КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Город жизни и смерти (Нанкин! Нанкин!)

Город жизни и смерти («Нанкин! Нанкин!» 南京!南京!), реж. Лу Чуань, 2009.

Ужасы войны разрушают не только города, но и души. Смерть на войне не только физическая, но и духовная. Но поразительным образом рядом живет и возрождение, и искупление, и фашистский чиновник становится китайским Оскаром Шиндлером.

Основан на реальных событиях.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: война, выбор, покаяние, заключение, человек-человек

Мотто: Жить труднее, чем умиреть.

Круг психологических проблем:

  • война
  • смерть
  • жизнь
  • беженство
  • трагедия
  • победа
  • триумф
  • переоценка ценностей
  • заключение
  • плен
  • угрызения совести
  • чувство вины
  • покаяние
  • казнь
  • история
  • насилие
  • маленький человек
  • геноцид
  • посттравматический синдром
  • ценности
  • катарсис
  • убийство
  • преступление
  • износилование
  • женщина
  • амбивалентность
  • лицемерие
  • травма
  • самопожертвование
  • жертвоприношение
  • человечность
  • самоубийство
  • гетто
  • выживание
  • сегрегация
  • дискриминация

Системы отношений:

  • человек-человек
  • человек-война
  • человек-смерть
  • чиловек-история

Черты характера:

  • жестокость
  • стойкость
  • мужество
  • преданность
  • порядочность
  • подлость
  • чувство собственного достоинства

Эмоциональная парадигма:

  • ужас
  • сострадание
  • страх
  • обреченность
  • отчаяние
  • горе
  • апатия
  • раскаяние
  • ненависть
  • презрение

Нравственные категории:

  • долг
  • милосердие
  • ответственность
  • честь
  • совесть

Символизм, метафоры:

  • солнце
  • барабаны
  • музыка
  • трупы
  • ритуальный танец
  • одуванчики

Выразительные средства:

  • монохром
  • барабаны
  • документальность

Дополнительные вопросы:

Цитаты:

  • Лучше смерть, чем такая жизнь.
  • Жить труднее, чем умирать.

Отзывы:

