Последний император.
Последний император (The Last Emperor), реж. Бернардо Бертолуччи, 1987.
Когда вы не просто наблюдатель великих и ужасных исторических процессов, но непосредственный их участник, инициатор, заложник и жертва…
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: политика, власть, становление личности
Мотто: Император – самый одинокий человек на свете.
Круг психологических проблем:
- политика
- лидер
- биография
- история
- попытка самоубийства
- традиции
- лицемерие
- плен
- субординация
- свобода
- зависимость
- одиночество
- наставник
- мультикультурность
- изоляция
- коррупция
- война
- обряды
- независимость
- унижение
- необходимость изменений
- реформаторство
- исповедь
- трансформация
- причины-следствия
- ложное обвинение
- допрос
- благодарность
- дружба
- национализм
- расизм
- манипулирование
- власть
- использование
- выбор
- выход из трудной ситуации
- тюрьма
- преодоление
- крах жизни
- принятие
- смирение
- старение
- взросление
- становление личности
- монархия
- революция
- бунт
Системы отношений:
- дети-взрослые
- свобода-рабство
- зависимость-независимость
- муж-жена
- личность-общество
- личность-система
Черты характера:
- скромность
- стойкость
- преданность
- сила духа
- тщеславие
- властолюбие
Эмоциональная парадигма:
- удивление
- гнев
- ненависть
- чувство вины
- восхищение
- подавленность
- печаль
Нравственные категории:
- уважение
- честь
- совесть
Символизм, метафоры:
- паровоз
- лестницы
- стены
- ворота/двери
- мышонок
- велосипед
- зрение/очки
- запретный город
- пожар
- теннис
- опиум
- кузнечик
Выразительные средства:
- ретроспекция
- метафоричность
Дополнительные вопросы:
- Какой он, последний император?
Цитаты:
- — Я тоже жил здесь… — Кто Вы? — Я был Императором Китая… Единственный человек в Китае, который не мог покинуть свой дом, из окон он наблюдал как рушился его мир, мир его предков.
- — Я хотел ввести реформы. — А что ты хотел переделать, какие реформы?- Я хотел переделать всё.
- — Это правда, что я могу делать что захочу? – Конечно, вы же господин десяти тысяч лет.
- Император – самый одинокий ребенок на свете.
- — Я думаю о том, что если бы я был настоящим императором, я бы сейчас стал правителем Китая. — И что бы тогда император предпринял, если бы он действительно мог править? — Я бы все изменил. Даже то, как мы женимся, изменил бы. — Император против заранее подготовленных браков? — Унизительно не знать, на ком ты женишься».
- — Как нам сказать до свидания? – Как мы сказали друг другу добрый день.
- До сегодняшнего дня ты провел жизнь, думая. что ты лучший. Теперь ты думаешь, что ты худший.
Отзывы:
- В «Последнем императоре» Бертолуччи переосмысливает понятия «историческая личность» и «история», где первое становится заложником второго. Человек не в силах повлиять на непрерывное течение жизни. Пу И как личность мы воспринимаем лишь в конце, когда перед нами предстает улыбчивый старик с печальными глазами. До этого он только часть системы, продолжение династии.
Слово «последний» в названии картины — жестокая констатация невозможности возврата к былому величию. Эпоха завершается, и мир открыт для нового, а «человек из прошлого» растворяется там, где тысячелетиями умирали его предки.
Век перемен навсегда вытеснил традиционный уклад жизни и в 1987-ом итальянский маэстро осознает, что личность играла лишь роль массовки грандиозном спектакле госпожи Истории. В прекрасном наваждении Бертолуччи непрерывно граничат хладнокровие и страсть, разум и желания, чувство долга и отчаянное стремление вырваться на волю, а за всем этим таится маленькая душа великого императора. https://www.kinopoisk.ru/user/6373158/comment/2394891/ - Сцены с главным героем превосходны, актёр очень натурально играет, на его лице вся боль власти, ослепление этой властью, отсутствие ненависти к революционерам, благодарность другим людям. Человек, привыкший с детства командовать, научился с годами быть благодарным, может, это ему и не легко далось, всё-таки жизнь у него была тяжелая, у него было счастья обреченностью власти и несчастья лишения её, а позже и свободы.
А всё-таки, потеряв свою свободу, он был свободнее, чем когда правил целым государством. https://www.kinopoisk.ru/user/2355/comment/43277/ - Бертолуччи снял фильм об уникальном человеческом существе, уникальность которого вызвана его личностью и условиями, в которых он вырос, их можно было бы назвать жёстким экспериментом, если бы это и впрямь был эксперимент, а не местная традиция: Пу И всегда окружён людьми и находится в центре внимания, но он крайне одинок; он обладает властью, но беспомощен; он наделён восприимчивым живым умом и утончённой натурой, но его знания ограничены, а чувства не с кем разделить; он аристократичен, но простодушен. https://www.kinopoisk.ru/user/1243148/comment/1641893/
Сходная проблематика:
- Александр (Alexander), реж. Оливер Стоун, 2004.
- Бекет (Becket), реж. Питер Гленвилл, 1964.
- Босс (Boss), реж. Жан Де Сегонзак, Марио Ван Пиблз, Джим МакКэй, …, 2011.
- Ганди (Gandhi), реж. Р.Аттенборо, 1982.
- Елизавета (Elizabeth), реж. Ш.Капур, 1998.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
- Кундун (Kundun), реж. Мартин Скорсезе, 1997.
- Лев зимой (The Lion in Winter), реж. Энтони Харви, 1968.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Молодой Папа (The Young Pope), реж. Паоло Соррентино, 2016.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Новый папа (The New Pope), реж. Паоло Соррентино, 2019.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.
- Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеман, 1966.
- Чингисхан (Тэмуджин) (Genghis Khan), реж. Ван Вэньцзэ, 2004.
- Мысли и чувства героев фильма
- Плюсы и минусы характера героя
- Приоритеты и установки героя
- Цепочка событий