КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Последний урок.

Последний урок (La journée de la jupe), реж. Жан-Поль Лильенфельд, 2008.

Когда ты из последних сил пытаешься хорошо делать свою работу, но тебе не хватает ни знаний, ни умений, ни поддержки, чтобы справиться с навалившимися на тебя проблемами, в какую трагедию могут вылиться охватывающие тебя бессилие и отчаяние? А если при этом от тебя зависят жизни детей?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: школа, иммиграция, социальная драма, выгорание

Мотто: Ничто не защитит вас от собственной злобы и глупости.

Круг психологических проблем:

  • заложник
  • нервный срыв
  • подросток
  • безнаказанность
  • интеграция
  • учитель
  • иммиграция
  • этнический конфликт
  • издевательства, травля
  • унижение
  • расизм
  • дисциплина
  • угроза
  • насилие
  • манипулирование
  • мультикультурность
  • выбор
  • коллеги
  • выгорание
  • стол переговоров
  • оскорбление
  • невроз
  • свобода
  • религия
  • защита прав
  • безысходность
  • травма
  • убийство
  • правонарушение

Системы отношений:

  • подросток – взрослый
  • дети-родители
  • учитель – ученик
  • уважение – неуважение
  • сын – мать
  • правда-ложь
  • человек-религия

Черты характера:

  • грубость
  • хамство
  • ранимость
  • честность
  • терпение
  • нервозность
  • тревожность
  • жестокость

Эмоциональная парадигма:

  • злость
  • ненависть
  • растерянность
  • раздражение
  • бессилие
  • страх
  • ужас
  • отчаяние
  • усталость
  • шок
  • ярость
  • истерика

Нравственные категории:

  • уважение
  • толерантность
  • правда
  • подлость
  • право

Символизм, метафоры:

  • Мольер
  • юбка
  • похороны

Выразительные средства:

  • красный фильтр
  • документализм

Дополнительные вопросы:

  • Был ли у мадам Бержерак выбор?
  • У кого или чего дети оказываются в заложниках?
  • У каждого своя драма. Какая?
  • Смелость, свободолюбие или безнаказанность – что руководит ребятами?
  • Что такое уважение по мнению м.Бержерак и по мнению подростков?

Цитаты:

  • Я больше не хочу говорить. Это просто страшный сон. Я не хотела. У меня не было выбора. У меня в руках оказался пистолет для самозащиты. Я столько натерпелась. Эти дети стали моими врагами.
  • Когда я не вооружена, можешь умничать, но сейчас я ни от кого не желаю слышать эту чушь!
  • Так вышло, потому что, когда я сообщаю о проблеме, я получаю плохой отзыв, и школа получает плохой отзыв, и люди отправляют своих детей в другие школы. А если я ничего не делаю, я – мерзавец, и меня ненавидят учителя.
  • Во Франции все расистские действия преследуются по закону.
  • — Сидеть рядом с девкой! Как можно?! Здесь дело в уважении!- Я не понимаю. Вы не можете сидеть с девочками, но можете с ними спать. Вы делаете это из уважения? Я не понимаю.
  • Ваши родители покинули свою родину, чтобы дать вам шанс на лучшую жизнь. Ваш долг – добиться успеха в жизни. Чтобы их жертва не оказалась бессмысленной. Я знаю, это тяжело, очень тяжело. вам здорово досталось, но это не причина заявлять «Я жертва, это не моя вина». Вы не можете всю жизнь обвинять кого-то другого. У вас просто не получится. Не говорите так, прошу. То, что вы жертвы, не помешает вам стать плохими людьми. Ничто не защитит вас от собственной злобы и глупости. Ваша единственная возможность – получить образование, много работать в школе.
  • Я хочу, чтобы мы навсегда остались в заложниках.
  • Я хочу, чтобы в это день можно было носить юбку и не слышать «шлюха».

Отзывы:

  • В 2005 году весь мир облетели кадры французской «пригородной революции»: погромы в Париже глазами очевидцев были похожи на гражданскую войну с соответствующим антуражем. Причина массовых беспорядков была проста: противоречия и столкновения нескольких различных традиций, культур и ценностей.
    В 2009 году зрители получили возможность увидеть фильм «Последний урок», некоторой основой для которого послужили те трагические события. О том, что сюжет вдохновлен реальными событиями заявил сам режиссер Жан-Поль Лильенфельд: он говорил, что его очень впечатлил телесюжет, в котором мать детей школьного возраста рассказывала, как она ночами ложилась у двери, чтобы дети не уходили на улицу, и в котором следом шла нарезка, где подростки забрасывали дом бутылками с «коктейлем Молотова».
    Но в самой картине улиц почти нет: все действие разворачивается в школьных стенах. В частности — в подвальном актовом зале, где орущему и беснующемуся классу забитая учительница в нелепой юбке и уродливых сапогах пытается привить понимание прекрасного. Но классу явно не до того. Для большей части учеников — цветных и черных подростков — Мольер вообще чужд. В выяснении отношений единственное значение придается никак не словам, а грубой силе.
    Как вскоре выясняется, именно грубая сила — настоящий связующий фактор. Единственный момент, когда десяток неимоверно далеких друг от друга одноклассников оказывается сплочен — это когда неблагополучный класс оказывается в заложниках у съехавшей с катушек от бессилия учительницы.
    Вот тут-то и разворачивается настоящая драма — не просто сцены конфликта взрослых и подростков, а нечто более глобальное. Драма — и этот пафос сейчас неизбежен — общества. Потому что, как выясняется по ходу фильма, каждый из его персонажей, являясь гражданином и носителем множества социальных ролей, живет в состоянии мощнейшего прессинга со стороны. Для министра и полицейских — это общественное давление, необходимость преодолеть моральные дилеммы и обязанность сдержать проблему в рамках отдельно взятой школы. Для отчаявшейся учительницы — это, помимо очевидного, и семейный конфликт, причина которого в том, что её мужа, исповедующего «не ту религию», не принимает семья… Для учеников — это просто вопрос столкновения совершенно разных миров. Они вынуждены и жить по стандартам своих семей, и пытаться наладить отношения с одноклассниками и прочими. Те испытывают не меньшие трудности, и от того борьба за место в «стае» становится особенно жестокой. http://www.kinopoisk.ru/user/77362/comment/639598/
  • Любую беду лучше предотвратить, чем сталкиваться с неприятными последствиями. Особенно если это вполне возможно. Как знать, будь семья мадам Бержерак более чуткой к ней, родители — ближе к своим детям, директор школы — ответственнее по отношению к своим подчиненными, трагедии бы можно было избежать. Ведь это так необходимо — знать, что ты вовсе не пустое место в этом мире, что к тебе прислушиваются, твое мнение учитывается, а близкие люди тебя понимают, ценят, любят и поддерживают. И невыносимо, что порой столь существенные слова звучат и меры предпринимаются слишком поздно. Но кино, как и история, не терпит сослагательного наклонения. А потому мы можем лишь стараться учиться на своих и чужих ошибках. Терпения и взаимопонимания — вот чего, как мне кажется, особенно не хватает в нашем обществе. http://www.kinopoisk.ru/user/599095/comment/644278/
  • Соню доводит не только работа, но и личные противоречия, связанные с родителями, любовью, религией и еще многими аспектами жизни. Эта гремучая смесь проблем запивается антидепрессантами и оставляется на «само рассосется». Но, как известно любая бомба, когда-нибудь взрывается, то же самое и произошло с нашей героиней. Завладев по чистой случайности пистолетом одного афроамериканского ученика она понимает, что это огнестрельное оружие может дать ей то чего она так давно ждет — власть. Начинается самый сложный урок в жизни отдельно взятого французского класса, урок, где Жана Батиста Мольера будут изучать под дулом пистолета. http://www.kinopoisk.ru/user/129610/comment/715191/
  • Этот фильм— большой камень, можно сказать булыжник, в огород правительству многих государств, ведь в значительной степени от них зависит материальное положение их стран, а как мы можем видеть — деньги влияют на любые решения, как ни печально это звучит.
    Будучи преподавателем, фильм воспринял слишком близко к сердцу, я на все 100% понял главную героиню: ее эмоциональное состояние, чувства… Те, кто хоть раз «варился» в такой каше, знает, как тяжело понимать тех, кто тебя не уважает. Хочется сказать, что было бы все намного проще, если бы не те рамки условий, в которые поставили учителей и преподавателей. Попробуй только накричи, не дай бог ударь, выгони из класса — все это без усилий приведет вас как минимум к увольнению и как максимум — тюремному заключению, в то время как студенты или же школьники имеют право на все и плевать хотели они на вас. Естественно, такое отношение приводит к случаям, о которых повествует фильм. http://www.kinopoisk.ru/user/87116/comment/659803/
  • Это общая ошибка учителей— стремиться вытягивать из болота отстающих. Не надо этого делать. Пусть тонут. Пусть не получают образования и работают мусорщиками. Будучи безграмотными, они попадутся на первом же преступлении, которое ввиду невежества не смогут как следует подготовить и совершить. Вот и окажутся в тюрьме, или, опять-таки, на мусорке. И это хорошо! Там им и место. Но вместо этого, учителя уделяют на уроке внимание тем, кто этого не стоит и обделяют стоящих.
    Я тоже учительница. Слава богу, не в такой школе. И вот маленький эксперимент провела: перестала обращать внимание на тупых. Занималась с приятными ребятами, а те просто смотрели, а участвовать не могли. На следующем уроке, плохиши стали вести себя гораздо лучше, слушались и были внимательны. И смогли участвовать в уроке. Все были довольны.
    Что делать этим беднягам в неблагополучных школах? Активно пытаться влиять на то, чтобы исключали из школ тех, кто мешает другим. А пока… просто не выпускать в следующие классы. Добиваться исключения за неуспеваемость. Ведь тупицы не понимают слов или моральных категорий — они чувствуют только действия. Если обращаться с ними хорошо, несмотря на агрессию — они будут думать, что так надо. http://www.kinopoisk.ru/user/916549/comment/749548/
  • И вот что может случиться! Произошедшее в картине — последний урок обществу, модель того, что может произойти по всей стране. Войны жителей друг с другом! Того, чего нужно избежать. Предупреждение. Ведь дети вырастут, станут взрослыми, гораздо более опасными, чем сейчас. И фильм пытается это показать. Для России эта тема так же актуальна, поскольку и в нашей стране хватает мигрантов. Неприятие культуры страны, в которую приехали — большая беда. Потому как, не влившись в общество, такие элементы его разрушают. А дети, показанные в картине, прямо-таки воинственно не хотят принимать и понимать культуру. Они хотят устроить в чужой стране свою. Как их остановить? Увы, фильм не дает на это ответа. Фильм показывает беспомощность сегодняшнего общества перед этой проблемой. http://www.kinopoisk.ru/user/79032/comment/920584/
  • Похоже, это единственный фильм, который без прикрас рассказывает о тех, кому учеба не нужна, кто калечит жизни не только учителям, но и своим одноклассникам. А теперь — в современном обществе, это стало нормой. И многие закрывают на это глаза, родители самых отпетых хулиганов и будущих преступников, считают, что все нормально и их дети — самые послушные в мире люди. Но какой с них может быть спрос, если общественное мнение таково: раз уж учитель взрослый человек — то он и ответственен за все ошибки. Если пострадает ученик — это будет преступлением, если пострадает учитель — и никто не гарантирует, что виновник получит по заслугам. Ведь это дети, верно? http://www.kinopoisk.ru/user/890129/comment/1460505/
  • Страх и невежество провоцируют ужасные вещи. Если бы человек проявлял чуть больше сострадания и внимания к ближнему, у него хватило бы сил противостоять и страху, и невежеству.
    В фильме каждый персонаж подвержен страху: родители, в надежде на лучшее будущее, переезжают, сталкиваются на новом месте с проблемами, которые не в состоянии решить и в панике и отчаянии стараются отвоевать место для себя и своих детей; школьники боятся быть осмеянными, поэтому демонстрируют свою жестокость; учителя боятся заходить в класс и, в отсутствии поддержки руководства, доводят себя до срывов; руководство школы, в свою очередь, хочет избежать контакта с детьми, так как не знает, как себя с ними вести, а выносить проблему за пределы школы значит получить плохие отзывы и выговоры; руководство города хочет побыстрее замять проблему, лишь бы это дело не получило должное освещение в прессе. В итоге, никто ничего не хочет и не может решить. Кажется, только переговорщик пытается разрешить конфликт без жертв и насилия, но, так как на это требуется время, а ждать никто не намерен, его усилия остаются напрасными. Измученная преподавательница, уже поняв свою ошибку, не знает, как быть дальше и отчаянно пытается достучаться до сочувствия и человечности напуганных и отчаявшихся подростков. Директор демонстративно умывает руки, полиция предлагает решить вопрос с помощью оружия, родители переживают за детей. Напряжение и страх гонят людей в угол, подталкивают к совершению жутких вещей.
    Но ответственность за произошедшее должны нести абсолютно все. Потому что все, начиная с учителей и заканчивая администрацией города и государством, отмахнулись от детей, пусть они поскорее выходят из школы, а потом можно будет и посадить за решетку преступников, ведь это быстрее и легче, чем тратить время и силы на воспитание. А ведь на самом-то деле, необходимы слаженные действия педагогов и государства, ведь обе стороны работают на достижение одной цели. http://www.kinopoisk.ru/user/5539274/comment/2301973/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *