Прах Анджелы.
В программу кинотерапии по теме Эмиграция-иммиграция
Прах Анджелы (Angela’s Ashes), реж. Алан Паркер, 1999.
Когда рушатся мечты и приходится возвращаться к исходной точке, хватит ли у вас сил, чтобы подняться? Как воспринимают наши дети наши взрослые проблемы и какие травмы у них остаются?
Фильм снят по мотивам мемуаров Фрэнка МакКорта «Прах Анджелы» (Angela’s Ashes, 1996).
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, неудачники, семья, детская травма, взросление, зависимость, социальная драма, человек — человек
Мотто: Нищим выбирать не приходится.
Круг психологических проблем:
- иммиграция
- социальная драма
- выживание
- семья
- детская травма
- травма
- утрата
- религия
- вера
- нищета
- смерть
- догматизм
- предрассудки
- безработица
- ребенок
- насилие
- семейное насилие
- дискриминация
- неуважение
- расизм
- унижение
- алкоголизм
- зависимость
- издевательства
- любовь
- воспитание
- фанатизм
- исповедь
- взросление
- разумность
- конфликт поколений
- конфликт
- счастье
- мечта
- эдипов комплекс
- наследственность
- оскорбление
- психотерапия
- биография
- самопознание
- грех
- депрессия
- неудачник
- субпассионарий
- голод
- достижение цели
- амбиции
- мотивация
- фрустрация
- стресс
Системы отношений:
- дети-родители
- муж-жена
- отец-сын
- человек-бог
- человек — человек
Черты характера:
- чувство юмора
- религиозность
- чувство собственного достоинства
- интеллигентность
- безответственность
- слабость
- гордость
- оптимизм
- жизнерадостность
- доброта
- целеустремленность
Эмоциональная парадигма:
- отчаяние
- возмущение
- безысходность
- ненависть
- страдание
- злость
- усталость
- изможденность
- выгорание
- нежность
- отвращение
- брезгливость
- сочувствие
- уныние
- жалость
Нравственные категории:
- уважение
- справедливость
- долг
- честь
- подлость
- милосердие
Символизм, метафоры:
- дождь
- икона
- река
- туман
- сырость, грязь
- лунное затмение
- статуя Свободы
Выразительные средства:
- свет, цвет, полутона
- декорации
- пейзажи
Дополнительные вопросы:
- О чем мечтает Френки?
Цитаты:
- Когда я возвращаюсь мыслями в детство, я удивляюсь, как мы с братьями вообще смогли выжить. Это было очень трудное детство. Счастливое детство не доставляет вам неприятностей. Хуже обычного несчастного детства может быть только несчастное ирландское детство. Хуже этого может быть только детство ирландца-католика.
- Дети ничего не знают о своей религии? Такому невежеству нет оправдания.
- Я не понимаю, почему мы не смогли удержать Оливера, почему мы должны были отпустить его от себя в ящике, как мою сестру. Это было неправильно. Мне хотелось кричать об этом.
- Нищим выбирать не приходится.
- Он работал на цементной фабрике, но все равно носил галстук и воротничок. Он говорил, что человек, который не носит галстук, не уважает себя.
- Если бы твоя мать вышла за обычного мужчину из Лимерика, у тебя не было бы таких протестантских волос, и мы бы не опаздывали.
- — Господь милостив. – Господь, может, и милостив к кому-то, но его давно не было в трущобах Лимерика. – Ты можешь попасть в ад за эти слова. – Разве я уже не в аду?
- Пропить всю зарплату или пособие – это плохо, но когда человек пропивает деньги для новорожденного малыша, это уже никуда не годится.
- Это был первый раз, когда папа поцеловал меня. Я был так счастлив, что едва не выскочил из постели.
- Я любил Шекспира. Как будто у тебя во рту были алмазы, когда ты читал эти слова.
- Он был святой троицей, мой отец. В нем жили три человека. Один – утром за чашкой чая и сигаретой, рассказывающий нам истории. Другой отчаянно пытался найти работу, но не находил. А третий приходил по ночам с запахом виски.
- Обогатите ваш разум. Это ваша кладовая, и никто в мире не может войти в нее. Наполните мозг мусором, и ваша голова сгниет. Вы можете быть бедными, ваши туфли могут быть, стоптаны, но ваш разум – это ваш храм.
- Если бы мы жили в Америке, я бы сказал: «Я люблю тебя, папа». Как в их фильмах. Но в Лимерике меня бы засмеяли. В Лимерике можно любить только бога, детей и лошадей, которые приходят первыми.
- Шекспир – как пюре: никогда нельзя насытиться им до конца.
- Америка… Там у всех хорошие зубы и свой унитаз.
- Ты не должен позволять никому захлопывать перед собой дверь.
- Только тогда, когда ты любишь бога и самого себя, ты можешь любить других созданий бога.
Отзывы:
- Нищета… Слово, наполненное безысходностью и болью. Слово, покрытое налётом облупившегося чёрного лака, слово-приговор… Преследуя, она настигает, настигнув — медленно истощает, истощив — выбрасывает на грязную улицу, позволяя другим вытирать о тебя подошвы не слишком чистых ботинок, позволяя тыкать пальцем и смеяться во всё горло, до хрипоты. А потом, вдоволь натешив толпу, толкает на паперть, за жалкие подачки…
Но ещё унизительнее, ещё больнее, когда рядом с тобой протягивает ладошку твой собственный ребёнок. Сердобольные подают монету-другую, большинство проходит стороной, отрешённо глядя впереди себя, другие останавливаются и со взглядом, полным презрения, рассматривают чумазое создание. И ничего нельзя поделать. Это и есть необратимость.
Это история многодетной семьи МакКурт, вынужденной прозябать среди сырых стен полуразрушенного домика. Это история грязной помойной ямы, из которой безуспешно пытаются выбраться отец и мать семейства. Анджела — худенькая женщина с затравленным взглядом и изнеможённым от непрекращающегося голодания лицом. Она беспрерывно воспроизводит на свет мальчиков-погодков, точь-в-точь копирующих неудачника-отца. Те же печальные глаза голодной собаки, те же непослушные жёсткие волосы… Они с рождения обречены на жалкое существование среди крыс и блох. Но убеждённых католиков это не смущает.
Лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее. ©
Отец, отчасти, чудной мечтатель. Разве что его бездействие и чрезмерная инфантильность не пришлась к месту. Не в этой жизни… Он безбожно надирается в пабах, засыпает на мостовой, но неизменно возвращается назад, пусть и через сутки, пусть и через двое, но он приходит, распевая причудливые песни и раздавая завалявшуюся в кармане мелочь. В нём будто борется два человека — хороший отец и беспробудный пьяница, и последний выигрывает всё чаще… Он бесхребетный и непутёвый, но… Хороший, как это часто бывает. И дети до последнего прощают ему все обиды.
Так и живут, едва прикрывая кричащую ото всех сторон нищету.
Френки — самый старший ребёнок. Самый честный и самый исполнительный. Он отнюдь не меркантилен (не глядя на тяжёлое материальное положение семьи), но он несчастен. Всё детство он боролся за материнское внимание, всеми силами пытался получить хоть кусочек тепла и любви уставшей от всего женщины, но это так и осталось недосягаемой мечтой тяжёлого детства. Френки всё делал сам. Он подвергался насмешкам, он безуспешно искал работу в том самом нежном возрасте, когда другие лишь учатся читать и строят замки из песка, он отовсюду был гоним, но не был сломлен. Он не взял ни одного порока от непутёвых отца и матери.
Хотя, непутёвыми нас делает и безразличное окружение.
Это драма о несовершенстве жизни. Фильм подобен зеркалу, разбитому на тысячи уродливых осколков. И каждый в каждом отдельно взятом персонаже открыто демонстрирует пороки и несовершенства существовавшего общества. Безразличная и смирившаяся с унижением мать, исчезнувший в неизвестном направлении отец, умирающие братья и сёстры… Это жутко, но это есть. И никуда не деться…
Ирландия представлена зрителю в своём нелицеприятном свете. Глазами низов общества, бездейственного пласта. Подобно даме, стремящейся попасть в высший свет и облачающейся в лучшее, она остаётся всё в том же дырявом и засаленном белье, скрытом от глаз. И эта картина беззастенчиво демонстрирует то самое бельё, с разных ракурсов, от начала до конца хронометража. Только усугубляя и без того гнетущее ощущение конца…
Утопия, явная утопия. Но воссозданная Аланом Паркером правдиво до невозможности. Настолько, что, несмотря на гнетущую боль, хочется смотреть дальше. Сопереживать, сострадать и надеяться, что, оказавшись там, протянул бы беднякам руку. Не проявил малодушие… https://www.kinopoisk.ru/user/198348/comment/475029/ - Первое, что приходит на ум при звучании словосочетания «Прах Анджелы» — это фильм про то, как кто-то привез урну с прахом какой-то Анджелы куда-то, потому что так завещалось. Те, у кого такое же буйное воображение по поводу названия, могут быть спокойны. На самом деле это проблема перевода с английского на русский. Слово «ashes» переводится как прах, но также и как пепел, останки, руины. И название многозначное. Героиня, мать семейства Анджела курит, чаще всего, когда что-то не ладится, когда она нервничает (в общем как многие из нас). Поэтому пепел Анджелы — это метафора. И одновременно трактовкой могут быть руины, останки жизни Анджелы, прошедшей столько трудностей и пережившей столько потерь. В фильме нет и речи про прах, тем более Анджелы. И такой нелогичный перевод названия фильма может вызвать ложные ожидания у зрителей, на мой взгляд. https://www.kinopoisk.ru/user/517082/comment/605124/
- Также «Прах Анджелы» может быть интересен для тех, кто ищет для себя настоящую, тяжёлую драму. Советую на сем быть осторожным, так как я приняла этот фильм слишком близко к сердцу даже несмотря на многообещающий конец и, пусть и скупое, но наличие положительных эмоций относительно родственных связей Френка с братьями, отцом, отчаянным желанием помочь матери и его целеустремленностью. Больше всего образ Френка радует его «живостью». Мы видим человека без прикрас, таким, каким он и должен быть, выращенным далеко не святым, но и не потерявшим человеческий облик в трущобах, греховным, как и мы все, но стремящимся исправиться, бережно хранящим в себе и любовь, и заветную мечту. https://www.kinopoisk.ru/user/4473116/comment/2039213/
- Несмотря на всё вышеописанное, это кино нельзя назвать тяжелым или чернушным.
Да, нам показывают семью нищих, да, им тяжело живётся, но при этом они не унывают, не отчаиваются, а мужественно сносят все удары судьбы. Даже несмотря на то, что фильм снят в тёмных тонах и постоянно льёт дождь, в каждом кадре чувствуется надежда на лучшее. А она, как известно, умирает последней.
Фрэнк весь фильм стремится к своей мечте — уехать в Америку. Как только появляется возможность, он начинает работать. Сперва он устраивается носильщиком угля. Но угольная пыль очень плохо действует на его глаза, и он чуть не лишается зрения, врач ставит диагноз — коньюктивит, но к счастью, всё обходится. Потом какое-то время он не работает. Его семью выгоняют из квартирки, и они переезжают к их родственнику, противному жирному грубому негодяю, который воспринимает их как своих слуг. Раздраженный таким его поведением, Фрэнк вступает с ним в конфликт и уходит из дома. Он поселяется у ещё одного его родственника дяди Па и устраивается на работу почтальоном на велосипеде. Потом он находит подработку у одной женщины и всё ближе приближается к своей мечте.
При этом Фрэнка нельзя назвать идеальным сыном, после того, как он начинает зарабатывать, он забывает про мать и братьев.
В этом фильме показано, что всегда надо стремиться к своей мечте, как бы тебе не было тяжело, какие бы препятствия не становились на твоём пути, нужно верить в мечту и воплощать её в жизнь. https://www.kinopoisk.ru/user/4457307/comment/2046161/
Сходная проблематика:
- Бруклин (Brooklyn), реж. Джон Краули, 2015.
- В Америке (In America), реж. Джим Шеридан, 2002.
- Волчок, реж. Василий Сигарев, 2009.
- Восток есть Восток (East Is East), реж. Дэмьен О’Доннелл, 1999.
- Далеко-далеко (Far and Away), реж. Рон Ховард, 1992.
- Дни вина и роз (Days of Wine and Roses), реж. Блейк Эдвардс, 1962.
- Заплати другому (Pay It Forward), реж. Мими Ледер, 2000.
- Меня зовут Билл У (My Name Is Bill W.), реж. Дэниель Петри, 1989.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Новый свет (Nuovomondo), реж. Эмануэле Криалезе, 2006.
- Похитители велосипедов (Ladri di biciclette), реж. Витторио де Сика, 1948.
- Таинственный Альберт Ноббс (Albert Nobbs), реж. Родриго Гарсия, 2011.
- Тайны и ложь (Secrets & Lies), реж. Майк Ли, 1996.
- Чертополох (Ironweed), реж. Гектор Бабенко, 1987.
- Эмигранты (Utvandrarna), реж. Ян Труэль, 1971.
- Я только хочу чтобы вы меня любили (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt), реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1976.
18.01.2017 10:17 |
Замечательный, но очень тяжелый фильм Паркера о детской травме, которая не только в России, но и в Ирландии детская травма, о религиозных стереотипиях и установках, об алкоголизме, семейном насилии и о процессе обратной миграции.