Сплит.
Сплит (Split), реж. М. Найт Шьямалан, 2016.
Когда человек, выглядящий абсолютно нормальным и вменяемым, наповерку оказывается совершенно непредсказуемым монстром… Корни многих наших страхов, проблем, болезней таятся в нашем детстве.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: психическое расстройство, психотерапия, детская травма, трансформация
Мотто: В некоторых ситуациях ничего предсказать невозможно.
Круг психологических проблем:
- психическое расстройство
- насилие
- похищение
- заложники
- инаковость
- психотерапия
- травма
- детская травма
- самопознание
- абсессивно-компульсивный синдром
- навязчивости
- шизофрения
- диссоциативное расстройство
- педофилия
- издевательства
- убийство
- взаимопонимание
- трансформация
- когнитивные искажения
- подросток
- мания величия
- инстинкт
- альтер-эго
- врачебная этика
- унижение
Системы отношений:
- отец-дочь
- жертва-преступник
- пациент-врач
Черты характера:
- хладнокровие
- самообладание
- тщеславие
Эмоциональная парадигма:
- шок
- страх
- ужас
- истерика
- отчаяние
- страдание
Нравственные категории:
- этика
- милосердие
Символизм, метафоры:
- коридор
- подвал
- охота
- щеколда
- зоопарк
- дверь
- ружье
Выразительные средства:
- флэшбеки
- ракурсы
- пейзажи
- саундтрек
- свет
Дополнительные вопросы:
- Какие когнитивные искажения присущи героям?
Цитаты:
- В такой ситуации ничего предсказать невозможно.
- В лучах солнца мы обретем свою страсть. В лучах солнца мы обретем свое предназначение.
- Лишь через боль возможно достичь величия.
- Люди, которые никогда не знали боли, не заслуживают места в этом мире. Они спят.
- Сломленные гораздо могущественнее остальных.
- Когда целишься, держи оба глаза открытыми!
Отзывы:
- Основное действие протекает в замкнутом лабиринте жилища, где Деннис прячет своих пленниц. Потайные комнаты, извилистые коридоры, двери, ведущие в тупики с голой потрескавшейся штукатуркой, намекают на то, что интерьер – отражение больного сознания Денниса. Сам он, конечно, – одна из многочисленных модификаций хичкоковского Нормана Бейтса, так что поначалу и Патрицию начинаешь считать заместительницей мамаши. Так или иначе, нам указано на происхождение психической травмы, поделившей сознание несчастного ребенка на злосчастное множество непохожих, но вынужденных существовать под одним черепом персоналий. Поначалу кажется, что к отгадке нас приведет Барри – единственный из «орды», способный осмысленно и незлобиво общаться с человеком из большого мира. Его доверенное лицо – пожилая дама, психотерапевт, профессор Флетчер (Бетти Бакли), чья специализация – диссоациативные расстройства личности. Флетчер выдвигает смелую идею, что пациентов с таким диагнозом надо не лечить (или сводить лечение к настраиванию на определенную волну, обеспечивающую пациенту безопасное положение в мире), но исследовать как обладателей чрезвычайного интеллектуального потенциала, за которыми будущее. … Шьямалан выводит финал на неожиданный уровень, обманывая многие зрительские ожидания и наталкивая на пессимистичные раздумья. Одна из тем для них – сюжетно разыгранный тезис, что попытки приручить зло бесплодны, и обольщаться тут бесполезно. Другая же касается неизлечимости детской травмы, которая неизвестно когда аукнется и разнесется эхом на непредсказумый простор. В «Шестом чувстве» Шьямалан намекнул на то, что среди нас ходят немало мертвецов, о чем мы не подозреваем. В «Сплите» он подбросил еще одну наводку, настраивая нас на то, чтобы мы учились быть внимательными не только в кинозале. http://kinoart.ru/blogs/svyashchennyj-uzhin-split-rezhisser-m-najt-shyamalan
- «Мы те, кем себя считаем» – говорит герой МакЭвоя. Проблемы начинаются там, где наступает пограничье, отсутствие счета, невозможность определиться раз и навсегда. Неизведанное, темное прорывается наружу, но не трогает тех, кто настрадался достаточно, и в конце концов причиняет самый жестокий вред самому себе. https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20170319-kseniya-ilina-split-i-24-lichnosti-dzheymsa-makevoya
- Этот фильм, как и многогранность героя МакЭвоя, можно интерпретировать до бесконечности, наращивая шизоидность предположений по экспоненте. И все будет в точку. И все будет бессмысленно. С подобной ситуацией люди постоянно сталкиваются, пытаясь разгрызть Шьямалана и добраться до начинки.
С одной стороны, это очередное зеркальное отражение слегка поднабившего оскомину сюжета о красавице и чудовище (с более традиционным прочтением которого «Сплит», к слову, соперничает в прокате). С другой — это личная вендетта Шьямалана миру розовых очков, широко распахнутых глаз и массово раскатанных губ. Уже со старта видно, как сильно этот мир бесит выбившегося в люди (а потом незаметно вывалившегося оттуда) индийского мальчика-престидижитатора. В отместку он практически обожествляет аутсайдеров, моральных подранков и прочее фрик-сообщество, в реальной жизни ютящееся у социальной параши. Еще один вариант прочтения — извращенное ницшеанство, благодаря которому затертое до дыр «what doesn‘t kill you» обретает демоническое звучание бетховенской симфонии в прозекторской. Фильм можно также рассматривать и как приговор психоанализу и прогрессивной терапии мозговых переломов. Или как деконструкцию самой идеи реабилитации — он последовательно доказывает, что здоровых людей не бывает вовсе, а те, что таковыми признаны — только лишь прикидываются в ожидании сигнала из космоса. https://www.kompravda.eu/daily/26655.7/3675438/
- Не страдал — не сверхчеловек. Сверхчеловек — цель. Человек — средство. В худшем случае — питательное. Это если не страдал (см. п. 1). Ницшеанские тезисы в «Сплите» цветут буйным цветом, щедро опыляемые фантазиями на тему диссоциативного расстройства идентичности, которая сама по себе ввиду малоизученности к фантазиям располагает. Личный мозгоправ Кевина, которая бабуля, считает вот, что иные из особо юродивых — возможно, хоть и душевнобольные, а здоровее многих «нормальных». И что в них — ключ к потусторонним тайнам Психеи, а также ответ на вопрос жизни, Вселенной и всего такого. И даже эволюции. А поскольку диссоциация, как большинство ученых полагает, — следствие травм и переживаний, это лишь еще раз подтверждает первый тезис данного абзаца. https://rg.ru/2017/03/15/split-kommunalnaia-golova-dzhejmsa-makevoia.html
- Во время просмотра становится ясно, как режиссер и сценарист по совместительству пытается донести свою симпатию к людям, чья жизнь травмирована и надломлена, начиная с самого детства. Такие люди, по его мнению, закалены жизненными невзгодами, становятся более приспособленными к жестоким реалиям мира. «Только через боль можно прийти к величию» — гласит самое страшное и дикое альтер-это главного героя. https://www.kinopoisk.ru/user/1207476/comment/2514816/
Сходная проблематика:
- Водолей (Aquarius), реж. Джонас Пейт, Майкл Цинберг, Джон Эмиел, … , 2015.
- Ганнибал (Hannibal), реж. Майкл Раймер, Гильермо Наварро, Винченцо Натали и др., 2013-2015.
- Корабельные новости (The Shipping News), реж.Л.Халлстром, 2001.
- Неизвестный (Unknown), реж. Хауме Кольет-Серра, 2011.
- Опасный метод (A Dangerous Method), реж. Д.Кроненберг, 2011.
- Охота на Унабомбера (Manhunt: Unabomber), реж. Грег Яйтанс, 2017-…
- Паук (Spider), реж. Дэвид Кроненберг, 2002.
- Пациенты (In Treatment), реж. Пэрис Барклай, Родриго Гарсия, Джим МакКэй и др., 2008-2010.
- Планета Ка-Пэкс (K-PAX), реж. Иен Софтли, 2001.
- Повелитель приливов (The Prince of Tides), реж. Барбара Стрейзанд, 1991.
- Сибилла (Sybil), реж. Джозеф Сарджент, 2007.
- Стыд (Shame), реж. Стив МакКуин, 2011.
- Таинственная река (Mystic River), реж. К.Иствуд, 2003.
- Я только хочу чтобы вы меня любили (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt), реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1976.