://www.kinopoisk.ru/user/1519370/comment/2204455/
  • Столько Мужества действительно с большой буквы «М», отваги, самоотверженности, храбрости, стойкости — так редко встретишь сейчас эти качества в окружающих, так жаль, что с трудом находишь их в самом себе. После таких картин вдруг чувствуешь себя лишь наделенной способностью время от времени чего-то хотеть биомассой, а не созданием, которое воистину способно вершить великие дела, добиваться великих целей и БЫТЬ великим, не важно на какой арене: семья, поле боя или дело всей жизни. Луи Замперини был героем, но в первую очередь он, не взирая на пытки судьбы, всегда оставался человеком, который держит слово. Я бы наградила его всеми орденами мира за это, пожалуй, самое важное и редкое свойство людей. http://www.kinopoisk.ru/user/100799/comment/2301326/
  • В годы взросления Луиса было очень легко пойти по кривой дорожке и стать никем. А можно было приложить много усилий и, прорываясь через нищету, вкладывая много усилий, — стать кем-то. И в процессе восхождения каждый может наблюдать, что не только тело Луиса меняется, но меняется и сам он. Мощная сила воли и вера брата в него дают мощный тандем, который приводит его к успеху. Успех не только в спорте, но и успех в дипломатии во время военных действий.
    По-простому можно перефразировать суть фильма: «инструкция, как стать человеком». На нашем жизненном пути каждый день много различных выборов. Одни из них более грандиозные, другие просто бытовые. И каждый раз выбирая лежать ли нам на диване или бегать шкодничать с дворовыми мальчишками или работать над собою, — мы формируем свой путь. http://www.kinopoisk.ru/user/6086208/comment/2250219/
  • Так что для меня, кроме «девиза» этого фильма: «Не сломаешься — победишь» (фраза, которой, к слову сказать, напутствовал главного героя всё тот же старший брат), послевкусием этого фильма осталась мысль о том, насколько для людей, для каждого из нас, особенно в каком-то детском переломном возрасте, важно чтобы в нас поверили!!! Просто, беззаветно, без оглядки поверили в то, что мы можем сделать в этой жизни что-то стоящее, прожить эту жизнь так, чтоб о нас помнили, так, чтобы не страшно было рано или поздно умереть!..
    По-моему, такие фильмы стоит смотреть и для того, чтобы возвращаться к истории, задумываться о тех или иных событиях, которые будоражили жизни множества людей на нашей планете. И для того, чтобы понимать, насколько наши современные проблемы надуманные и мелкие на фоне исторических трагедий, которые происходили, происходят и, к сожалению, наверное будут происходить. И для того, чтобы вдохновляться, ведь это история из реальной жизни, в которой нашлось место стольким радостям и страданиям, испытаниям и наградам, стольким моментам отчаяния и надежды! А главное, в этой жизни нашлось место прощению… http://www.kinopoisk.ru/user/3596926/comment/2184839/

Схожая проблематика:

  • Империя Солнца (Empire of The Sun), реж. С.Спилберг, 1987.
  • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс (Merry Christmas Mr. Lawrence), реж. Нагиса Осима, 1983.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *