Плутовство.
Плутовство (Хвост виляет собакой — Wag the Dog), реж. Барри Левинсон, 1997.
Как фабрикуется пропаганда и как она формирует наше восприятие действительности. Важно помнить, все, что вам показывают по телевизору и печатают в прессе может оказаться обманом, и основанное на этой информации поведение может привести к глобальным ошибкам и разочарованиям.
«Вилять собакой» (в оригинале «Wag the Dog») — термин американских политтехнологов, который означает способ замять скандал вокруг какого-то вопроса путём искусственного создания новой проблемы, достаточно яркой, всеми обсуждаемой и способной отвлечь внимание обывателя от скандала. https://www.kinopoisk.ru/
Фильм снят по мотивам книги Ларри Бейнхарта «Американский герой».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: политика, власть, социальная драма, притча, управление
Мотто: Война – это слоган.
Круг психологических проблем:
- политика
- власть
- профессионализм
- лидер
- афера
- управление
- манипулирование
- бизнес
- этика бизнеса
- когнитивные искажения
- блеф
- обман
- ложь
- слава
- стол переговоров
- война
- амбиции
- скандал
- достижение цели
- мотивация
- вера
- выбор
- социальная драма
- притча
Системы отношений:
- человек-система
- правда-ложь
- человек-человек
- человек-слава
Черты характера:
- лицемерие
- цинизм
- подлость
- тщеславие
- амбициозность
- уверенность
- самоуверенность
- гордыня
- конформизм
- властолюбие
- порядочность
Эмоциональная парадигма:
- сентиментальность
- спокойствие
- ревность
Нравственные категории:
- этика
- честность
Символизм, метафоры:
- бункер
- котенок
- экран
- камера
- флаг
- Белый дом
- Овальный кабинет
Выразительные средства:
- сарказм
- монтаж
Дополнительные вопросы:
- В чем заключается мотивация каждого из героев?
- Конформность как качество «правильного гражданина».
Цитаты:
- Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был бы умнее, он вилял бы собакой.
- — Нужно их отвлечь. До выборов меньше двух недель. – Похоже, нас ничего не спасет. – Я над этим работаю.
- — Мы начнём войну с Албанией. — Объявим войну Албании? — Нет, начнём. Последний раз мы объявляли войну во время второй мировой. С тех пор войны мы только начинаем.
- — Измени историю. – Измени подход. – Но все станет известно американскому народу. – А кто им об этом скажет?
- — Мы помним слоган, а не войну. Война – это слоган. Война – это шоу-бизнес. Американский народ покупает войну.
- Война идет, вы же сами видели по телевизору.
- Вы называете мудростью сорок лет ошибок и опыта.
Отзывы:
- Что меня больше всего поражает в этом фильме, это как такое могло быть создано в США и как вообще это допустили к показу. Понятно, конечно, что в США абсолютная свобода, но тут, откровенно показывается что демократия — это полная фигня. И массой избирателей можно ловко манипулировать не нарушая никакие законы. И можно легко подменять факты и переписывать историю, манипулируя общественным мнением.
И всё это подано так легко и непринуждённо, в виде весёлой комедии, что становится страшно, что люди, которые этим занимаются, занимаются этим постоянно, это для них повседневная работа. И очень легко можно превратить героя нации в террориста с мировым именем, да так, что уже не отмоешься никогда. Или наоборот. Возможно всё. Можно даже чтобы люди вспомнили то, чего никогда не было. И всё это на благо конкретных личностей, а не нации в целом. https://www.kinopoisk.ru/user/15496203/comment/2728106/ - Барри Левинсон прекрасно разбирается в политике, и на этот раз решил выставить на осмеяние всю подноготную грязных интрижек «слуг народа» — работников высших эшелонов власти, тех, кто просиживает свои штаны не где-нибудь, а в Белом Доме. Дом очень белый, очень чистый и невинный, но в стенах этого дома дерьма — хоть залейся.
Времена честных игр кончились — еще Стэнли Крамер рассказывал людям, что нет плохой власти, есть недоверчивый народ. Так вот, американцы — народ доверчивый, они так носятся со своей демократией, так оберегают свою свободу, так лелеют свою пустую мечту о своем высшем предназначении и пресловутом «американском образе жизни», что даже настоящий скандал и публичное посрамление президента не может очернить его в их глазах, если… Кто пишет речи президентам? Почему люди голосуют? Кто стоит за умильными слезами зрителей и душещипательными новостями «прямо с места происшествий»? Кто управляет вашим мозгом, дорогие избиратели? И еще — может ли хвост вилять собакой? На эти и другие вопросы даст ответ один из лучших режиссеров современности.
«Плутовство», самого президента почти не трогает, а вот его тень, хвост, который, как выяснилось, и играет в политике ведущую роль, показал очень хорошо. Эти ничем не примечательные физиономии, которые выплывают невесть откуда и через Средства Мозгового Истощения компостируют мозги людям так, что заставляют их поверить в собственное добровольное согласие с чем бы то ни было. Это люди из рекламы, пиарщики от политики, люди, стоящие по колено в дерьме, шарящие руками по дну болота в поисках маленького золотого ключика, который вскроет черепа наивных избирателей. Это не просто плуты, это психологи от бога, настоящие мастера, гении своего дела, которые могут уверить кого угодно в том, что 2+2 = 5, что черное — это белое, а из воды добывают свинец. Они лжецы по профессии, психологи по призванию, игроки в душе.
Этот фильм актуален не только для Америки с ее политикой Клинтонов, Бушей, Рейганов и скандалов, вроде Никсонского… Этот фильм чудовищно актуален для нашего советского прошлого, для нашего недокапиталистического настоящего и нашего не слишком светлого планово-капиталистического будущего. И дело вовсе не в том, что через месяц после выхода фильма в свет разразился скандал с мисс Левински, а еще через некоторое время произошло вероломное вторжение Америки в Ирак под эгидой борьбы с терроризмом. Дело в том, что народу всегда находят некоего внешнего врага, с которым необходимо бороться. Играя с коллективистскими и патриотическими чувствами людей, их превращают в кукол в большой политической игре. Известно, что народом, испуганным за привычный уклад жизни, за свою свободу и жизнь, легче управлять, а тем более народом, видящим конкретного противника всех своих волнений. https://www.kinopoisk.ru/user/1862/comment/423133/ - Только как мне кажется «Плутовство» более безжалостно к зрителю, ведь в фильме люди выставлены круглыми дураками. Народ здесь это стадо слепых овец послушно шагающих в ногу, по указаниям пастухов в лице Брина и Мотса, такое чувство, будто население, даже не затрудняются хоть немного подумать, настолько сильно оно подавленно пропагандой. С экранов ТВ без остановки льется поток разнообразных «новостей» освящающих «войну», из радиоприемников звучат песни ставшие символом этой героической борьбы, в общем, куда бы ни ткнулся обыватель, его везде преследует эта «война». Очевидно, что у людей просто нет объективного материала, на основании которого они могут сделать по-настоящему независимый вывод о происходящем вокруг.
Как за юмором «Уловки 22» трудно рассмотреть весь ужас войны, так за фарсом в «Плутовстве» затруднительно разглядеть подлинный облик чудовища, управляющего судьбами целых народов. В современном мире власть СМИ практически неограниченна, с некоторых пор им даже необязательно говорить людям о том, что происходит на самом деле. Теперь что правда, а что нет, решает не человек, ему навязывают безо всякой возможности выбора: что же будет сегодня истиной, а что ложью, а завтра эти два понятия могут радикально поменяться местами. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/317049/
Сходная проблематика:
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Бекет (Becket), реж. Питер Гленвилл, 1964.
- Большая игра (State of Play), реж. Кевин Макдональд, 2009.
- Босс (Boss), реж. Жан Де Сегонзак, Марио Ван Пиблз, Джим МакКэй, …, 2011.
- Гленгарри Глен Росс — Американцы (Glengarry Glen Ross), реж. Джеймс Фоули, 1992.
- Игра на понижение (The Big Short), реж. Адам МакКей, 2015.
- Карточный домик (House of Cards), реж. Джеймс Фоули, Робин Райт, Джон Дэвид Коулз, …, 2013.
- Крах (The Fall), реж. Аллан Кабитт, Якоб Вербрюгген, 2013.
- Крестный отец 1-3 (The Godfather), реж. Ф.Коппола.
- Лев зимой (The Lion in Winter), реж. Энтони Харви, 1968.
- Миллиарды (Billions), реж. Колин Бакси, Джон Дал, Анна Боден, …, 2016-…
- Молодой Папа (The Young Pope), реж. Паоло Соррентино, 2016.
- Новый папа (The New Pope), реж. Паоло Соррентино, 2019.
- Правительство (Borgen), реж. Луиза Фридберг, Йеспер В. Нильсен, Миккель Нёргор, … 2010-2013.
- Пятая власть (The Fifth Estate), реж. Билл Кондон, 2013.
- Траст (Trust), реж. Дэнни Бойл, Доун Шадфорт, Джонатан ван Тюллекен, …, 2018.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.
- Уолл-стрит (Wall Street), реж. Оливер Стоун, 1987.
- Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеман, 1966.