КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Пять легких пьес.

Пять легких пьес (Five Easy Pieces), реж. Боб Рейфелсон, 1970.

Когда мы куда-то двигаемся, бежим, мы бежим куда-то или от чего-то? А может, мы просто бежим от самое себя?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: субпассионарность, семья, путь к себе, социальная драма

Мотто: Бежать, чтобы не возникли подозрения.

Круг психологических проблем:

  • маленький человек
  • необходимость перемен
  • семья
  • конфликт
  • фобия, боязнь грязи
  • навязчивые мысли
  • невроз
  • социальная драма
  • выбор
  • авторитарный отец
  • инсульт
  • неудачник
  • любовь
  • поиск себя
  • потерянность
  • самопознание
  • взаимонепонимание
  • отношения
  • талант

Системы отношений:

  • мужчина-женщина
  • отец-сын
  • личность-общество

Черты характера:

  • глупость
  • мизантропия
  • сварливость
  • вспыльчивость
  • эгоизм
  • неприкаянность
  • бунтарство
  • обидчивость

Эмоциональная парадигма:

  • недовольство
  • неудовлетворенность
  • раздражение
  • усталость
  • разочарование
  • скука
  • обида

Нравственные категории:

  • уважение
  • долг

Символизм, метафоры:

  • дорога
  • пробка
  • рояль
  • паром
  • камин
  • закат

Выразительные средства:

  • саунд-трек
  • музыка
  • новеллизм повествования

Дополнительные вопросы:

  • Почему Роберт порвал с семьей?
  • Почему Роберт все-таки берет Рэй с собой?
  • Почему Роберт ведет такую жизнь?
  • Каковы прошлое и будущее Роберта?
  • Что гнетет Роберта?
  • Что для Роберта важно?
  • Что у Роберта не вышло? Почему не вышло?
  • Отчего бежит Роберт?

Цитаты:

  • Кому ты нужна с таким жалким видом?
  • Я сижу и слушаю, как оборванец, живущий в трейлере, хвастается своей жизнью.
  • Я пришлю тебе денег, это все, что я могу.
  • Если бы я знал, что ты не покончишь с собой…
  • Если бы ты молчала, все было бы замечательно.
  • Не надо при папе намекать, что папа был не прав.
  • Я стараюсь быть с тобой тактичной. Я не поеду с тобой не из-за Карла, не из-за музыки, а из-за тебя. До чего ты дойдешь? Раз человек не любит и не уважает ни себя, ни друзей, ни семью, ни работу – ничего… Какой он может просить любви к себе? С какой стати?
  • Я много поездил не потому, что ищу чего-то. Я уезжаю, чтобы не возникли подозрения.
  • Она отрицает тот факт, что мы с тобой никогда не понимали друг друга. Все, что я могу, просить прощения. Прости, что ничего не вышло.
  • Все сгорело. Все сгорело вместе с моей машиной. Все… все, что у меня было, пропало!

Отзывы:

  • Дюпи изленты Боба Рейфелсона, который выступил также и в качестве сопродюсера, выгадав с коммерческой точки зрения (бюджет в размере $1,6 млн. был превзойдён более чем в 11 раз), хочет не просто бунтовать ради самого бунта. Он решил как бы испытать себя на примере более «трудных пьес», подбрасываемых действительностью изо дня в день — стóит только покинуть порог своего коттеджа в тихой американской провинции. Героев из картин того переходного периода волнует уже не протест против буржуазного мира и надоевшего существования, но гложет тоска по живой, вечно меняющейся жизни, по человечности и взаимопониманию — пусть это будет исходить от таких же неустроенных, скитающихся, страждущих. Любопытно, что мотив дороги и бытия на обочине оказывается альтернативой теме дома и семейной жизни. https://www.kinopoisk.ru/review/922238/
  • Роберт требователен и крайне раздражителен, когда кто-то делает не то, что ему самому хочется. В тоже время сам он отказывается дать что-то взамен. Райт искренне и сильно любит его, но она отталкивает его своей откровенной глупостью и ограниченностью. Подруга брата, Кэтрин, которую он встречает в отчем доме, привлекает его гораздо сильнее, однако, та уже сама в свою очередь не может испытать каких-то чувств по отношению к человеку, не любящему и не уважающего никого, в том числе и себя самого. https://www.kinopoisk.ru/user/1085161/comment/1327636/
  • Бобби требователен ко всем, кроме себя. Ему нужны любовь, понимание, соответствие его вкусам, а взамен он не отдает ничего. Райетт, искренне влюбленная в него официантка, раздражает до зубовного скрежета ограниченностью, недалекостью и наивностью, а Кэтрин, подруга брата, требует, чтобы Бобби в первую очередь полюбил самого себя, а потом бы уже требовал ответных чувств от других. Но… Бобби проще сбежать, нежели проявить чувства. https://www.kinopoisk.ru/user/6443/comment/117361/
  • Однажды Бобби вывозит отца в его инвалидном кресле на прогулку, где остается с ним наедине. Наступает самая проникновенная сцена «Пяти легких пьес», в которой герой пытается объяснить, но тщетно, прожитую им жизнь. Они с отцом никогда не понимали друг друга — а тут у Бобби наконец появляется шанс выговориться, однако он не знает, что сказать. Свой сбивчивый волнительный рассказ герой завершает беспомощной фразой «Прости, что ничего не вышло». В мире музыки выражение «пять легких пьес» отсылает к музыкальным произведениям, которые начинающий пианист должен разучить прежде, чем переходить к более сложным композициям. Главный герой не готов к сложным композициям. Он так и не сумел разобраться в себе, понять, куда двигаться дальше, — какую жизнь он предложит будущим жене и детям? https://www.kinopoisk.ru/user/1426524/comment/1870829/
  • Очень реалистичная картина про человека, который хочет неизвестно чего, которого все достало, который отчаянно ищет любви и понимания, сознательно отвергая единственного человека, который испытывает к нему симпатию (а может даже любовь). Может у человека просто кризис среднего возраста, переосмысленные ценностей, чувство отчужденности и ненужности и т. п. Нам в этом фильме толком ничего не объясняют. Героя Николсона трудно назвать положительным, но благодаря его великолепной игре его образ кажется очень знакомым и, можно сказать, даже родным, поэтому ему искренне сочувствуешь и переживаешь за все его неудачи, в которых, несомненно, виноват он сам. А может виновата его семья, не испытывающая радость по возвращении его персонажа домой, тем самым более усугубляя личную драму главного героя. Вот и приходится ему вечно бежать, что-то искать, в надежде, что все-таки дойдя неизвестно куда и найдя неизвестно что он все-таки обретет личное счастье, внутреннюю гармонии и т.п. А может и не обретет? Как я уже говорил, ответов в фильме искать не стоит, ибо тут есть только драма и пустота, настроение одиночества и отчужденности, которые, странным образом, передаются зрителю и оставляют заметный след в душе. https://www.kinopoisk.ru/user/306352/comment/1818794/
  • Но в Пять Легких Пьес подобный пессимистичный реализм просто необходим, он очень честен и позволяет прочувствовать ту суровую агрессию окружающего мира к герою картины, попытаться понять его поступки и чувства.
    Показательным является сцена с девушкой, направляющейся на Аляску, только потому что там чисто и нет грязи, став озлобленной и критичной в отношении всего окружения, она являются как бы прототипом того, кем бы не хотел стать Роберту (Николсон), при этом видя в ней себя.
    Почему то именно Аляска становилась на протяжении многих лет символом чистоты и правды, которую искали люди, чуждые в этом жестоком мире. Вспомнить хотя бы реальную историю про Александра Супертрампа, который в возрасте 23 лет, будучи обеспеченным, бросил все и отправился на Аляску, в которой он видел спасение и уединение в мире, где «правит материализм» как он выражался, там он собственно навсегда и остался (те кто знают историю поймут, а те кто нет надеюсь заинтересуются). https://www.kinopoisk.ru/user/250063/comment/875751/
  • Да, это кино о свободе, о некоем бунте, который устраивает человек, пытающийся доказать, зачастую не столько окружающим, сколько самому себе, что он может изменить свою жизнь, может быть тем, кем хочет.
    Николсон продолжает играть персонажей до ужаса эгоистичных. И, как мне кажется, эта черта останется в нем навсегда, и каждый его герой будет, в той или иной мере, наполнен эгоизмом. И пусть герой Джека выглядит романтиком, и, по сути, им является, но, черт побери, жестокого эгоиста, наплевавшего на всех, поставившего себя и свою жизнь на первое место, пусть позже и раскаявшегося в своих поступках, не увидеть просто невозможно. И, в этом смысле, понятие положительного и отрицательного персонажа постоянно находится в подвешенном состоянии. https://www.kinopoisk.ru/user/668720/comment/1462919/
  • Главный герой, Бобби— неоднозначный и сложный человек, меняющийся на протяжении фильма, пытающийся понять, что для него важно, запутавшийся в своем отношении к жизни и к людям, которые его окружают. Поездка на остров к отцу проясняет для него многое. Но Бобби не находит там себя, ему скучно. Зато там он встречает Кэтрин. В основном благодаря ей герой меняется. Просит прощения у отца. Но осознавая, что на острове ему оставаться не зачем (в отличие от Кэтрин), он уезжает. Финал драматичен и неоднозначен. Можно только догадываться как сложиться судьба Бобби… https://www.kinopoisk.ru/user/153605/comment/496867/
  • И ещё в его душе звучит страшная какофония из звуков музыки и визга клаксонов автомобилей, стоящих в пробке. Поверхностная агрессия и напускная грубость — это его способ заглушить этот дребезжащий ад. …Пять лёгких пьес — это такие пьесы, которые должен научиться играть начинающий пианист, прежде чем перейти на другие, более сложные произведения. Но вообще-то кто сказал, что эти лёгкие пьесы — лёгкие и простые? Разве Шопен может быть лёгким и простым? Дом, работа, семья, призвание — это совсем не те пьесы, которые можно научиться играть легко. Нет ничего простого и спокойного. Легче создать машину, работающую на пару.
    Бобби бежит туда, где очень холодно. Прямо с автозаправки, без куртки, на попутном грузовике с огромными брёвнами. Весь холод у него внутри. Ему не страшно. https://www.kinopoisk.ru/user/6193652/comment/2541844/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *