Шпионский мост.
Шпионский мост (Bridge of Spies), реж. Стивен Спилберг, 2015.
Оставим в стороне историческую точность и пропагандистские манипуляции, сосредоточимся только на нравственном выборе, противостоянии с большинством и на характерах героев.
Основано на реальных событиях.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: выбор, политика, лидер, человек-человек, мужество, война
Мотто: Каждый человек важен.
Круг психологических проблем:
- стол переговоров
- характер
- выбор
- политика
- судебное разбирательство
- правосудие
- противостояние
- информированность
- лидер
- закон
- пропаганда
- риск
- смертная казнь
- служение
- манипулирование
- доверие
- гуманизм
- защита прав
Системы отношений:
- личность-система
- личность-общество
- человек-человек
Черты характера:
- невозмутимость
- хладнокровие
- выдержка
- спокойствие
- принципиальность
- решительность
- вера в себя
- уверенность
- чувство собственного достоинства
- преданность
- профессионализм
- порядочность
- честность
- законопослушность
- стойкость
- смелость
- благородство
- мужество
Эмоциональная парадигма:
- сомнения
- волнение
- страх
- сочувствие
- ненависть
- напряжение
- удивление
Нравственные категории:
- патриотизм
- уважение
- права человека
- справедливость
- милосердие
- долг
Символизм, метафоры:
- отражение в зеркале
- стена
- портрет
- галстук-бабочка
- доллар
- мост
Выразительные средства:
- свет-тень
- флешбэки
Дополнительные вопросы:
- Почему каждый человек важен?
- Почему Абель не боится смерти?
- На чем базируется спокойствие Абеля?
- Что вызывает у Донавана симпатию к Абелю?
- Ради кого все делал Донован?
Цитаты:
- Каждый заслуживает защиты. Каждый человек важен.
- — Вас хотят отправить на электрический стул. – Да. – И вы не волнуетесь? – А это поможет?
- Есть люди, которые делают то же самое для вашей страны. И если бы их арестовали, вы бы наверняка хотели, чтобы с ними обращались достойно.
- Наше оружие – информация.
- Я – ирландец, вы – немец. Но что делает нас американцами? Только одно – свод правил. Называется Конституция. Мы соглашаемся с правилами, и это делает нас американцами. Так что не говори мне, что нет правил.
- Начальство не всегда право, но это все равно начальство.
- Я не боюсь смерти, хотя предпочел бы избежать ее.
- «Стойкий мужик» — так называют того, кто не сдается.
- Моя работа – предугадывать риски.
- Должен ли он умереть за то, что делал свою работу?
- Как планировать ход, если не знаешь, во что играешь?
- Я делаю это ради нас!
- Что думают люди – не главное, твои поступки – это важно.
Отзывы:
- Снова гениально просто и точно о вечных ценностях и о том, как остаться человеком даже в самых суровых условиях. В этом смысле «Шпионский мост» – продолжение его глобального гуманистического манифеста. Здесь снова человек становится заложником исторических процессов – в этом случае человеческая трагедия Спилберга происходит на фоне холодной войны, о возвращении которой так любят поговорить сегодня. Но в политику Спилберг не играет, его интересуют люди, потому конъюнктуры и злободневности ждать не стоит. Напротив, это старое доброе спилберговское кино, детальное, выверенное и очень личное, по-хорошему старомодное. Хотя все атрибуты шпионского триллера и присутствуют: разведчики, сбитые самолеты, агенты ЦРУ и КГБ, обмен пленными и подобные примочки. Но все это антураж. Главное – принуждение к человечности. … В этом и сила этого кино, которое учит забытому – сопереживанию. Вот где Спилберг максимально наглядно показывает, что человек и правда важнее любой системы, он выше любых идей и концепций. Это, может быть, самое главное, что нам нужно помнить и в наших современных конфликтах, особенно когда мы спокойно рассуждаем про количество погибших по телевидению. Ведь, опять же, значение имеет каждая жизнь. http://www.gq.ru/lifestyle/shpionskij-most-prinuzhdenie-k-chelovechnosti-ot-stivena-spilberga
- Общество, готовое снисходительно и свысока относиться к собственной конституции, рано или поздно деградирует. http://calendar.fontanka.ru/articles/3094/
- Это история не столько о политике, сколько о профессионализме. Потому что главный герой, тот самый адвокат Джеймс Донован (его блестяще сыграл Том Хэнкс), – он, конечно, патриот в той мере, в какой является патриотом любой обычный гражданин США, но в первую очередь он профессионал. Именно профессионализм движет им, когда он берется за дело – он видит в Абеле не только вражеского шпиона, но профессионала, равного себе, невозмутимого, готового ко всему, с бесконечным спокойствием принимающего любые удары («Вы совсем не волнуетесь?» – «А это поможет?»). Даже когда продолжает работу, несмотря на то, что от него отворачивается и народ, и семья.
Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20151203-valeriya-zharova-spilberg-ispachkal-patriotizm-v-soplyah
- «Шпионский мост» — виртуознейшее кино с потрясающей операторской работой, массовкой, декорациями, костюмами и музыкой, но прежде всего это мощный гуманистический манифест о том, что гражданство и даже профессия значения не имеют. Важна только человеческая жизнь, только достоинство, только верность себе. Перед этим пасует любой государственный интерес. Важный урок. И своевременный. http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1426020/
- Собственный выбор — быть или не быть человеком — волен совершить любой, русский он или американец, восточный немец или западный. Ведь то, на чей он играет стороне, решает случай. Практически жребий, орел или решка. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/shpionskiy-most-stivena-spilberga-zhivoy-sezon/
- Согласившись защитить Абеля, Донован не просто становится моральным изгоем— он фактически обрекает жену и детей на статус членов семьи врага народа, на презрительные взгляды соседей, изоляцию, выстрелы в окна… Режиссер, снявший множество фильмов о том, что жизнь отдельного человека ничуть не менее ценна, чем благополучие общества в целом, сейчас заходит на тот же сюжет немного с другого ракурса: индивидуальность сильнее массы, человек тоньше чувствует и реже ошибается, чем толпа, самое трудное — абстрагироваться от охватившей людей истерии. На противостояние всеобщему безумию нужно много сил, их редко кто в себе находит, но именно эти люди — праведники, спасающие мир. Впрочем, сам Донован не ощущает себя героем, бросившим вызов, лишь профессионалом, честно выполняющим свою работу. https://www.kommersant.ru/doc/2860742
- Миф создан, и живёт отдельной жизнью, люди, живущие в XXI веке верят в мифы также, как и их далёкие предки, стало ещё проще, современные технологии — мощнейшее средство манипуляции сознанием. Получилось один раз, почему бы не повторить ещё? Сколько человек угробили ради того, чтобы «Спасти рядового Райана»? Гуманизм, ценность человеческой жизни, и прочая белиберда. Чем жизнь Райана ценнее чем, жизни тех, кто погиб, спасая его, такого драгоценного? Тем, что он последний в роду (плевать на тебя, если ты — предпоследний) очень интересное, избирательное понимание гуманистических идей. https://www.kinopoisk.ru/user/4160391/comment/2342089/
- Фильм изобилует художественным вымыслом и фактическими ошибками. https://www.kinopoisk.ru/user/5946806/comment/2360986/
- Исторические неточности, которые присутствуют в фильме (сцена допроса Пауэрса итд.), тенденциозность и однобокость (злые русские, карикатурность и шаблонность показа другой стороны) и слишком явное выпячивание стороны Добра, все слишком приторно и заезженно. https://www.kinopoisk.ru/user/1039688/comment/2328904/
- В итоге можно сказать, что«Шпионский мост» — это фильм как минимум неоднозначный. Единственная аудитория, к которой он апеллирует — это американцы, и то, судя по всему, лишь определенной возрастной категории. Ни англичане, ни французы, ни немцы, ни, упаси Боже, русские, с большей долей вероятности не найдут здесь того, что было бы обращено к ним, то есть к нам. Может быть, и не стоит обвинять за это режиссера, уроженца города Цинциннати, штат Огайо, но ведь кинематограф — это универсальное искусство, и я оцениваю его так, как могу. Хотелось бы верить в то, что фильм рассматривает Холодную войну объективным и беспристрастным взглядом, но это не так. И все, что остается осадком от этого «зрелища», это чувство недоумения — неужели это снял режиссер «Списка Шиндлера»? Ибо сам по себе «Шпионский мост» держится лишь на имени постановщика, паре монологов и игре Хэнкса, соответствующей общему тону ленты — не больше, и не меньше. https://www.kinopoisk.ru/user/1623867/comment/2313197/
- Начав с американо-советского противостояния, режиссёр всё больше отдаляется от него и фокусируется на конфликте внутри своего отечества. И здесь Джеймс Донован — жертва обстоятельств: теперь вся Америка против него. Постепенно проклёвываются и более глубокие смыслы, словно бы иллюстрируя высказывание Махатмы Ганди: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества». Игра по-честному по обе стороны означает абсолютное равноправие, поэтому постановщик вместе с братьями Коэн и Мэттом Чарманом вскрывают изъяны и недостатки своей страны. «Военизирована» даже система образования, и ещё в школе детей приучают к военной хронике, возможно, тем самым закладывая в них агрессию и враждебность, которые затем прорастают во взрослых американцах. Но раз уж режиссёр решил обойтись без нравоучений, он даёт лишь факты из реальной истории, а внутренние разногласия попросту растворяются на фоне беды, пришедшей извне. https://www.kinopoisk.ru/user/1096969/comment/2310955/
- Стоит ли смотреть этот фильм? А что это даст? (Абель) Один раз можно, чтобы ещё увидеть, как на историческую основу нанизывается то, что выгодно стране-производителю. Александр Дюма на критику о неточной историчности своих произведений ответил: История — это гвоздь, на который я вешаю свои картины. Спилберг — достойный продолжатель француза. https://www.kinopoisk.ru/user/27266/comment/2360337/
Сходная проблематика:
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Вердикт за деньги (Runaway Jury), реж. Г.Фледер, 2003.
- Гленгарри Глен Росс — Американцы (Glengarry Glen Ross), реж. Джеймс Фоули, 1992.
- Жизнь других (Das Leben der Anderen), реж. Ф.Х. фон Доннерсмарк, 2006.
- Мандарины (Mandariinid), реж. Заза Урушадзе, 2013.
- Мнения сторон (Taking Sides), реж. И.Сабо, 2001.
- Несколько хороших парней (A Few Good Men), реж. Роб Райнер, 1992.
- Плутовство (Wag the Dog), реж. Барри Левинсон, 1997.
- Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
- Правосудие для всех (…And Justice for All), реж. Норман Джуисон, 1979.
- Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan), реж. С.Спилберг, 1998.
- Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеман, 1966.
- 12 разгневанных мужчин (12 Angry Men), реж. Сидни Люмет, 1957.