  • На фоне массового социального катаклизма показаны обрывки человеческих судеб, втянутых в этот конфликт. Китайцы и японцы, мужчины и женщины. Множество очень разных персонажей, но цель у всех одна — выйти живыми из этой бойни, не потеряв человеческое лицо. Чуан Лю поднимает важные вопросы о чести и совести, о человеческом разуме и животных инстинктах, о жизни и смерти. Как низко падает один человек, спасая собственную шкуру. Как другого пьянит ощущение абсолютной власти над людьми. Возможно ли спокойно продолжать свой жизненный путь после увиденного или сделанного собственными руками? Когда утихают страсти и кровавая пелена медленно сползает с глаз, люди начинают осознавать, что они натворили в пылу ярости. Но совесть часто просыпается слишком поздно, и тогда единственно верным решением становится традиционное харакири или пуля в висок. https://www.kinopoisk.ru/user/807343/comment/719429/
  • Впечатление депрессивное, как от хроники. Героика, характерная для жанра, отсутствует. Музыки почти нет. Мораль проста, но по прежнему актуальна. Кино неуютное, зудящее, проникающее в самую глубь. https://www.kinopoisk.ru/user/1071917/comment/849735/
  • Эта картина для тех кто может сопереживать горю других людей и чувствовать чужую боль. Эта картина не для тех кто любит голливудское кино, а для людей которые любят видеть на экране реальную жизнь без прикрас. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/783746/
  • Один из самых страшных фильмов, которые мне доводилось видеть. Максимально реалистичное повествование о том, что творилось в оккупированном японскими войсками Нанкине в декабре 1937 года.
    После того, как японцы захватили Шанхай, китайские власти уже толком не могли обороняться. Под ударом оказалась столица, а лучшие отряды Чана Кайши уже погибли или были измотаны шанхайской резней. Нанкин думал только об одном: как в этой ситуации выжить. Остатки войск сдавались в плен, по некоторым данным сдалось около 300 000 солдат. Японское командование приняло решение, что такое количество пленников нечем кормить, их нужно уничтожить. Началась резня, за которой последовали массовые бесчинства японских солдат в оккупированном городе. Из-за, так скажем, дипломатической сложности темы точное количество жертв среди мирного населения разнится. По некоторым данным (например, в книге ‘Забытый Холокост’ Айрис Чан) убито было 250-350 тысяч мирных жителей, число изнасилованных женщин составляло 20-80 тысяч. За японской армией возили специальных ‘женщин для утешения’ — так называемые отряды, в которых содержали женщин, подвергавшихся постоянным изнасилованиям.
    На фоне всего этого остававшиеся в городе иностранцы, в том числе нацист Йен Рабе, пытались сделать хоть что-то, чтобы спасти людей Нанкина. Была организована Зона Безопасности, но и она не была стопроцентным убежищем.
    Фильм ‘Город жизни и смерти’ показывает эти события. В отличие от других картин о нанкинской резне (‘Цветы войны’, ‘Джон Рабе’), здесь, в первую очередь, показана история всего города, а не отдельных людей. Режиссер дает зрителю возможность посмотреть на нанкинский кошмар от лица китайских и японских солдат, от лица простых жителей города, от лица европейцев в Зоне Безопасности.
    Хочется в какой-то момент подумать, что для яркости режиссер что-то приукрашивает, но, стоит заняться изучением этого вопроса, в ужасе понимаешь, что каждому кадру резни и бесчинств можно найти исторические свидетельства. На фоне этого в фильме очень важна сюжетная линия, в которой рассказывается о японском офицере, который не может полностью принять то, что творят его соотечественники.
    Война ужасна, с этим вряд ли кто-то поспорит. Но ‘Город жизни и смерти’ не только об этом. Нобелевский лауреат Эли Визель говорил, что забыть Холокост означает убить дважды. Нанкин — это забытый Холокост. Принц Асака, руководивший оккупацией, получил неприкосновенность как член императорской семьи во время суда над военными преступниками. Он умер от старости в 93 года. И этот фильм позволяет всему миру хотя бы узнать и запомнить трагедию Нанкина. https://www.kinopoisk.ru/user/2126617/comment/1583316/
  • В чем мораль фильма, в чем его посыл? Живые – помните! Да, помнить нужно. Нельзя забывать. Но есть кое-что ещё. Не сдаваться! https://www.kinopoisk.ru/user/3920354/comment/2204596/
  • Оригинальное название картины: «Nanjing! Nanjing!» (хоть и латиницей) — это крик из прошлого, полный отчаяния, ужаса, холод японских штыков проскальзывающих вам под кожу, одновременно созвучный финальному титру в переводе на русский: «Живые — помните!». Нам, живым представителям начала XXI века, сложно что-то вдолбить в голову, зрителя не обманешь и не запудришь мозги, ведь он привык к формату роликов на ютьюбе, оставляющих тающие в течение пяти минут воспоминания. Чтобы мы запомнили нас нужно удивить, напугать. Лучше одновременно. И современные фильмы этого не умеют. Штампы легко улавливаются смышлённой аудиторией, и сюжет протекает в головах людей по готовым маршрутам, оттиснённым ранними опытами зрителя. Он знает, что ему нужно. И если вы попытаетесь затащить среднестатистического завсегдатая кинотеатров (если такой социальный подкласс вообще ещё существует) на «Город жизни и смерти» будучи под впечатлением от просмотра, и взахлёб описывая ваш шок, вызванный контрастно написанной картиной невиданных проявлений дифференциации человеческой природы…то скорее всего, среднестатистический завсегдатай кинотеатра откажется (пусть это будет откровенный и честный человек): «Это слишком напомниает «Список Шиндлера», «Очередная историческая драма с обилием батальных сцен, я это видел». И правда, сюжетная перекличка со «Списком Шиндлера» очевидна, хотя в «Городе жизни и смерти» не ставится акцента на деятельности мужественного европейца Рабе, до определённого момента защищающегозону беженцев от зверств японской армии, фильм Чуана Лу не гонится за мелодраматизмом в ущерб исторической правде, да и не о мужестве европейцев или американцев этот фильм (наконец-то). Совершеннно верно то, что описывая это кино на словах можно будет подобрать с десяток качественных аналогов того же жанра, и в итоге ввиду кинематографического скептицизма фильм увидят лишь историки и китайцы (что впрочем уже не сильно проиграет зрительной аудитории последнего фильма Джима Кэмерона). И всё же это ни на что не похожий, невиданный, божественный фильм. Он визуально безупречен.
    Отбросим в сторону сюжет (его фактически нет ввиду отсутсвия ярко выраженных героев) и классический голивудский драматизм (смотря это кино ты сопереживаешь не конкретным людям, а сотням тысяч). Саундтрек (он скуп и это прекрасно) и актёрскую работу (она довольно традиционна для таких фильмов и ввиду этого однообразна) тоже оставим за скобками. Что создаёт драматизм ленты, что заставляет нас в ужасе впериться в экран костенея в кресле? Камера. Камера — отдельный персонаж и одновременно — все. Она многолика, она меняет свой характер поведения, меняет акценты, крупности, контрастности, тона, ракурсы, объективы в зависимости от ситуации. Она отражает настроение. Шок. Смятение. Угроза. Страх. Радость. Облегчение. Надежда. Отчаяние. Торжество. Решительность. Гнев. Актёры почти всё время молчат — за них говорит камера. Не отстранённая фиксация, нет — полное сопереживание. Не хронолия событий — а яркие монохромные видения проносятся на экране. Её движения красноречивей патриотических монологов, которыми как правило насыщают подобные фильмы. Не говоря о том, что изображение невероятно красиво, художественно, и хоть чёрно-белое и без красноты крови, но боль и ужас, кровь и грязь, видны не менее ярко чем в спилберговском «Спасти рядового Райана». Китайцы многому научились у него, судя по «Городу жизни и смерти». https://www.kinopoisk.ru/user/214559/comment/1015468/
  • Честно, пыталась удержаться от написания рецензии. Не вышло: ты должен либо плакать, либо выговориться. Плакать не получилось.
    Честно, я не посмотрела фильм целиком. Правильно написали: фильм не для слабонервных. И сказать это, не сказать ничего. Я знала о том, что война на востоке была очень тяжёлая, ноэто стоило увидеть своими глазами, чтобы запомнить. Раз и навсегда. Однако того, что я увидела хватило мне, чтобы понять весь ужас войны, её отвратную сторону. Картинка страха, жестокости, убийства стоит в глазах — а ведь показано далеко не всё, что происходило в это время в Нанкине и других захваченных территориях.
    Пока я смотрела этот фильм, приходило много слов в голову для описания мужества женщин, ужаса детей, беспредела и уродства героев; но как только фильм закончился, пришло оцепенение. Можно только сидеть и слушать биение своего сердца. Может быть, это своего рода защитная реакция от тяжёлого потрясения.
    Фильм крайне тяжёлый; наверное, для того, чтобы зритель не отвлекался, его сделали чёрно-белым, в нём нет многословных реплик и сцен, музыки. Но имеющий глаза да увидит. Не исключено, что некоторое всё же преувеличено (хотя, тогда что именно?..), принимая во внимание отношения китайцев и японцев, и, честно говоря, фильм даже может заставить забыть о подвиге наших дедов и прадедов, которые в не менее жестоких боях побеждали врага на западных границах нашего государства. К слову, я бы очень желала, чтобы подобный фильм был снят и про Великую Отечественную Войну.
    ‘Nanjing! Nanjing!’ может оставить в прострации и недоумении, какими же подлецами и мерзавцами могут быть люди, но это правда, это история, которую мы должны знать и должны помнить и хранить в назидание.
    Быть может, я очень сильно замахнусь, но я считаю, что это эпохальный фильм. https://www.kinopoisk.ru/user/1232619/comment/1108054/
  • В фильме показано каким жестоким может быть человек, если ему дать немного власти над жизнями других людей, насколько легко может быть забыта мораль.
    Фильм с глубокой философской составляющей, которую сложно сразу уловить. Мне особо запомнились танцы японцев с барабанами, своеобразный парад, уж извините — не знаю как это действо называется, а также финальная сцена фильма, которая подводит итог истории, меня тронула сцена когда японский солдат озвучил фразу, содержащую одну из основных мыслей фильма: ‘Жизнь более трудна, чем смерть’. https://www.kinopoisk.ru/user/690887/comment/720480/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *