Дикая природа Джеймса
Дикая природа Джеймса (All the Wilderness), реж. Майкл Джонсон, 2014.
По своему геному человек более, чем на 95%, животное. Животное со всеми свойственными животному миру инстинктами, функциями, эмоциями и реакциями. Но что именно отличает его от животного и есть ли эти отличия в действительности? Как может ответить на эти вопросы подросток, маленьким мальчиком видевший самоубийство любимого отца?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: подростковая депрессия, детская травма, психотерапия
Мотто: Дикая природа живет внутри нас.
Круг психологических проблем:
- подросток
- работа с психотерапевтом
- издевательства, унижение
- одиночество
- потеря отца
- травма
- скорбь
- инаковость
- самопознание
- правонарушение, воровство
- наркомания
- подростковая компания
- суицидальные мысли
- самоубийство
- галлюцинации
- невроз
- смирение
- самоизоляция
Системы отношений:
- сын – мать
- сын – отец
- пациент – терапевт
- парень – девушка
- лес — сад
Черты характера:
- замкнутость
Эмоциональная парадигма:
- сомнение
- горе
Нравственные категории:
- смирение
Символизм, метафоры:
- лес, природа
- беспорядок в комнате
- побеги через окна
- музыка
- поездки с матерью в машине
- мосты
Выразительные средства:
- замедленная съемка
- внутренние монологи
- обрывочные фразы
- репортажная съемка
Дополнительные вопросы:
- Что позволяют нам узнать о Джеймсе сравнения с животными?
- Что пытается познать Джеймс?
Цитаты:
- Отец рассказывал мне о дикой природе. Это место, где все живет и все умирает. Изумительное место. Страшное место. Отец говорил, что дикая природа живет внутри каждого мужчины, и никуда от этого не деться.
- — Нельзя говорить людям, что они скоро умрут. Это не круто. – А я и не хочу быть крутым.
- — Твои туфли нелепы. – Почему тебя так заботит моя обувь? – Да не заботит. Но там на улице могут поднимать пианино на третий этаж. И ты выходишь, и тут бум! Пианино падает, а ты в этих туфлях…
- — Я ухожу.- Больше похоже на сбегаешь.
- Во мне сидит волк. Клыки, чтобы рвать и терзать. Красный язык лижет сырое мясо. Я кормлю того волка, потому что его дала мне природа. И я не могу отпустить его.
- Во мне живет бабуин. Он живет в моей голове. Скребется и кричит. Я бреду в темноте. Бог знает куда.
- Ты всегда ездишь на автобусе по ночам и говоришь о Шопене?
- Во мне живет лиса. Мы мчимся сквозь ночь. Мы кружим и петляем, заметая свой след. Мы процветаем.
- Однажды ты проснешься и поймешь, что мир не вращается вокруг тебя.
- — Как ты оказался в клинике? – Мой отец умер, и моя мать считает, что я социально не адаптирован.
- — Почему ты здесь? – Меня мама заставила. – Мать не может тебя ничего заставить. Думаю, что ты здесь, потому что переживаешь вину. – В смысле? – Ну ты понимаешь, что твоей матери пришлось пройти через весь этот ад, как и тебе. Ты можешь продолжать делать то, что делаешь… — Или? – Или можешь смириться с этим.
- Мой отец покончил с собой. Он прыгнул с моста. Я видел это, и это был просто пипец для меня. Меня удивило то, как он это сделал. Никаких сомнений. Он не стоял на краю, не размышлял. Просто подошел туда, глубоко вздохнул и упал. Я не говорил никому. это звучит по-другому, когда произносишь вслух. Я даже не говорю, что каждый день в моей голове все это прокручивается и прокручивается заново.
- Отец рассказывал мне о дикой природе. Которая живет в нас. Спокойная. Ждущая Дикая природа. От которой ушел мой отец, но не я.
Выдержки из рецензий:
- Юного Джеймса влекла смерть— он знал, когда умрет его хомяк, и предрек скорую гибель соседскому пареньку, в то время, как его ровесники вели активную социальную жизнь, поглощенного мрачной тягой персонажа фильма «Дикая природа Джеймса» грели ни аккорды любимых песен, а теплота одиночества. Так что же это такое? Сознательный выбор? Потусторонние силы? Мистические предзнаменования? Для того, чтобы ответить на этот вопрос зрителю придется окунуться в мир депрессивного Джеймса, пытающегося познать самого себя.
Кто-то называет это темнотой. Кому-то нравится называть это безумием. Кто-то научно именует это депрессией. Главный герой дебютной картины Майкла Джонсона перенял название для своего состояния от отца — тот называл это нечто, что затягивает тебя в самые глубины отчаяния, дикостью, которая может иметь разные обличья для каждого, но неизменно присутствует в любом из нас. Для кого-то это демоны, исчадия зла или дьяволы, дикость же населяют лисы и волки — животные, подчиняющиеся собственным инстинктам, которые порой могут завести их в очень мрачные места. Для Джеймса дикостью стала его трагедия — герой пытается понять, есть ли в нем хотя бы часть от того, что спровоцировало столь ужасную кончину его отца, он старается найти человека, готового разделить его вселенскую скорбь, пока не понимает, что должен встретиться с необузданными созданиями внутри своего сознания один на один, без чьей-либо помощи. «Дикая природа Джеймса», как и подавляющее большинство работ представителей американского независимого кино, нуждается не в вашем разуме или знаниях, а в вашем сердце и душе, с помощью которых можно пройти путь главного героя от отрицания и попытки сбежать, до того, как он находит силы встретиться со своей дикостью лицом к лицу. http://www.kinopoisk.ru/user/129610/comment/2193480/
- Уверовав в силу мысли и в правду высоких материй, люди редко вспоминают, что человек по своей природе зверь, животное существо, доросшее в своём развитии до высот разумного величия, определяющего его особенность, что вовсе не исключает проявлений инстинктов, оставшихся у него от низших стадий эволюционного пути, а те, просыпаясь, возвращают его к бессознательному, которым ему уже не дано управлять. http://www.kinopoisk.ru/user/1479/comment/2232255/
Схожая проблематика: