КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Конформист.

Конформист (Il Conformista), реж. Бернардо Бертолуччи, 1970.

Каким образом детская травма может повлиять на формирование личности и ее поведение? Иногда конформизм, принадлежность к той или иной партии, организации, группе могут быть прямыми следствиями пережитого в детстве насилия, а критерии нормальности определяет окружающая тебя действительность, и ты не в силах ей противостоять.

По одноименному роману Альберто Моравиа.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: детская травма, субпассионарность, экзистенциальный кризис, раскаяние, политика, социальная драма

Мотто: Быть как все. Нормальным.

Круг психологических проблем:

  • конформизм
  • стадный инстинкт
  • инстинкт самосохранения
  • диктатура
  • фашизм
  • когнитивные искажения
  • исповедь
  • детская травма
  • грех
  • религия
  • убийство
  • сексуальное насилие
  • маленький человек
  • экзистенциальный кризис
  • смирение
  • самопознание
  • дружба
  • истерика
  • инаковость
  • выбор
  • подавление
  • игнорирование
  • вытеснение
  • перенос
  • отрицание
  • субпассионарность
  • муки совести
  • раскаяние
  • гомосексуализм
  • идеология
  • манипулирование
  • катарсис
  • политика
  • свобода
  • характер
  • бесхарактерность

Системы отношений:

  • дети-родители
  • человек-человек
  • человек-бог
  • человек-система
  • свобода-рабство
  • норма-патология

Черты характера:

  • трусость
  • слабость
  • конформизм
  • гордыня
  • тщеславие
  • заурядность
  • мещанство
  • истеричность
  • глупость
  • неуверенность
  • комплекс неполноценности

Эмоциональная парадигма:

  • сомнения
  • напряжение
  • страх
  • скука
  • стыд

Нравственные категории:

  • предательство
  • совесть

Символизм, метафоры:

  • ворота
  • смирительная рубашка
  • листья
  • слепота
  • разные ботинки
  • хоровод
  • бюст Муссолини

Выразительные средства:

  • музыка
  • декорации/архитектура
  • фидбеки
  • стиль арт-деко

Дополнительные вопросы:

  • Каковы мотивы Марчелло?
  • Каким образом детская травма отразилась на жизни Марчелло?
  • Конформизм и тщеславие в характере Марчелло.
  • Что значит быть нормальным мужчиной?
  • Критерии нормальности определяет окружающая действительность.
  • Есть ли в характере Марчелло положительные качества?

Цитаты:

  • Что вынуждает людей сотрудничать с нами? Для одних это страх, для большей части – деньги. Подлинная вера в фашизм встречается редко. Какие у вас мотивы?
  • Я хочу создать нормальную жизнь. Я женюсь на маленькой мещанке. Я жажду создать нормальный мир.
  • Господь слишком хорош.
  • Я постоянно смиряю гордыню.
  • Один смертный грех за другим.
  • Я состою в обществе, которое преследует инакомыслящих.
  • Я ведь ничего такого не делал, это был мой долг.
  • — Что значит быть нормальным мужчиной? — Нормальным мужчиной? Для меня нормальный мужчина — тот, кто, встретив на улице красивую женщину, оборачивается и смотрит на ее ягодицы и замечает, что обернулся не только он. Ему приятно видеть таких же, как он, себе подобных. Поэтому он ходит на людные пляжи, футбол, в бар… Такому мужчине нравятся ему подобные, и он не верит тем, кто отличается от него. Такой нормальный мужчина — верный брат, настоящий гражданин, настоящий патриот… — Настоящий фашист.
  • «Animula, vagula, blandula, hospes comesque corporis», или «Душа, скиталица нежная, Гость и друг в человеческом теле». Это первая строка автоэпитафии, авторство которой приписывают древнеримскому императору Адриану (76-138).

Отзывы:

  • Детальное наполнение пространства, игра светотени, сложная панорама, ручная камера, продолжительный трэвелинг, голландский угол, съемка через замутненное стекло— стилистически изощренный по кинематографическим средствам выразительности «Конформист» оказал значительное влияние на развитие мирового кинематографа в целом и на создание «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы в частности.
    Работая с детальным наполнением пространства ленты, режиссер погружает зрителя в атмосферу 30-х годов и с помощью визуала проводит параллели между государственным и сексуальным насилием. Использование этих средств в фильме формирует чувство реализма и одновременно поэтичности. Поэтому труды Бернардо Бертолуччи называют «кинематографом ощущений». Фильм начинается со звонка и сообщения Марчелло о том, что «он и она ушли». Далее герой выбегает из отеля, садится в машину и едет в пока еще не известном зрителю направлении, по пути предаваясь воспоминаниям, демонстрирующимся поначалу в хаотичной последовательности. Подобное выстраивание повествования режиссером отсылает к методу свободных ассоциаций, относительно которого, по мнению Зигмунда Фрейда, неконтролируемая ассоциация — это символическая проекция внутреннего, часто не осознаваемого, содержания сознания. Нелинейный характер памяти приобретает хронологическую последовательность в тот момент, когда Марчелло выходит из машины и шофер-напарник Манганьелло движется следом. Это пробуждает в памяти героя встречу с водителем Лино, когда Марчелло, будучи ребенком, также шел рядом с автомобилем перед тем, как сесть в него.
    Встреча с Лино предопределяет дальнейшее развитие личности главного героя. Оказавшись и жертвой педофилии со стороны водителя, и его убийцей (взрослый Марчелло уверен, что застрелил Лино в 13-тилетнем возрасте), он начинает чувствовать отчужденность от людей и инаковость в сравнении с мужчинами с «нормальной» ориентацией. Открытие табуированных форм отношений формирует дуальную модель личности героя, одну из сторон которой Марчелло, однако, отказывается признавать, что приводит к внутренней дисгармонии и борьбе с самим собой — основополагающему мотиву фильма. Подавляя желания и отрицая свое «Я», Марчелло не противостоит обществу, а, пытаясь убежать от травм прошлого, играет в «такого как все», о чем говорит название фильма «Конформист».
    Кроме того, важен и политико-этический подтекст. «В глазах фашизма несогласие есть предательство, — говорит Умберто Эко. — Несогласие — это еще и знак инаковости. Фашизм растет и ищет консенсусов, эксплуатируя прирожденную боязнь инородного» [3]. В образе Анны в сцене, где она умоляет безучастно наблюдающего Марчелло спасти ее убийц, Бертолуччи намекает на итальянский народ, который в свое время точно также безучастно наблюдал за приходом фашизма к власти. Марчелло не убивает Анну лично, но он и не помогает ей. Бунтарь Бертолуччи, как и многие его сверстники, представители поколения шестидесятых, не может принять такой позиции. https://cinetexts.ru/il_conformista
  • Трудно сказать, чему в большей степени посвящен «Конформист» — исследованию истоков фашизма, или иллюстрации фрейдистских взглядов. Он настолько глубоко и блестяще сделан, что каждый волен его толковать, как душа велит, тем более, что подсчет и интерпретация всех вставленных в картину намеков, закладок и режиссерских шпилек может занять бездну времени, которую, кстати, еще нужно иметь. Сообразно способу толкования фильма его краткий сюжет тоже можно изложить двумя способами.
    Способ первый. Некий образованный итальянец из небедной семьи, Марчелло Клеричи, которого осевой момент времени застиг в тридцать три года (случайно ли?), в силу слабости характера становится фашистом, т.е. растворяется в господствующей в обществе силе. Его приспособленчество, неспособность противиться злу, им отчетливо осознаваемому, неизбежно приводит к тому, что и он сам совершает гнусные преступления. Таким образом, Бертолуччи швыряет обвинение в лицо итальянского общества, это – кино-трактовка старого правила, по которому для того, чтоб воцарилось зло, достаточно чтобы хорошие люди ничего не делали. Здесь дела обстоят даже хуже – именно общество привело власти Муссолини, общество под его знаменами ввязалось в войну, общество приняло диктатуру, согласилось с положением вещей. Одни люди стали убивать других, другие — первых, а третьи за этим безучастно наблюдали, как Марчелло безучастно наблюдал в окно автомобиля, как чернорубашечники убивали женщину, в которую он был влюблен. В таком ракурсе сцена в данс-холле, где Марчелло окружила группа танцующих – символ увлечения личности людской толпой и невозможности выбраться из общего круговорота истории, и, надо сказать, символ довольно пессимистичный.
    Способ второй. Скрытый гомосексуалист Марчелло Клеричи пытается воспротивиться своей порочной сущности, замаскировавшись под «нормального» гражданина. В его случае дорога к «нормальности» пролегла через брак и вступление в ряды фашистов — так уж сложились обстоятельства. Товарищи по партии поручают Марчелло ликвидировать во Франции профессора Квадри — антифашистского деятеля, оказавшегося его бывшим учителем философии. Перед отбытием во Францию Марчелло исповедуется у священника, сообщая, что собирается совершить грех, которым намерен искупить перед обществом грех предыдущий. На самом деле предыдущий грех, в котором исповедуется Марчелло, вымышленный. Изображение последующих событий в силу ряда отчетливых признаков ретуширования реальности (двойники, переплетения) позволяет предположить, что некоторые детали поездки по Францию были также додуманы Марчелло, чтоб привести его подправленные воспоминания, бессознательные порывы и вновь происходящие события в некую целостную больную систему.
    Соответственно от выбора той или иной трактовки зависит и смысл включения в картину платоновского «Мифа о пещере». Кто вместо реальности наблюдает тени на стене? Фашизм, как идеология, фашистское общество или лично Марчелло, заблудившийся в дебрях собственных иллюзий?
    «Конформист» многослоен, можно даже сказать многоярусен. В фильме вскользь затронута и проблема свободы, свободен ли человек, в какой момент он еще может влиять на свою судьбу и какой выбор может стать фатальным. Что бы произошло с Марчелло, не обижай его в детстве сверстники, не повстречайся ему шофер Лино и не эмигрируй из Италии профессор Квадри, которому он так и не сдал свой реферат о Платоне. И могло ли вообще все сложиться иначе?
    Сцена исповеди нелестна и по отношению к церкви. Священника больше заинтересовал вопрос, спит ли Марчелло с мужчинами, чем запланированное убийство. После того, как Марчелло открыто признался в своих намерениях, священник, наставлявший о недопустимости беспорядочной половой жизни, просто отпустил ему грехи. Марчелло отметил, что священник даже не осудил его за убийство, якобы совершенное им в прошлом, а скорее удивился, что он за этот грех не исповедался раньше. Кажется, Бертолуччи подталкивает к неприятной мысли, что церковь вполне органична в обществе, где правит Муссолини, это — то место, куда следует ходить после акций в лесу.
    Вначале, на 9-й минуте фильма, куда-то важно тащат бюст Муссолини, в конце, на 104-й, его с позором волокут по земле привязанным к мотоциклу. Между этими выгулами — 5 лет и 50 миллионов жизней. Детали в фильме просто убийственны в своей наглядности, до того он крепок. Ни один кадр не лишний, а некоторые из них великолепны сами по себе. Например, желтые листья, ворохом подхваченные ветром в старой усадьбе. Снежный лесной коридор, по которому едут убивать Марчелло и Манганьело. Веселое мимоходное печатанье Джулией и Анной каких-то листовок, возможно антифашистских агиток, между чаем и лесбийским флиртом. Наибольшее впечатление произвела даже не интеллектуальная составляющая фильма, а красота, сочащаяся из кадра, эти приковывающие внимание детали. Тень Марчелло, исчезнувшая при открытии ставней (и это после разговора-то о платоновских тенях); лампа, покачивающаяся в момент попытки Марчелло переиначить судьбу; в жуткий безмолвный миг перед расправой над профессором Квадри и его женой – безмятежный треск сосен. Еще сложилось устойчивое впечатление о тотальной иррациональности происходящего. Пожалуй, потому, что Бертолуччи, как настоящему художнику, удалось запечатлеть действительность такой, какая она есть. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/546668/
  • Италия, 1932 год. Марчелло Клеричи ничем непримечателен среди иных людей, известно лишь одно — он всю жизнь чувствует себя непохожим на других, стремиться стать «нормальным». Намеки на гомосексуальность, тяжелая психологическая травма родом из детства, ощущение несоответствия формы и внутреннего содержания вещей — все это толкает Марчелло к мнимым ценностям, принимаемым за естественность. Вступление в ряды фашистов для Клеричи есть не идеологический шаг, а попытка бегства от собственного «я», сокрытие внутреннего дискомфорта под тень внешне сильной идеологии. Чтобы быть как все, он женится на пустой мещанке Джулии, чья жизнь легко умещается в спальне и на кухне. Ярким примером разложения итальянской аристократии служит семейство Клеричи, где мать страдает от наркотической зависимости, а отец (бывший чернорубашечник) помещен в психиатрическую больницу. Всякое желание порвать с собственным прошлым толкает Марчелло на обставленную под «медовый месяц» поездку в Париж, в ходе которой ему поручено устранить антифашиста профессора Квадри. Суть в том, что профессор некогда являлся для Клеричи авторитетом, а потому сама операция по устранению в чем-то походит на отцеубийство.
    Структура фильма выстроена на основе воспоминаний Марчелло, причем хронология отсутствует — воспоминания детства перекликаются с событиями двухдневной давности. За весь фильм главный герой практически не принимает самостоятельных решений — на исповедь перед священником его насильно тащит мнительная невеста, в фашистскую партию приводит единственный друг, Парижскую операцию всецело контролирует помощник Манганьело. Подобная пассивность и статичность главного героя олицетворяет собой безучастие и следование навязанным идеям. Помещая в центральную ось ленты Платоновский миф о пещере, Бертолуччи постепенно развенчивает представления о любой идеологии, как о чем-то массовом, сравнивая преданность народных масс каким-либо идеям с шествием слепых. Недаром многие герои картины имеют проблемы со зрением, а друг Марчелло(носящий символичное имя Итало) и вообще слеп. Как узники пещеры Платона, люди способны видеть лишь контуры и тени, доступные их зрительным органам. Те, кто праздновал пришествие к власти Муссолини, радуются его свержению, в лице Марчелло, режиссер обвиняет в безразличии и трусости всю страну.
    Фабула «Конформиста» отнюдь не сводится к обличению фашизма. Режиссер, увлекавшийся в то время теориями Фрейда, проиллюстрировал гипотезу о сексуальной природе человеческих поступков. Весь жизненный путь Марчелло пронизан приживлением к общепринятому и отрицанием собственного естества. Став в детстве жертвой домогательств со стороны мужчины, главный герой всю свою жизнь пытался подавить раскрывшуюся гомосексуальность. Таким образом, именно ощущение собственной сексуальной девиации толкает Марчелло на вступление в ряды фашистов. На протяжении всей ленты режиссер символически подчеркивает тщетность попыток Клеричи скрыть свое эго. Его влечет к бисексуальной супруге профессора Анне сильнее, чем к более женственной Джулии. Апогеем неспособности Марчелло слиться с толпой становится всеобщий людской хоровод, затягивающий сопротивляющегося героя воронкой человеческих тел, в которой он ощущает полнейший дискомфорт.
    Фильм полон метафор и символов: слепой Итало по радио декламирует фашистскую агитку с Брайлевой книги, а обезумевший отец Марчелло добровольно облекает себя в черную смирительную рубашку. Отдельно стоит отметить лейтмотив «пещеры», в которой находится главный герой. Пользуясь языком кинематографии, Бертолуччи постоянно помещает Марчелло в темные помещения, тем самым подчеркивая его страх и неуверенность — во тьме проще скрывать свои чувства и врать. Так как большая часть сцен фильма является воспоминанием, а «здесь и сейчас» происходит лишь развязка, остается неясной реальность некоторых событий. Психиатрическая больница, в которую наносит визит Клеричи, выглядит абстрактной, словно картина кубиста, а сцена в борделе и вообще напоминает сон, о чем свидетельствуют закадровые рассуждения героя и неестественно яркий свет. https://www.kinopoisk.ru/user/1428539/comment/1315265/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

1 комментарий

  • Конформиста в основном смотрят как драму слабой личности, подчинившейся диктатуре. Тем более в наши дни это очень актуально: давление большинства — инстинкты стадности и самосохранения. Хотя именно Конформист — одна из первых талантливых визуализаций посттравматического формирования судьбы маленького человека. Трентиньян великолепен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *