Человек на все времена.
Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеман, 1966.
Готов ли ты за свои убеждения поссориться с монархом и всем государством, претерпеть муки и унижения и даже пойти на казнь? Что позволяет сохранять стойкость и мужество?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: управление, политика, власть, вера, наставник, мудрость, самопознание, человек-человек
Мотто: Кроме молитв, нужны деяния.
Круг психологических проблем:
- лидер
- управление
- политика
- история
- биография
- конфликт
- выбор
- философия
- юриспруденция
- гуманизм
- власть
- карьера
- вера
- предательство
- семья
- молитва
- взаимоподдержка
- собственное мнение
- наставник
- мудрость
- судебное разбирательство
- несправедливость
- взятка
- искушение
- мотивация
- деспотизм
- закон
- авторитет
- лояльность
- призвание
- служение
- инстинкт самосохранения
- борьба
- суд
- правосудие
- быть самим собой
- самопознание
- стол переговоров
- воспитание
- судьба
- причина-следствие
- религия
- дискриминация
- ложное обвинение
- унижение
- характер
- становление личности
Системы отношений:
- ведущий-ведомый
- муж-жена
- учитель-ученик
- справедливость-несправедливость
- человек-бог
- личность-система
- личность-общество
- правда-ложь
- человек-человек
Черты характера:
- честность
- чувство собственного достоинства
- властолюбие
- тщеславие
- карьеризм
- принципиальность
- преданность
- прямодушие
- смелость
- интеллигентность
- уверенность
- здравомыслие
- законопослушность
- непреклонность
- стойкость
- мужество
- подхалимство
- лицемерие
- порядочность
- подлость
Эмоциональная парадигма:
- спокойствие
- возмущение
- зависть
- презрение
- волнение
Нравственные категории:
- честь
- честность
- уважение
- совесть
- мораль
- нравственность
- справедливость
- долг
Символизм, метафоры:
- река
- вода
- книги
- мантия
- кубок
Выразительные средства:
- театральность
Дополнительные вопросы:
- Что именно побуждает Мора сделать такой выбор?
- Что помогает Томасу Мору сохранять спокойствие и уверенность до самого конца?
Цитаты:
- — Кто это? – Друг из Кэмбриджа. – Что ему надо? – То же, что и всем, — место. Можешь дать? – Ты его рекомендуешь? – Нет.
- Если бы вы могли смотреть на факты без этого морального косоглазия! Чуть больше здравого смысла, и вы бы стали политиками.
- Кроме молитв, нужны деяния.
- Если политики забывают о своей совести в угоду государственным делам, они быстро приведут страну к хаосу.
- Я буду судить, как себя самого, честно и быстро.
- — Стань учителем. Ты будешь великим учителем. – А кто об этом узнает? – Ты, ученики, друзья, Бог. Никакой толпы и спокойная жизнь.
- Два года назад ты был ярым церковником, теперь ты – лютеранин. Мы должны следить, чтобы ты не свернул шею, глядя из стороны в сторону.
- — Ты с ним спорил? Зачем? – Не нашел другого выхода.
- — А что делать? Отменить закон в погоне за дьяволом? – Да, ради этого можно отменить все законы! – А когда отменят последний закон, и придет дьявол, куда ты будешь прятаться? Сейчас в стране действует множество законов людских, а не божьих. Но если их отменить, а тебе это под силу, сумеешь ли ты выстоять под ветром, который тогда поднимется? Да, ради безопасности я даю дьяволу привилегию закона.
- Это работа администратора – сводить неудобства к минимуму.
- Человек, давший клятву, держит свою душу в руках, как воду. Стоит раздвинуть пальцы, и он утратит надежду найти себя.
- Живя в истинно добродетельном государстве, мы непременно стали бы праведниками. Но пока мы видим, что алчность, гнев, гордыня и глупость превалируют над добродетелью, милосердием, скромностью, правом и разумом, мы должны противостоять этому, даже рискуя стать героями.
- Молчание может говорить!
- Моя судьба пугает меня меньше, чем твоя ложь.
- Я понимаю, что можно продать душу за весь мир, но за Уэлльс…
Отзывы:
- Этот фильм, несмотря на то, что действие происходит в давние времена в Англии, будет актуален всегда, он на все времена. Один из самых правдоподобных и честных фильмов о средневековой Англии, показывает нам, что такое настоящая монархия. Не важно, какие законы установлены в государстве, один король или царь может лишь по воле своей прихоти в одно мгновение разрушить все законы и уставы, любые нормы морали и духовных устоев, которые до него могли развиваться веками, а ему при этом будут улыбаться и восхвалять его мудрость самые верховные личности, законники и представители церковной власти, только потому, что он король. https://www.kinopoisk.ru/user/250063/comment/892168/
- Такова эта трагичная история. Лицемеры и карьеристы плетут интриги, короли готовы подставить под удар страну, в угоду собственной похоти, принципиальным и честным суждено сгореть в этой гиене хворостом. Восторжествует ли справедливость? Те, кто отправляют Мора на казнь, будут сожжены, убиты. Кроме Ричарда Рича, который в итоге станет канцлером. Так это ли — справедливость? А есть ли она, и стоит ли ждать её? Циннеман не дает ответа на вопрос, решать суждено каждому индивидуально. В этом принцип нашей жизни, принцип отпущенного нам времени.
«Я не уступлю, потому что таков я, и дело не в гордости и не в обиде — только во мне самом. Во мне!». Это он, Томас Мор, лорд канцлер, философ, писатель и гуманист — Человек на все Времена. https://www.kinopoisk.ru/user/955105/comment/1480592/ - Циннеману удалось именно это, внутреннее, ему удалось показать человека, таким, каким он должен быть, таким, каким мы хотим его видеть, таким, какими мы хотим быть. Мы хотим, и не важно, что где-то мы ломаемся, где-то не дотягиваем, где-то проявляет себя слабина, но всё равно держимся. У нас есть тот самый внутренний стержень, те самые моральные принципы.
Потому как если законы мира и общества несовершенны, это не значит, что несовершенными имеем право быть мы, как раз наоборот. https://www.kinopoisk.ru/user/2448901/comment/2351357/
Сходная проблематика:
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Агора (Agora), реж. А.Аменабар, 2009.
- Андрей Рублев, реж. Андрей Тарковский, 1966.
- Апокалипсис. Откровения Иоанна Богослова (San Giovanni — L’apocalisse), реж. Раффаэле Мертес, 2000.
- Бекет (Becket), реж. Питер Гленвилл, 1964.
- Ганди (Gandhi), реж. Р.Аттенборо, 1982.
- Гладиатор (Gladiator), реж. Ридли Скотт, 2000.
- Дом, который построил Свифт, реж. Марк Захаров, 1982.
- Елизавета (Elizabeth), реж. Ш.Капур, 1998.
- Жанна Д`Арк (Goan of Ark), реж. Люк Бессон.
- Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
- Кундун (Kundun), реж. Мартин Скорсезе, 1997.
- Лев зимой (The Lion in Winter), реж. Энтони Харви, 1968.
- Леди Джейн (Lady Jane), реж. Тревор Нанн, 1985.
- Миссия (The Mission), реж.Р.Жоффе, 1986.
- Паранойя (Paranoia), реж. Роберт Лукетич, 2013.
- Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption), реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
- Список Шиндлера (Shindler`s list), реж. С.Спилберг, 1993.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.
- Удивительная легкость (Amazing Grace), реж. М.Эптед, 2006.