КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Одержимость.

Одержимость (Whiplash), реж. Дэмьен Шазелл, 2013.

Учитель – ученик: где проходит граница меры в этих отношениях и есть ли она? От чего это зависит?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество, наставник, подросток, лидер, взросление

Мотто:

  • Если ты здесь не просто так – кайфуй.
  • Преодолей пределы ожидаемого.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • наставник
  • талант
  • счастье
  • выбор
  • взросление
  • самопознание
  • команда
  • лидер
  • управление
  • дисциплина
  • воспитание
  • становление личности
  • судьба
  • призвание
  • вера
  • мотивация
  • психопатия
  • неуважение
  • оскорбление
  • конкуренция
  • унижение
  • характер
  • достижение цели
  • признание
  • психологическое насилие
  • авторитет
  • соревнование
  • несчастный случай
  • мечта
  • садизм
  • подросток
  • концентрация
  • преодоление

Системы отношений:

  • учитель-ученик
  • отец-сын
  • человек-творчество

Черты характера:

  • тщеславие
  • упорство
  • настойчивость
  • гордыня
  • гордость
  • жесткость
  • жестокость
  • требовательность
  • строгость
  • вера в себя
  • грубость
  • несдержанность
  • импульсивность
  • честность
  • деспотизм
  • трудолюбие
  • целеустремленность
  • самомнение
  • самоуверенность
  • воля к победе
  • перфекционизм
  • амбициозность
  • замкнутость
  • упрямство

Эмоциональная парадигма:

  • фанатизм
  • одержимость
  • страсть
  • разочарование
  • триумф
  • радость
  • обида
  • зависть
  • ярость
  • страх

Нравственные категории:

  • преданность
  • честность
  • уважение

Символизм, метафоры:

  • лед
  • пот
  • кровь
  • барабаны
  • ноты
  • темп

Выразительные средства:

  • музыка
  • темп, ритм
  • саунд-трек
  • свет-тень

Дополнительные вопросы:

  • Что значит «преодолеть пределы ожидаемого»?
  • Как повлияли история и личность отца на сына?

Цитаты:

  • — Ты здесь не просто так, ты веришь в это? – Да, я здесь не просто так. – Ну, а раз так – кайфуй.
  • У кого нет способностей, те попадают в рок-группы.
  • Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого.
  • Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем слово «молодец». – Но где грань? А вдруг вы перестараетесь, и Чарли Паркер сломается? – Нет, настоящий Чарли Паркер никогда не сломается.

Отзывы:

  • «Удар хлыстом» – это название джазовой пьесы, которую оркестр Флетчера репетирует на протяжении всего фильма. Но, разумеется, оно имеет садомазохистские коннотации. Ежегодно Голливуд выпускает несколько фильмов примерно одинакового содержания: талантливый одиночка путем чудовищных мучений и невероятного самопожертвования достигает высшего Успеха в своей области. Успех тут понимается, как некий св. Грааль, а потому и пишется с большой буквы. Как правило, это либо кино про спорт, либо биографии великих людей, либо что-то про искусство. Но в этих фильмах присутствует как минимум больше половины из перечисленных ниже обязательных элементов.

Во-первых, главный герой всегда человек с небольшими психическими отклонениями. Чаще всего, он склонен к аутизму и некоторой паранойе. Во-вторых, на пути к успеху герой обязательно должен отказаться от личной жизни и от дружеских связей. В-третьих, кто-то из его родителей (а, как правило, у нашего героя всего один родитель) – это человек с несостоявшейся карьерой, который проецирует на героя всю свою неудачную жизнь. В-четвертых, в этом месте возникает некая замещающая отцовская фигура, режиссер, тренер или учитель, являющаяся антиподом неудачника-родителя. В-пятых, между псевдоотцом и героем устанавливаются захватывающие садомазохистские отношения. В-шестых, в результате этих отношений герой проходит через нечеловеческие страдания. В-седьмых, эти страдания вызывают в теле героя видимые физические трансформации. В-восьмых, и это самое главное, к концу фильма герой претерпевает духовное преображение, которое позволяет ему в финале совершить некое действие, находящееся за границей известных человеческих возможностей. В-девятых, он в результате добивается одобрения учителя. Отказ от семьи, отрешение от мира, беспрекословное следование за духовным учителем, преодоление соблазнов, физические и духовные страдания и, наконец, Преображение и обретение Божественной Благодати – это путь монаха. В протестантизме, где не существует института монашества, этот путь закрыт. Зато в нем есть то, что Макс Вебер называл «мирским аскетизмом»: религиозное растворение человека в его профессиональной деятельности, фанатическое маниакальное стремление к профессиональному успеху, как к замещению Божественной Благодати. Именно эта «профессиональная этика мирской аскезы» и породила, согласно Веберу «дух Капитализма». «Удар хлыста» выражает этот дух в крайней форме. В сущности, это житие капиталистического святого. http://kinoart.ru/blogs/izbrannik-udar-khlysta-i-dukh-kapitalizma

  • Да, дирижер— тиран и фактически садист. Но он глубоко убежден, что без такой манеры общения с музыкантами из них не получится ничего стоящего. Самое страшное слово — это «Молодец», считает Флетчер. Потому что, услышав его — музыкант решит, что он уже всего добился и перестанет расти как исполнитель. Поэтому музыкантов надо изо всех сил третировать и требовать от них невозможного — тогда глядишь, они этого невозможного и добьются. http://echo.msk.ru/blog/exler/1474486-echo/
  • Роковой вопрос в том, нужен ли юному таланту надсмотрщик с плетью. Обычно такую роль выполняют одержимые родители, но в жизни Эндрю она не занята: его отец сделан демонстративно мягким, понимающим, ничего не требующим (что дополнительно объясняется отсутствием матери). Вдобавок он как бы неудачник — писатель, ставший преподавателем. И тут на сцене появляется зловещий Флетчер. Который, в отличие от Эндрю, умеет быть обаятельным, и фильм построен так, что до последней минуты (а впрочем, и после нее) непонятно, кто он: педагог с нестандартными методами, идущий на крайности, чтобы найти нового Чарли Паркера, или все-таки психопат, получающий удовольствие от унижения студентов. Вероятно, и то и другое. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/oderzhimost-hit-sandensa-o-sudbe-barabanshchika/
  • …Представьте себе, что вы учитесь музыке, и ваша учительница на каждом уроке бьет вас линейкой по рукам. Или наоборот: у вас другая учительница — она занята собой, и ей по большому счету абсолютно все равно, как и что вы сыграете. Какая лучше? И вообще — можно ли без крайностей? Почему-то нельзя. Этот вечный вопрос: с кем лучше — с тем, кто терроризирует и провоцирует, доводит до исступления, но заставляет развиваться. Кому не все равно. Или тот, с кем хорошо и вроде бы спокойно, но с ним вы находитесь в состоянии стагнации. А золотая середина так редко попадается… Но быть «избранным» — мало. Это только начало. Отчего у всех участников оркестра на лицах животный страх? Отчего — ни тени расслабления и улыбки. От чего постоянная концентрация? Оттого ли, что если что-то не так, то в того, кто фальшиво звучит, может полететь, как минимум, стул? Оттого, что дирижер — прекрасный музыкант, но в том ли смысле, что с двух нот узнает уровень исполнителя, или потому что он играет на душах людей, на их инстинктах, слабостях, затаенных чувствах? И только так он добивается того, чтобы звучала нужная ему музыка. Оркестр — лучший, побеждает на всех смотрах, но какой ценой? … За время просмотра картины — час тридцать пять — зритель переживает целую палитру эмоций. Он словно переносится в то время, когда учился и был зависимым от учителей, кумиров и сильных личностей. Когда впервые прочитал фразу: «Мы есть то, что мы любим». А после просмотра возникает вопрос: что правильно — бьет, значит, любит? Не бьет, значит, любит? Или просто любит, потому что любит? Ведь есть в нашей жизни и такие учителя, которые просто будут стоять под дверью и слушать, как вы играете — уже тогда, когда вы будете заниматься у совсем другого педагога…. И порой любовь таких наставников заставляет раскрыться не меньше, чем испытания, которым подвергает неистовый фанат… https://rg.ru/2014/10/22/oderjimost-site.html
  • Режиссер Дэмьен Шазелл: Когда я был школьником, я проводил часы, репетируя в звуконепроницаемом подвале, вдали от всех. Я играл на ударных до тех пор, пока мои руки не начинали кровоточить. Я мечтал стать Чарли Паркером. Меня вдохновлял мой дирижер, сумевший в свое время превратить слабенький школьный оркестр Нью-Джерси в лучший в стране, по версии журнала Down Beat. Его коллектив дважды выступал на президентских инаугурациях и открывал джазовый фестиваль в Нью-Йорке. Барабаны стали моей жизнью на долгие годы. Однако первое время музыка не радовала меня и не позволяла самовыражаться. У меня был страх, так как я боялся ошибиться. До сих пор я помню свои ночные кошмары, связанные с музыкой, которая, казалось бы, вся о радости и свободе. Теперь я уже удивляюсь, как что к финалу моей карьеры барабанщика у меня были национальные награды и премии.

Самым сложным для меня в те дни были отношения с моим учителем. Они были очень напряженными. Если роль учителя — подталкивать ученика к величию, то где границы этому? Должен ли Чарли Паркер быть освистанным прежде, чем стать тем, кем он стал? Как вы можете сделать кого-то великим? Все это я хотел показать в своей картине. https://rg.ru/2014/10/22/oderjimost-site.html

  • Голливуд любит фильмы о преодолении. Столкновение героя с преградой, первое сомнение в том, что он сможет превозмочь себя и двинуться дальше, подготовка к взятию препятствия, трудовая победа – все это части практически любого американского фильма. Иногда эта линия прячется глубоко внутри, скрываясь под тоннами компьютерных эффектов или, наоборот, под обнаженными нервами какой-нибудь инди-комедии. Иногда режиссеры и вовсе идут по самому простому пути – раскрывая линейку «препятствие-преодоление-победа» в спортивном фильме. …Пожалуй, главное – это отрицание всего того, во что мы привыкли верить, думая об искусстве вообще и о музыке в частности. Талант всегда пробьет себе дорогу? Ничего подобного, посредственности и чуть менее талантливые коллеги сожрут тебя, будь ты хоть Моцартом наших дней. Семья всегда поддержит тебя, а романтические отношения окрылят? Забудь, отец никогда не поймет твоей страсти к фаготу или альту, а девушка будет лишь отнимать время, силы и внимание. Попадешь в престижную школу, класс, оркестр и весь мир будет у тебя на ладони? Ага, сейчас. Ты будешь бороться за каждую минуту нахождения в элите, но это не гарантирует тебе удачу, а удача не гарантирует того, что о тебе не забудут наутро после провала. https://www.film.ru/articles/krovyu-i-potom-dzhazogoliki
  • «Одержимость» могла бы вывести производственный конфликт двоих мужчин к привычному для жанра хеппи-энду: торжественному финалу, гордым родителям, примирительным объятиям. Но, к счастью для нас, режиссер Дэмьен Шазелл не так прост — нападки Флетчера становятся все более жестокими, перфекционизм превращает Эндрю в не меньшего, чем его учитель, одержимого музыкой и презирающего все остальное монстра, а сюжет вдруг начинает отдавать триллером. Этот яростный, напряженный фильм повествует не о результатах гонки за признанием, а о том, какие компромиссы с совестью придется делать на ее поворотах: настоящее искусство, намекает Шазелл, творят вовсе не те, кому достаточно «хорошо делать свою работу», а те, кто готов заглянуть в бездну — и не отвернуться. http://www.timeout.ru/msk/artwork/49752/review
  • Дэмьен Шазелл доводит остроту их противостояния до абсурда — мрачного, жестокого, безумного, до стертых в мясо пальцев, сжимающих треснувшие барабанные палочки, и залитых кровью барабанов. В виртуозно смонтированных музыкальных сценах кадры сменяют друг друга стремительнее, чем ноты в зубодробильных импровизациях кумира Эндрю Бадди Рича, и ты с открытым ртом переводишь взгляд с одного крупного плана на другой так резко, что в глазах начинает рябить, заражаясь кипучим адреналином не меньше, чем на высокоскоростном финале «Ролан Гаррос». Во многом благодаря изумительным «Надалю» и «Федереру» — Теллеру и Симмонсу, исполнившим лучшие роли в своих пяти- и двадцатилетних карьерах. http://www.rollingstone.ru/cinema/review/20739.html
  • Сюжет о постепенном становлении подающего надежды музыканта, на первый взгляд, не предвещает ничего оригинального и экстраординарного — но Шазелл заставляет его играть новыми красками, используя как основу для своего головокружительного кино-приключения. И в конечном итоге-то оказывается, что читать зрителю морали — это последнее, что могло прийти в голову режиссёру. Главное — эмоции. Картина, в последствии, буквально взрывается и фонтанирует концентрированной энергией. https://www.kinopoisk.ru/user/1414072/comment/2124883/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *