КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Человек, который удивил всех.

В программу курса «Смертельная болезнь».

Человек, который удивил всех, реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов, 2018.

На что может пойти человек в надежде на исцеление, когда дни его сочтены? Испугает ли его реакция общества на его поведение или цель будет важнее отвержения?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: преодоление, смертельная болезнь, трансформация, притча

Мотто: Удивлять и удивляться, чтобы жить.

Круг психологических проблем:

  • преодоление
  • достижение цели
  • притча
  • подготовка к смерти
  • чудо
  • семья
  • смертельная болезнь
  • рак
  • выздоровление
  • выход
  • любовь
  • выбор
  • воля к жизни
  • депрессия
  • страх смерти
  • трансформация
  • нетерпимость
  • противостояние
  • осуждение
  • инаковость
  • голод
  • унижение
  • травля
  • одиночество
  • вера
  • гомосексуальность
  • изнасилование
  • забота
  • надежда
  • самоизоляция
  • характер

Системы отношений:

  • муж-жена
  • человек-человек
  • человек-смерть
  • человек-вера
  • добро-зло
  • человек-общество

Черты характера:

  • гордость
  • принципиальность
  • решительность
  • упрямство
  • смелость
  • нонконформизм
  • преданность
  • покорность
  • доброта
  • целеустремленность

Эмоциональная парадигма:

  • безысходность
  • отчаяние
  • печаль
  • горе
  • апатия
  • стыд
  • растерянность
  • удивление
  • шок
  • злость
  • агрессия
  • принятие
  • страх

Нравственные категории:

  • милосердие

Символизм, метафоры:

  • река
  • лес
  • танец
  • стирка
  • баня
  • охотничий домик
  • лифт
  • гуси
  • нагота
  • омовение
  • снег

Выразительные средства:

  • тишина
  • молчание
  • паузы
  • метафоричность

Дополнительные вопросы:

  • В какой момент у Егора проснулась воля к жизни?
  • Практика исихазма и схимничества как практика медитации, преображения.
  • Какая трансформация произошла с Егором?
  • Противостояние обществу – противостояние болезни.
  • Что произошло с Егором – озарение или ПТСР?
  • Охотничий домик в лесу: глубокий символизм.

Цитаты:

  • Крепко держишь. Любишь все крепко держать? Нельзя все крепко держать. Ты попробуй отпустить.

Отзывы:

  • Скажем так: это фильм опеременах, на которые приходится идти, чтобы выжить и, вообще, о способности принять необходимость перемен, о том, что порой только страх может дать стимул к метафморфозам. … В чем же урок? И что спасает? Отречение от идентичности и конформизм, или, напротив, способность со всей серьезностью принять чуждую идентичность? А может, просто готовность перещелкивать себя, как тумблер, в угоду обстоятельств?  https://seance.ru/articles/venice-2018-man-surprise/
  • Поскольку герой Цыганова переодевается вженщину не потому, что он перед смертью вдруг нашел себя, а для того, чтобы выжить, то этот ЛГБТ-образ нужно считывать не как банальный повод «выйти из шкафа», а как раз ровно наоборот — как метафору аутического состояния «человека в футляре». Герой закрывается в себе, затем запирается в сарае, а потом переносит свое одиночество вполне публично, несмотря на внешнюю оболочку. Это история вовсе не про рак — смертельная болезнь и яркий образ в платье здесь служат метафорой болезни социальной, когда человеку плохо, он закрывается, а многие люди от него отворачиваются, но иногда все-таки происходят чудеса.

Как и «Сердце мира», «Человек» в лесном антураже довольно просто и даже более резко рассказывает о том, как сложно выйти из своей клетки и найти контакт с кем-то близким. Фильм начинается с того, что муж греет уши жене ладонями, затем неспроста заходит речь о проблеме отопления зимой, а в конце наступает злополучная зима, но гусь уже расправил свои крылья. Гусю нужна стая. Человеку нужно тепло. Человеку нужен человек. В этом нет ничего удивительного. https://daily.afisha.ru/cinema/9991-chelovek-kotoryy-udivil-vseh-s-evgeniem-cyganovym-v-plate-nichego-udivitelnogo/

  • Помимо идеи трансформации личности, психологическая драма поднимает множество других важных вопросов: гендерных прав, неприятия и жесткости, силы и слабости. Одна из наиболее ярко раскрывающихся тем – это тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной. А как иначе? Ведь создатели фильма – супружеская пара. Роль мужчины и женщины в семье, непонимание, предательство, и на другом берегу – открытость, забота, приятие. http://www.25-k.com/page-id-5042.html
  • А ведь кроме этого и яркой социальной составляющей у фильма поднимается немало других вопросов, один из главных среди них – принятие себя. Фильм легко принять за травести-драму или фильм о проблемах гендерной идентичности. Конечно же речь об этом не идет, несмотря на «обложку»: куда важнее вопросы чувственности и внутреннего покоя, принятия собственных слабостей и множество других, прямо и не прямо проговариваемых в фильме. http://thr.ru/cinema/recenzia-celovek-kotoryj-udivil-vseh-s-evgeniem-cyganovym/
  • Сейчас в нашем кино популярен образ некого сумасшедшего (в хорошем смысле) героя, который обладает амбициями, смелостью и обязательно закатит истерику в середине фильма в самой напряжённой сцене. При просмотре ‘Человека, который удивил всех’ меня безумно обрадовало то, что Егор не похож ни на одного из подобных персонажей. Он удивительным образом сочетает в себе сильные мужские качества и простые человеческие, которые находятся вне гендерных рамок. В нашей культуре мальчиков воспитывают так, чтобы в будущем они всем своим видом выдавали ‘настоящего мужика’. Мужчины, читающие этот отзыв, поймут меня — ‘не плачь, ты же мальчик’, ‘ты глава семьи, тебе нельзя показывать слабость’ и т.п. Уверен, что в воспитании девочек много своих стереотипов, которые нередко плачевно сказываются на характере. Быть собой у нас не принято, а отличаться от остальных так вообще. Этот фильм как раз про это — про человека, который во имя высшей цели, отринул общественные правила и нормы и не свернул с этого пути, не смотря ни на что. Будучи сибирским мужиком, он не стал непроницаемым камнем, на экране мы увидели в первую очередь живого человека, который может быть слабым — это свойственно людям. Главное — найти силы, чтобы встать вновь и двигаться дальше. Мне не хватало таких героев. Без истерик, без слёз и криков, не выдавливая из зрителя слезу. Что уж говорить, за весь фильм от Егора прозвучало лишь несколько реплик, но каждую секунду ощущалась потрясающая глубина его образа.
    Фильм старается быть честным, он не заставляет вас сопереживать (это получается само собой), плакать и сентиментально уводить взгляд в сторону. Он просто показывает определённый промежуток жизнь простого человека, с которым очень легко себя ассоциировать. Вот он узнаёт о страшной болезни, вот у него проблемы в семье, а вот он принимает, возможно, самое сложное для себя решение, и все, кто когда-то его уважали, в один момент отворачивают, ведь он перестал быть одним из стаи. После просмотра невозможно задумываешься и о своём окружении, смогут ли они принять наш выбор или отреагируют так же агрессивно? Вся картина строится на этом незамысловатом сюжете, напоминая некоторые из картин Тарковского, которым свойственны простые истории, но за ними всегда виднеется глубина. Ни в коем случае не сравниваю эти работы, лишь наблюдение в похожем подходе. В подобных проектах, где на первый план выдвигают частную историю, очень важен подбор актёров, ведь именно главный герой задаёт тон всему произведению. Не представляю, как бы сработал этот сценарий безЕвгения Цыганова в главной роли. К этому актёру можно относиться по-разному, но это стопроцентное попадание в образ. Он настолько чётко вошёл в историю, что я даже с трудом представляю любого другого актёра на его месте. Очень интересно наблюдать за ярким контрастом — мужская харизма Цыганова в образе Егора и его ‘новой жизни’, эффект потрясающий. Наталья Кудряшова, получившая Золотого льва на кинофестивале в Венеции, прекрасна и убедительна. Ей хочется верить, за неё переживаешь, её героиня попросту понятна. В этом ещё один весомый плюс фильма — герои понятны, это не люди с Марса, которые поступают так, как обычный человек в жизни бы не сделал, они точно такие же как мы. Ближе к финалу, фильм приобретает окраску почти социального высказывания о необходимости перемен, без которых не возможна жизнь. И очень жаль, что в кино, как впрочем и в жизни, далеко не все понимают это. https://www.kinopoisk.ru/user/3770540/comment/2728713/
  • Каждому кто, столкнулся в жизни с дискриминацией и непониманием, будь то ваши политические взгляды, выбор жизненного пути, сексуальная ориентация или вид питания. Каждый, кто оттолкнул или обидел другого человека, потому что не понял – смотрите. Это кино потрясает и переворачивает, оно для всех нас. https://www.kinopoisk.ru/user/844563/comment/2799430/
  • Удивление — это эликсир жизни в фильме.
    Удивлять нужно, чтобы выжить.
    Можно удивить одного, другого — у людей разная картина мира, есть тертые калачи, которых вообще ничем не удивишь. Чтобы удивить всех, человек должен сделать нечто крайне неординарное. Он должен сам себя стереть. Он должен отказаться от своего места в обществе. Нельзя сделать исключение даже для самых близких, хотя бы для жены и сына, в зачет идёт только тотальное удивление.
    Удивляя, ты делаешь нечто противоположное ожидаемому. Ты нарушаешь социальные ожидания, ты ломаешь свой образ в обществе, ты лишаешься в этом обществе своего места. И это самое страшное, что только может быть в жизни человека — оказаться отвергнутым обществом. Абсолютно отвергнутым. Это страшнее, чем смерть. И это есть лекарство от смерти.
    Хочу провести параллель с темой бессмертия. Бессмертие в людских сердцах получали люди, переворачивающие общественное сознание. Ты не можешь перевернуть общественное сознание, если оно для тебя ценно. Если тебе важно, что о тебе подумают, ты никакого действия на общество произвести не можешь. Ты хранитель социальных стереотипов, обычный человек. Нас таких 99 процентов. Только отказавшись от одобрения обществом, если у тебя хватит сил вынести его отвержение, ты можешь общество изменить. И только изменив его, ты обретаешь жизнь. Обманувший смерть — это не про отсроченную смерть, это про бессмертие. Это про смелость.
    Если же вернуться к земле нашей бренной, то есть известная научная теория, благодаря которой я безоговорочно поверила фильму. Новая германская медицина утверждает, что опухоль растет от страха человека за свою жизнь. В самом начале фильма нам показывают, что основания для такого страха у ГГ были.
    Условие, при котором чудо возможно — это освобождение от страха. https://www.kinopoisk.ru/user/3221735/comment/2916184/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *