КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

За нас с вами.

За нас с вами, реж. Андрей Смирнов, 2023.

Классово близкие и классово далекие люди живут в одной коммунальной квартире, в одной стране во время сталинских репрессий. Где проходит водораздел между человечностью и бесчеловечностью, между подлостью и порядочностью, между любовью и ненавистью?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: маленький человек, человек-человек, социальная драма

Мотто: Выжить можно только любовью.

Круг психологических проблем:

  • фрустрация
  • репрессии
  • дискриминация
  • любовь
  • маленький человек
  • лицемерие
  • насилие
  • психологическое насилие
  • бунт
  • гуманизм
  • человечность
  • противостояние
  • стресс
  • идеология
  • расизм
  • буллинг
  • донос
  • несправедливость
  • травма
  • классовые различия
  • рабство
  • социальная драма
  • война
  • посттравматическое расстройство
  • семья
  • развод
  • доверие
  • унижение
  • идеализм
  • утрата
  • пропаганда
  • смысл жизни
  • этика
  • отношения

Системы отношений:

  • человек-человек
  • человек-бог
  • человек-власть
  • добро-зло
  • свобода-рабство
  • человек-система

Черты характера:

  • порядочность
  • подлость
  • принципиальность
  • комформизм

Эмоциональная парадигма:

  • раздражение
  • страх
  • отчаяние
  • злость
  • ненависть
  • влюбленность
  • сострадание
  • сочувствие
  • истерика
  • горе

Нравственные категории:

  • справедливость
  • честность
  • уважение
  • долг
  • нравственность
  • предательство

Символизм, метафоры:

  • коммунальная квартира
  • кровать
  • лифт в шахту
  • очередь
  • окно электрички
  • саксофон
  • мороженое

Выразительные средства:

  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • От чего страдает Дина?

Цитаты:

  • Серьезно заниматься философией в этой стране может заниматься только психически неуравновешенный человек.
  • Психика народа покалечена. Десятилетия террора не могли пройти даром. Вокруг масса людей живет дурными новостями и злорадствует, услышав очередную. Они думают, так устроен мир. Но мы с вами образованные люди, и не имеем права поддаваться общему психозу.

Отзывы:

  • Может быть, пора наконец понять, что, помимо русофобии, есть еще галлофобия, германофобия, американофобия, ковидофобия, вичфобия, демофобия, панофобия… Ивообще много разный фобий. Эти фобии — все без включения — ксенофобии. Ведь мы боимся прежде всего Другого, который для нас посторонний, чужой, незнакомый, немилый, постылый; пусть он идет вон, убирается ко всем чертям, улепетывает, не то я сам пойду в сторонку, убегу, спрячусь: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?» Мы боимся змей, пауков, ос, грязи, дождя, ветра, стихии как таковой, болезни и смерти, забеременеть или потерять ребенка, вспотеть, поправиться, похудеть; боимся, что изо рта плохо пахнет, что на колготках дырка. «Людей надо бояться, людей» — советовала вдовая аристократка из нулевых, Анна Сергеевна в «Настройщике» Киры Муратовой. Мы боимся, что скажут люди, что они подумают, мы и сами боимся сказать/подумать о них плохо или хорошо. Страх — движущая сила современной политики, экономики, здравоохранения, культуры. Кто кого сильнее напугает? Какой Червяков нынче ночью ляжет на диван и умрет, не силах перенести всё дальше отодвигающуюся месть обчиханного большого чиновника. Человечеству стоит разобраться в природе страшного, раз уж природы трагического и комического худо-бедно осмыслены. И уж точно не друг с другом бороться, точнее, вовсе ни с кем не бороться, а все усилия свои направить на понимание и принятие. Исчезнет «другое» как понятие, исчезнет и страх это «другого». https://seance.ru/articles/za-nas-s-vami/
  • Лейтмотив Смирнова: жизнь удивительнее, непредсказуемее, может быть, даже, проще, чем ожидаешь, и щедрее, жалостливее, что ли, чем о ней устно или письменно размышляют. «Объяснять бесполезно. Либо оно сидит в тебе от мамкиной груди, либо не дано… Выжить в этой жуткой стране можно только любовью», — звучит в финале кинокартины. https://seance.ru/articles/za-nas-s-vami/
  • Есть такие фильмы, с которыми возникает некая эмоциональная связь. Когда при просмотре появляется чувство, что такая история могла произойти и даже происходила лично с твоими предками. Оттого вовлечение в происходящее становится ещё более явным.
    Когда я смотрел фильм За нас с вами, внезапно вспомнился мой прадед, который прошёл всю войну, бился под Сталинградом и дослужился до полковника с массой наград. Был уважаемым человеком как среди однополчан, так и для обывателей. Но по национальности он являлся балкарцем, которые в те годы попали в немилость Советского руководства и считались врагами народа. Вот и был он депортирован из своего дома в Киргизстан на 20 лет, после чего прошло ещё 20 лет прежде чем его восстановили в звании. И все эти годы он оставался убеждённым коммунистом и человеком с большой буквы.
    Так вот, к чему была эта краткая биография моего предка? А к тому, что при просмотре фильма За нас с вами возникало стойкое ощущение, что так же как его выпроводили из дома почти без вещей, так и персонажа фильма Петра Казимировича, отца главной героини, просто взяли и арестовали под Новый Год без каких-либо пояснений. И в обоих случаях причиной тому была ксенофобия, только в фильме она была уже по отношению к евреям. И хотя герой За нас с вами и был вольнодумцем, чьи идеалы контрастировали с веяниями эпохи, но он не был террористом, работающим на Джойнт, как пытались выставить в газете ‘Правда’. Просто попался человек, который выглядел как идеальная мишень для порицания.
    И фильм не останавливается на этом. В нём есть и ненависть к военным, что попали в плен во время Великой Отечественной, коих посчитали трусами. Нашлось место и массовой паранойе касательно новой возможной войны, только теперь уже с американцами. И да, нам наглядно демонстрируют насколько разной была реакция на смерть Сталина. Пока одни молились Господу и вздыхали с облегчением, другие плакались так, словно ‘родненький товарищ Сталин’ и был тем самым Господом. В любом случае, здесь прекрасно передана тогдашняя атмосфера эпохи, когда доносчики были повсюду и тебя могли увести в лагерь по ложным обвинениям даже не дав попрощаться с родственниками. А аутентичный антураж и грамотно переданный дух времени только помогают в проникновении теми годами. https://www.kinopoisk.ru/user/34650736/comment/3271479/
  • На самом деле, это очень показательное и, как сейчас принято говорить, триггерное кино. Оно бьет по всем — по защитникам и представителям той самой интеллигенции, к которой во все времена было обращено столько надежд и упреков, и которая безнадежно проиграла бой за высокие идеалы, и по тем, кто составляет всю эту рыхлую, тяжелую, подчеркнуто малограмотную или, наоборот, вполне грамотную, крепкую, но не столь утонченную, народную массу, которая и двигает историю и определяет ее физиономию на разных этапах.
    Андрей Смирнов сделал донкихотское кино, где проиграли все: и Рыцарь Печального Образа и его здравомыслящий слуга. Это фильм о непобедимой системе, потому что все в ней — рабы. Кто своего чувства достоинства, кто — страха и жилплощади. Противопоставление уж очень нарочито, режиссерское отчаяние (очень понятное, конечно) раздражает, потому что уже давно ясно, что все проиграли, и систему невозможно вылечить отдельными правками. Вырубать и переустанавливать нужно все с самого начала и желательно на новое ‘железо’, но, вместо этого, мы до бесконечности ставим заплатки и возмущаемся тем, как некрасиво они смотрятся. Впрочем, я понимаю, что это тоже очень дискуссионное утверждение. Собственно, вот таких ‘крючков’ в фильме Смирнова как раз и оказалось очень много, из-за чего и развернулись мощные баталии из классической серии ‘как нам обустроить рай бюджетными средствами’. В одном, по крайней мере, режиссер оказался прав: пока в сознании есть хоть капля рабства, хоть малейшая склонность к мимикрии подо всех, хоть миллилитр ненависти к любому Другому, хоть чем-то отличающемуся от тебя — ничего не выйдет. Вообще. https://www.kinopoisk.ru/user/137688549/comment/3267729/
  • Но во всем остальном считаю фильм очень убедительным и сильным. Знаю, его критикуют за некую пропаганду и снобизм одного самовлюбленного сословия, которое все никак не может понять, что не является мозгом нации. Что ж, сам я аспирант философского, мозгом нации себя не считаю совсем, хотя и хотелось бы. Они же прошли Великую Отечественную, одни на фронте, да и остальные не по фэйсбукам шлялись. Но и в них я самолюбования почти не вижу. Вижу желания, понятные, словно свои – чтобы дела, которые в юности казались такими вселенски важными, оказались в итоге нужными хотя бы таким же чайникам, как ты сам. Вижу сомнения, словно свои – не стоило ли много раньше свернуть в сторону какого-то более путного дела. И больше всего страхи, свои страхи, интеллигентские. Что невесть долго ли еще можно будет любить одновременно Россию, свободу, идеализм, и вот то равенство, которое гражданское, про говорить и голосовать.
    Тем удивительнее, что крепче всего меня проняло в самом конце, тем страхом, который-то как раз совсем не мой. Вот когда товарищ Ваня в очередной раз начал о женской красоте говорить, да поближе подбираться, я вдруг задумался: а что, окажись вдруг этот Ваня сволочь? И сразу вдруг стало как-то очень страшно за каждое слово экс-редакторки Питкевич, за каждый жест и каждый взгляд ее, хоть навстречу Ване, хоть и в сторону от него. И сразу стало как-то жутко понятно все про страшную силу неконтролируемой мужской власти, будь она по-доброму или по-злому. Про то самое тихое, незаметное угнетение, о котором мне столько прежде кричал западный феминизм, но отчего-то без помощи старого, измученного русского режиссера Смирнова так и не докричался. https://www.kinopoisk.ru/user/13520599/comment/3326581/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *