Затмение.
Затмение (L’eclisse), реж. Микеланджело Антониони, 1962.
Когда в твоей жизни есть все – и молодость, и красота, и достаток – но в душе пустота, а в голове тревога и неопределенность, и все, что ты можешь испытывать — это скука…
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: мужчина-женщина, экзистенциальный кризис
Мотто: Если любишь, то понимаешь.
Круг психологических проблем:
- отношения
- пассивная агрессия
- развод
- семья
- бессмысленность
- необходимость изменений
- расизм
- кризис
- флирт
- неопределенность
- одиночество
- амбивалентность
- ангедония
- расставание
- неприкаянность
- несчастье
- экзистенциальный кризис
- депрессия
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- мать-дочь
- богатство-бедность
Черты характера:
- спокойствие
- эгоизм
- цинизм
Эмоциональная парадигма:
- ненависть
- разочарование
- отчаяние
- ревность
- скука
- тревога
- растерянность
Нравственные категории:
Символизм, метафоры:
- лампы
- окна, шторы
- водонапорная башня
- минута молчания
- машина
- строящийся дом
- няня с коляской
- затмение
- ветер
Выразительные средства:
- блуждающая камера
Дополнительные вопросы:
- Почему Виттория медлит с уходом?
- Страдает ли Виттория депрессией?
- «Если любишь, то понимаешь» — понимаешь что?
Цитаты:
- Но ведь должна же быть причина! Я могу ее понять!
- Порой мне все равно что держать в руках – иголку с ниткой, книжку или мужчину.
- — Вот чего больше всего на свете боится моя мать – нищеты. – Ее все боятся.
- Мне хотелось бы не любить тебя или любить намного сильнее.
- Если любишь, то понимаешь.
Отзывы:
- Для Антониони затмение – уже не внеземное явление, для него оно давно здесь, мелькает и самоповторяется под наблюдением однообразных городских сооружений. Этот урбанизированный мир смыкает свои бетонные своды, отрывая людей от естественного, опустошая. Под затмением Антониони понимает особое состояние души, когда в привычном темпе смены чувств взята пауза-фермата, когда любовь из «живого» переходит в «неживое». В первой сцене фильма главная героиня, подопечная мраморно бледной Мельпомены маэстро Моники Витти, объясняет, что любила своего жениха, когда ей было двадцать лет, тогда, давно. А теперь этой любви нет, она испарилась из реальных человеческих отношений, оставив лишь воспоминание о том, что это было. Как это было, герои уже не помнят. https://www.kinopoisk.ru/user/454577/comment/936100/
- Будет ли еще такое затмение? Или это было лишь исключением, как известно, подтверждающим верность правила или закономерности? Каждый, кто посмотрит ленту, найдет для себя ответ на этот вопрос сам. Мне пока до конца так и неизвестно, какой ответ на этот вопрос нашел я, но кое-что в этом тщетном поиске я для себя извлек. Микеланджело Антониони вместе со своей слаженной командой и умницами-актерами хотел научить нас ценить счастье, безудержное и неподконтрольное. А так же уметь запоминать эти чудесные мгновения, затмения, когда проявляется настоящая сущность вещей и событий и предоставляется уникальная возможность понять, кто ты. Ушлый делец или влюбленный юнец… https://www.kinopoisk.ru/user/31547/comment/433904/
- В нашем осатаневшем обществе, когда каждый печется лишь о своей ханжеской точке зрения, жизнь, как таковая, ужасным образом сужает границы нашего сердца, реальность сдавливает душу и вытесняет из неё что-то светлое, чистое и не лишенное смысла. Люди, в которых остались какие-то отголоски возвышенного нрава, тщетно попытавшись сопротивляться, с горечью осознают всю безысходность положения.
Остается пустота. Некоторые с гордостью утверждают, что незнамо им это чувство. Только чувство это внутри, его можно не ощущать поверхностно, но копни глубже… Другие же пытаются скрыть, обставить реальность формами, штампами, оперируя какими-то целями, тем самым бессознательно игнорируя пустоту. Но и это неправильно. Надо понимать, что она рядом, а уже из этого позже исходить. Так ли правильно? https://www.kinopoisk.ru/user/259785/comment/503307/ - Состояние недосказанности, недопонятости, неопределенности в каждом кадре, в каждой реплике. Звенящая тишина статичных кадров периодически сменяется бесплодной и суетливой динамикой города или биржи, которые тоже внезапно затихают, чтобы взорваться через мгновение с новой силой. Кажется еще немного и все станет на свои места, но увы, ни любовь, ни понимание, ни даже простые и внятные эмоции невозможны. Пустые комнаты, опустевшие коробки конфет, поцелуи через стекло, и свидание героев, на которое никто не придет. Вакуум в душе, во взгляде, в поступках. https://www.kinopoisk.ru/user/35054/comment/200493/
- о чем же фильм? А он обо всех нас, людях современного мира, которые создали для себя совершенно неестественную среду обитания и теперь никак не могут найти себе в ней место. Талант режиссера позволяет нам увидеть в зеркале главных героев себя самих, по крайней мере, многих из нас – стоит только приглядеться и хоть немного задуматьcя. Финальным кусочком паззла, расставившим все по местам и ответившим мне на вопрос о сути фильма стала передовица газеты в руках прохожего, крупными буквами кричащая о гонке атомных вооружений и о хрупкости мира между соперниками в холодной войне – и о хрупкости нашего мира как физического явления. Зачем быть кем-то кроме Виттории и Пьеро, ищущих, как бы убить свое время, если мы живем в карточном домике, который способен в любой момент рухнуть под дуновением политических ветров? Да и чего вообще стоит отдельный человек – в сцене с угоном машины Пьеро ясно показана ценность отдельной человеческой жизни по сравнению с действительно важной необходимостью выправления вмятин на кузове машины и последующей ее продажи. Но финальная сцена масштабирует проблемы и чаянья отдельных людей до судеб всего человечества, являя тем самым нечто вроде алхимического превращения – ведь макрокосм в алхимии является отражением микрокосма. Вот она – настоящая магия кино, вот оно – настоящее искусство. Смутная тревога и неуютность, не покидающая при просмотре всего фильма, начинает просто кричать и звенеть – ты смотришь на играющих детей, на какие-то дома, небо и начинаешь понимать, насколько все хрупко и ненадежно, уязвимо и бессмысленно. Нажатие кнопки – и все стирается в пыль. Даже поливальная машина на газоне сразу начинает казаться дезактивирующей установкой. С этого момента приходит понимание всех героев фильма, понимание того, что хотел сказать Антониони. Но самое главное – это возможность совершить еще один шажок к пониманию самих себя, а ведь это именно та цель, которой служит любое истинное Искусство. https://www.kinopoisk.ru/user/3283859/comment/2971884/
Сходная проблематика:
- Адаптация (Adaptation), реж. Спайк Джонз, 2002.
- Бедная богатая девочка (Young Adult), реж. Джейсон Райтман, 2012.
- Дорога перемен (Revolutionary Road), реж. Сэм Мендес, 2008.
- Ешь, молись, люби (Eat Pray Love), реж. Райан Мерфи, 2010.
- Июльский дождь, реж. Марлен Хуциев, 1966.
- Когда Гарри встретил Салли (When Harry met Sally), реж. Р.Райнер, 1998.
- Мужчина и женщина (Un homme et une femme), реж. Клод Лелуш, 1966.
- Нелюбовь, реж. Андрей Звягинцев, 2017.
- Неуместный человек (Den brysomme mannen), реж. Йенс Лиен, 2006.
- Ночь (La notte), реж. Микеланджело Антониони, 1961.
- Перед полуночью (Before Midnight), реж. Ричард Линклейтер, 2013.
- Приключение (L’avventura), реж. Микеланджело Антониони, 1960.