Принцесса и воин.
Принцесса и воин (Der Krieger und die Kaiserin), реж. Том Тыквер, 2000.
Я все время задаюсь вопросом: каковы возможности человека в жизни? Потому что перед каждым из нас простирается целая вселенная возможностей, которые могут изменить нашу жизнь. Том Тыквер
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: детская травма, утрата, посттравматическое расстройство, притча
Мотто: Бойся того, что все будет, как раньше.
Круг психологических проблем:
- психиатрическая больница
- психотерапия
- мечта
- детская травма
- взаимопомощь
- утрата
- несчастный случай
- причина-следствие
- спасение жизни
- преступление
- случайность
- одиночество
- сны, кошмары
- необходимость изменений
- посттравматическое расстройство
- надежда
- галлюцинации
- доминирование
- вера
- доверие
- депрессия
- психоз
- самоубийство
- психическое расстройство
- раздвоение личности
- преодоление
- притча
- слепота
- любовь
- инаковость
- фрустрация
- встреча
- эмотивный тип личности
- муки совести
- чувство вины
- вытеснение
Системы отношений:
- человек-человек
- братья
- мужчина-женщина
Черты характера:
- доброта
- безотказность
- романтичность
- наивность
- простодушие
- тревожность
- неуверенность
- замкнутость
Эмоциональная парадигма:
- сострадание
- апатия
- печаль
- влюбленность
- тревога
- обида
- боль
- скорбь
Нравственные категории:
Символизм, метафоры:
- трахеотомия
- письма
- ракушка
- море
- коридор
- пуговица
- дом на холме
- больница-замок
- гроза
- сейфы
- запах
- распятие
- прыжок с крыши
- пузыри в воде
- имя героини
Выразительные средства:
- макропланы
- ракурсы
- тишина
- юмор
- съемка с вертолета
- лица пациентов
- паузы
- взгляды
- метафоричность
- музыка
Дополнительные вопросы:
- Каков характер Сисси? Почему она такая? Какова ее история?
- В чем причины апатии (сна) Сисси?
- Что помогает Сисси работать в больнице?
- Почему Сисси – принцесса, а Бодо – воин?
- Что произошло с Бодо?
- При каких условиях можно обрести счастье? Каковы эти условия для героев фильма?
Цитаты:
- — Чем занимаешься? – Спортом. – Что это за спорт? – Полет. – Но ты же не летишь. – Разогреваюсь.
- Я всегда любила тишину. Но не такую. Чего-то не хватало… Звука моего дыхания.
- Мужчины уходят и не возвращаются.
- В мире можно обрести счастье, если рядом есть такой человек.
- Что мне сделать, чтобы перестать о нем думать?
- — Я вернулась. Все на месте. А я боюсь, что все будет не так, как раньше. – Нет, ты боишься, что будет все, как раньше.
- — Он не для тебя. – Почему? – У него полно проблем, ты – лишняя.
- Из-за тебя я плохо сплю, а если сплю, мне снишься ты.
- Я хочу знать, должна ли из-за меня измениться моя жизнь.
- Только потом все будет по-другому, после того, как убьешь. Твоя жизнь станет другой.
- Выйди, наконец, из сортира!
- — Я в счастье не верю. – Тебе слишком не везло.
Отзывы:
- «Принцесса и воин» еще и о судьбе и случайности, за которой прячется судьба, о невидимых нитях, связывающих людей, — это любимая тема Тыквера. Он говорит о своей работе так: «Я все время задаюсь вопросом: каковы возможности человека в жизни? Потому что перед каждым из нас простирается целая вселенная возможностей, которые могут изменить нашу жизнь». http://www.kommersant.ru/doc/256999/
- Герои Тыквера не от мира сего. Разными способами Бодо и Сисси пытаются прорваться за грань условностей, хотя, если честно, они уже давно живут в своих замкнутых мирах. И неудивительно, ведь Сисси погружена в мир сумасшедшего дома, где она работает медсестрой, а Бодо (в прошлом солдат) просто сходит с ума. Ведь он фактически послужил причиной самоубийства собственной девушки. Реальность не имеет никакого отношения к Сисси. Она закрыта для мира. Дурная наследственность (ее отец — пациент психиатрической больницы, где она работает) способствует ее отрешенности. Что же касается Бодо, то у него совсем все плохо. Каждый день в надежде на то, что мир изменится, он с настойчивостью маньяка приходит на бензоколонку, где погибла его девушка. Тыквер тонко намекает на душевное состояние героев. Например, с помощью одежды. Настроение Сисси постоянно меняется, так же, как и ее наряды. У нее хорошее настроение — и вот она в ярко-желтом плаще, в больнице она тоскует — и ее настроение как нельзя лучше подчеркивает белый медицинский халат. Для Бодо же время как будто остановилось, и он одет в рубашку бундесвера и старые джинсы. Но в самом конце фильма он все-таки меняет ее на белую рубашку, и это лучшее доказательство того, что жизнь изменилась к лучшему. http://www.ng.ru/style/2001-04-05/16_problems.html
- Том Тыквер с первых же кадров создаёт на редкость пугающую и тревожную атмосферу, не сопоставимую с разными ужастиками и фантастическими фильмами. Хотя, казалось бы, на экране нет никаких чудовищ, и никто не размахивает бензопилой. Весь ужас находится внутри них. И хотя изрядная доля героев фильма — пациенты психиатрической больницы, а значительная часть действия происходит именно в её стенах, всё это — лишь декорация. Декорация к истории двоих, девушки и парня, каждый из которых по меркам общества — ведёт себя очень странно.https://www.kinopoisk.ru/user/26317/comment/62730/
- Любовь героини Франки Потенте стойко ассоциируется у меня с материнской. Сисси — ключевая фигура в фильме, и мы воспринимаем микромир фильма через призму ее видения жизни. Ей всех жаль не убогим чувством, за которое стыдно, а той нежной жалостью, с которой мать жалеет свое любимое чадо. Только для Сисси это «чадо» — все окружающие, весь мир. Плачущий герой Бенно Фюрманна нуждается именно в такой любви — всепонимающей, всепрощающей, жалеющей, баюкающей… А кто из нас не нуждается в такой любви хотя бы время от времени? https://www.kinopoisk.ru/user/365226/comment/338475/
- Встреча двух людей, у каждого из которых своя боль. Мне понравилось, что Тыквер не превратил её во взаимную любовь с первого взгляда — это было бы банально. Понравилось и что воин — не идеален, и вообще у него проблемы с законом. Принцесса тоже не идеальна, выросшая в психиатрической больнице и ничего, кроме неё, не видевшая. И спасает он её как бы случайно. Нет излишнего драматизма и фатализма. И дальше всё развивается совсем не по шаблону. https://www.kinopoisk.ru/user/1303265/comment/1028588/
- Но ещё больше «Принцесса и воин» напоминает вывернутую наизнанку «Золушку», только здесь принцесса сама завоевывает сердце воина, сжимая в руке вместо хрустальной туфельки пуговицу от его куртки. В результате классический сказочный сюжет преобразовался в вечно актуальную метафору, где стилевые изыски режиссуры выразились в завидной свободе композиционных построений, произрастающих из «архаики» хорошо усваиваемого жанрового кино. https://www.kinopoisk.ru/user/2153925/comment/1662046/
- Главные герои в фильме тоже выглядели вполне необычно: странная девушка, работающая в закрытой психиатрической лечебнице, почти неотличимо похожая на её пациентов и не менее странный парень, ловкий и умелый, но не способный сдерживать слёзы, и не просто слёзы, а потоки слёз, при малейшем эмоциональном воздействии. Очень странная парочка, неразделимо связанная невозможностью существования друг без друга. Она бы без него просто погибла, а он даже неизвестно до чего-бы дошёл, прочно упрятав себя в сортире автозаправки. Их негласный тандем вовсе не выглядит, как взаимодополнение, не тот это случай, они похожи — и поэтому необходимы друг другу, они точно знают, что нужно делать для спасения друг друга и это то главное, что соединяет их вместе.https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1690119/
- Судьба или случайность? На протяжении фильма герои задумываются над этим вопросом. Две линии судьбы, не похожие друг на друга, обе не легкие, со своей трагедией. Два одиноких человека, каждый по своей причине. Парень, потерявший жену, не в силах забыть горе. Девушка, лишившаяся матери в детстве, живет и работает в психиатрической больнице, вся ее жизнь, вся ее семья заключена здесь. Оба живущие на грани не могут изменить свою судьбу, но не оставляют попыток это сделать.
Они оба потенциальные пациенты этой психушки, и чтобы не сойти с ума, они должны быть вместе.
Проведение сталкивает их, и девушка уже не мыслит свою жизнь без НЕГО. Он снова и снова отталкивает ЕЁ, но она яростно и неутомимо идет к своей цели — быть с ним.
Наверное, это все-таки судьба, и у них нет выбора кроме как быть вместе. https://www.kinopoisk.ru/user/66480/comment/564765/
Сходная проблематика:
- Дверь (Die Tür), реж. Анно Зауль, 2009.
- Дикая природа Джеймса (All the Wilderness), реж. Майкл Джонсон, 2014.
- Обыкновенные люди (Ordinary People), реж. Роберт Рэдфорд, 1980.
- Полет длиною в жизнь (Winged Creatures), реж. Роуэн Вудс, 2008.
- Последняя любовь на Земле (Perfect Sense), реж.Дэвид МакКензи, 2011.
- Пташка (Birdy), реж. А.Паркер, 1984.
- Солярис, реж. А.Тарковский, 1972.
- Стыд (Shame), реж. Стив МакКуин, 2011.