Осло.
Осло (Oslo), реж. Бартлетт Шер, 2021.
«Что я могу? Ведь от меня ничего не зависит», — как часто ты повторяешь эти слова. А может, все-таки что-то можешь? А может, все-таки что-то зависит? Что позволяет незаметному человеку стать вершителем судеб?
По пьесе Дж. Т. Роджерса. Основан на реальных событиях.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: политика, выход из сложной ситуации, мужество, человек-человек, дух и разум
Мотто: О мире нужно договариваться.
Круг психологических проблем:
- стол переговоров
- пацифизм
- гуманизм
- героизм
- выбор
- противостояние
- интрига
- политика
- дружба
- пропаганда
- человечность
- риск
- доверие
- насилие
- сны
- конфликт
- расизм
- мотивация
- выход из сложных ситуаций
- маленький человек
- мечта
- независимость
- отношения
- предрассудки
- взаимопонимание
- война
Системы отношений:
- человек-человек
- правда-ложь
- добро-зло
Черты характера:
- вера в себя
- смелость
- уверенность
- упорство
- чувство собственного достоинства
- идеализм
Эмоциональная парадигма:
- напряжение
- ненависть
- симпатия
- сочувствие
- надежда
Нравственные категории:
- уважение
- честность
Символизм, метафоры:
- маленькая машинка
- дорога
- гараж
- дверь
- ручка двери
- восход
- телефон
Выразительные средства:
- круговая съемка
- цветофильтры
- камерность
- театральность
Дополнительные вопросы:
- В чем мотивация Моны и Терри?
- Относительность видения проблемы сторонами конфликта.
Цитаты:
- Усилия любых людей по преодолению ненависти будут встречать сопротивление.
Отзывы:
- Именно поэтому «Осло» выглядит не типичным политическим триллером, а камерной драмой, построенной исключительно на эмоциональной игре актёров. Фильм будет интересен и понятен даже тем, кто не интересуется событиями в мире. Сюжет напоминает, что иногда просто необходимо забыть о стереотипах и пропаганде и увидеть в собеседнике человека. И в конце концов история заставит задуматься: раз уж представители настолько ненавидящих друг друга государств могут разговаривать о жизни и приходить к договорённостям, то и любой другой конфликт можно решить при помощи диалога. Нужно лишь перестать видеть в людях функции и найти в них знакомые и близкие черты. «Осло» — трогательный камерный фильм. Он рассказывает о необходимости диалога и свежего взгляда в любой сложной ситуации. А ещё объясняет, что даже в самых трудных ситуациях в оппоненте можно увидеть не абстрактного врага, а живого человека с такими же страхами и слабостями. И иногда стоит засомневаться в своей безоговорочной правоте и услышать другое мнение. https://lifehacker.ru/film-oslo/
- «Осло» — важное и своевременное кино, призывающее к миру и взаимопониманию. Это, правда, не мешает ему быть сухим, нудным и излишне дидактическим. Фильму также не хватает двухстороннего непредвзятого взгляда на конфликт, как, к примеру, в эстонско-грузинских «Мандаринах» или южнокорейской «Объединённой зоне безопасности». Ну, а во всём остальном – перед нами неплохая камерная драма, снятая в классическом формате телепьесы, требующая хоть малейшего, но всё же знания темы разговора. https://www.intermedia.ru/news/358826
- Актуальный фильм в нынешнее время говорит не только о важности диалога на высшем уровне, но как же порой сложно сделать шаг навстречу в любой ситуации, как тяжело оставить прошлое и с холодной головой найти решение. Он существует вне времени, вне политики, поэтому хочется рекомендовать данный фильм. Авторы хотят сказать о важности диалога, о том, пока чье-то эго не удовлетворено, страдает множество людей, которые погибают, не имеют возможности увидеть своих близких, постоянно живут в страхе. Как важно не забывать, почему они собрались за одним столом, как найти лучшее решение для людей, а не только для них. Но так же и показывает, как сложно это сделать, пока не прочувствуешь себя в шкуре врага/друга. Через короткие, но трогательные истории раскрыты главные действующие переговорщики. Удивительно, но даже в таком серьезном фильме нашлось место тонкому, но очень милому юмору. https://www.kinopoisk.ru/user/1782631/comment/3054439/
- Фильм вообще можно назвать гимном неравнодушию. Что побуждает устроенных и успешных людей, живущих в одной из самых благополучных стран мира, проникнуться болью и страданием других, совершенно незнакомых и неблизких им людей на другом конце света, и загореться острым желанием сделать все возможное для того, чтобы помочь разрешить этот казавшийся в то время (и кажущийся, увы, таковым и сейчас, спустя 30 лет) неразрешимым конфликт – это вопрос мучает даже тех, кто сам, казалось бы, больше всех заинтересован в этом урегулировании – эпизод с вопросом Йоэля Сингера, заданным Моне «Зачем вам это нужно? Вам и вашему мужу?», и ее ответом ему– один из самых сильных в фильме.
Фильм, который очень интересно и очень горько смотреть. Горько потому, что знаешь, как безжалостно были разбиты надежды, которые вдохнула в мир эта мужественная попытка. Но всегда остается надежда на то что из этих осколочков прежних достижений доброй волею новых поколений, уставших от войны и раздоров, в будущем будет воссоздано, склеено то, что, так кропотливо и терпеливо выстраивали собравшиеся в те исторические годы в Осло; то, что как сегодня мы понимаем, важнее многих других, еще вчера казавшихся более важными, вещей – мир. https://www.kinopoisk.ru/user/100405/comment/3202597/
Сходная проблематика:
- Ганди (Gandhi), реж. Р.Аттенборо, 1982.
- Заговорщица (The Conspirator), реж. Роберт Редфорд, 2010.
- Мандарины (Mandariinid), реж. Заза Урушадзе, 2013.
- Мечтая об Аргентине (Imagining Argentina), реж. Кристофер Хэмптон, 2003.
- Мюнхен: на грани войны (Munich: The Edge of War), реж. Кристиан Швохов, 2021.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Отель Руанда (Hotel Rwanda), реж. Терри Джордж, 2004.
- Переговорщик (The Negotiator), реж. Ф. Гэри Грей, 1998.
- Три дня Кондора (Three Days of the Condor), реж. Сидни Поллак, 1975.
- Шпионский мост (Bridge of Spies), реж. Стивен Спилберг, 2015.
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- Приоритеты и установки героя