Уильям Тернер.
Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.
Солнце – это бог. Когда все в вашей жизни подчинено этому богу – солнечному свету, важно ли то, что вы едите, во что одеты, как говорите, кого любите?..
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: творчество
Мотто: Солнце – это бог.
Круг психологических проблем:
- творчество
- биография
- забота
- семья
- утрата
- созерцание
- травма
- фрустрация
- сублимация
- насмешки
- издевательство
- старение
- старость
- смерть
- агония
- любовь
- инаковость
- талант
- классовое неравенство
- уродство
- конфликт
- самоизоляция
- характер
- служение
- вера
- пассионарность
Системы отношений:
- хозяин-слуга
- отец-сын
- муж-жена
- прошлое-будущее
- талант-посредственность
- человек-бог
- консерватизм-либерализм
- человек-человек
Черты характера:
- угрюмость
- мизантропия
- грубость
- эгоизм
- отчужденность
- самодостаточность
- вежливость
- воспитанность
- замкнутость
- чуткость
- любознательность
- бескорыстие
- вера в себя
- уверенность
- эксцентричность
- трудолюбие
- чувство юмора
- прямолинейность
- честность
Эмоциональная парадигма:
- сострадание
- сочувствие
- скорбь
- одержимость
- страсть
- боль
- нежность
Нравственные категории:
- ложь
- уважение
- порядочность
Символизм, метафоры:
- закат
- свиное рыло
Выразительные средства:
- пейзажи
- цвет
- свет
- музыка
- саунд-трек
- контрастность
Дополнительные вопросы:
- Какие конфликты раскрываются в фильме?
Цитаты:
- На этой земле все взаимосвязано. Ничто не существует само по себе.
- У него была идеальная картина, а он превратил ее в насмешку.
- Это ваша боль, не переносите ее на своих любимых.
- Я хочу видеть все свои картины, выставленные в одном зале и созерцаемые народом бесплатно.
- Солнце – это бог.
Отзывы:
- Обрюзгший чудак с вечно недовольным выражением лица, готовый расплакаться от бетховенских или перселловских секвенций. Способный увидеть в лице пожилой дамы профиль Афродиты. Привязать себя в шторм к мачте во время бури — а потом «телесность» снежных хлопьев, перемешанных с соленой водой, воплотить в морском шедевре. Нечленораздельно бурчащий от недовольства и удовлетворенно хрюкающий инфантил. Убедительный и ироничный спорщик. Эти резкие, почти театральные краски густыми мазками накрывают одна другую, разбухая в конфликт внешнего и внутреннего. https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/05/17/59580-blednyy-prizrak-luchshih-let
- Тернер сохраняет редкое умение всегда оставаться немного ребенком. С его непосредственностью и восторженным взглядом на мир — мир как природу, царство солнца, а не человека. Это же помогает ему встречать удары судьбы. На его глазах умирает отец, единственный родственник, к которому он испытывал теплые чувства. Тернер сидит у его постели, глаза на мокром месте — и вдруг он одним резким движением сам себе утирает и сопли, и слезы. Только спустя время он придет к проститутке, чтобы заполнить блокнот эротических эскизов, и уже расплачется как следует. http://www.mk.ru/culture/2014/05/16/portret-hudozhnika-v-starosti.html
- Тернер у Майкла Ли редко облекает мысли в слова, зато в каждом его занятии под толстой шкурой похрипывает и посапывает паровой котел, удивительный биодвигатель, заставляющий этого не слишком приятного на вид и в общении человека создавать удивительные, наполненные светом и движением воздуха картины. Впрочем, неприятен в общении Тернер с теми, кто ему не интересен. С другими же он бывает обходителен, остроумен, честен. Физиологичность героя подчеркивается с первых кадров: монтажная склейка рифмует бритье свиной головы на кухне с бритьем самого Тернера. Да, великий человек может быть похож на свинью, ну и что. https://www.gazeta.ru/culture/2014/05/16/a_6036913.shtml
- «Солнце — это Бог», — скажет Тернер, умирая. Доказательства его веры — многочисленные полотна, тревожно-желтые раньше, чем у Ван Гога, дымчатые прежде, чем у Моне. Опередивший свое время художник был равнодушен к любой другой религии, кроме служения свету и цвету. Не случайно в фильме Ли есть сцена, где Тернер наблюдает за научным экспериментом знакомой дамы. В ходе его накаленная солнечным зайчиком — а точнее, красным цветом пойманной на холсте радуги — иголка начинает раскручиваться. Все вертится благодаря цвету. Но в мире «Мистера Тернера», кроме него, об этом мало кто знает. http://www.gq.ru/blogs/cannes/75241_bog_solntsa.php
- По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство — явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов. http://www.msk.kp.ru/daily/26231/3114306/
- «Солнце — это Бог», — говорит на смертном одре Уильям. Эта фраза красной нитью идет через все творчество Тернера и через фильм режиссера Ли: мешковатый маринист считал, что именно борьба между светом и тенью порождает всю окружающую нас красоту. Одержимый этой схваткой солнца и тьмы, Тернер, наплевав на бывшую жену и дочерей, мнение королевы Виктории, рисует свои полотна, на которых главный герой всегда один и тот же — солнце. Солнце, которое каждый день разное, несмотря на то, что ежедневно движется по одной и той же траектории. https://www.kinopoisk.ru/user/268254/comment/2252302/
Сходная проблематика:
- Амадей (Amadeus), реж. М.Форман, 1984.
- Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
- Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring), реж. Питер Веббер, 2003.
- Переписывая Бетховена (Copying Beethoven), реж. А.Холланд, 2006.
- Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
- Полное затмение (Total Eclipse), реж. А.Холланд, 1997.
- Призраки Гойи (Goya’s Ghosts), реж. Милош Форман, 2006.
- Фрида (Frida), реж. Д.Теймор, 2002.
- Чаплин (Chaplin), реж. Ричард Аттенборо, 1992.