КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Капитан Волконогов бежал.

Капитан Волконогов бежал, реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупин, 2021.

Угроза неминуемой смерти как триггер к переоценке ценностей и трансформации. Почему человек, не смущаясь, творит зло до того момента, как ему самому не начинает угрожать смерть?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: покаяние, притча, социальная драма, вера, выбор, экзистенциальный кризис, человек-человек, трансформация

Мотто: Прощение – ворота в рай.

Круг психологических проблем:

  • депрессия
  • угнетение
  • переоценка ценностей
  • необходимость изменений
  • интуиция
  • освобождение
  • муки совести
  • диктатура
  • репрессии
  • идеология
  • служба
  • побег
  • пытки
  • фашизм
  • террор
  • покаяние
  • притча
  • прощение
  • сомнения
  • антиутопия
  • пропаганда
  • когнитивные искажения
  • конформизм
  • ложь
  • несправедливость
  • социальная драма
  • враг
  • борьба
  • конфликт
  • душа
  • искупление
  • самоубийство
  • самопознание
  • экзистенциальный кризис

Системы отношений:

  • человек-человек
  • человек-система
  • человек-вера
  • правда-ложь

Черты характера:

  • подлость
  • лицемерие
  • целеустремленность
  • преданность
  • смелость
  • трусость
  • жестокость

Эмоциональная парадигма:

  • разочарование
  • тревога
  • брезгливость
  • презрение
  • страх
  • ужас
  • горе
  • скорбь
  • отчаяние
  • раскаяние
  • растерянность
  • потрясение
  • стыд
  • страдание
  • чувство вины

Нравственные категории:

  • предательство
  • совесть
  • порядочность
  • справедливость
  • этика

Символизм, метафоры:

  • дворец
  • трамваи
  • униформа
  • лысые головы
  • хор
  • папки
  • красный цвет
  • дирижабль
  • омовение
  • туберкулез

Выразительные средства:

  • крупные планы
  • цвета
  • униформа
  • аллегория
  • гипербола
  • гротеск
  • аллюзии
  • темнота
  • контраст
  • метафоричность
  • архетипичность
  • флэшбеки
  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • О чем говорят имя Федор и фамилия Волконогов?
  • Какие аллюзии и метафоры ты увидел в фильме?
  • Кто из героев за что раскаивается?
  • Что не давало Волконогову осознать все раньше?

Цитаты:

  • Приговор у нас такой – вечные муки. А знаешь, что такое вечные муки?
  • Попроси прощения и, если тебя простят, попадёшь в рай.
  • Профилактика потенциального врага – вот, чем мы занимаемся.
  • А вот если бы тебе надо было повиниться за то, что ты на службе творил, ты какие бы слова сказал?
  • Тебя все равно никто не простит.
  • Вы что, пытали его лучше фашистов?

Отзывы:

  • Проблема языка — вообще одна из интереснейших в фильме. В одной маленькой, но показательной сцене тут компания бездомных обсуждает «правильное» название зависшего над городом летательного аппарата: один говорит, что по-русски его правильно называть немецким словом «цеппелин», другой — что греческим «аэростат», третий — что французским «дирижабль». Чупов и Меркулова показывают страну, которая отчаянно ищет «свой путь» и отстранилась от мира, но так и не научилась называть вещи своими именами: и «предатели» у нас почему-то те, кто никого не предавал, и «шпионы» те, кто никогда не шпионил, и в «правовом государстве» нет никаких прав, кроме права умереть. Опять же, обо всём этом принято говорить, нахмурив брови и цитируя, скажем, Солженицына, — но авторы «Волконогова» понимают, что так их никто не услышит. У них, в отличие от героев, никаких проблем с языком нет: фильм острит, шутит и очень колоритно ругается (непонятно только, что с этим всем делать в российском прокате, учитывая законы о нецензурной лексике). В нашем кино вообще не часто встретишь настолько живую речь, как здесь. https://www.film.ru/articles/recenziya-na-film-kapitan-volkonogov-bezhal-ironichnuyu-antiutopiyu-o-stalinskom-sssr-s
  • Понятно, к чему этот разговор о делах, казалось бы, давно минувших дней – историю надо знать, чтобы не повторять. Некоторое, не совсем этичное, но опять же эстетское смакование ужасов режима – флешбэками всплывают то и дело в голове Волконогова его рабочие будни в комнате с соломой на полу – отрезвляет, бьет зрителя по щекам, поучает, дает понять, до чего может дойти система. Волконогов–Борисов превращается в функцию, бежит, боится, снова бежит, чтобы впервые по-настоящему одуматься в самом финале. Преследователь его, товарищ майор, – вот фигура куда более макабрическая и, конечно, символическая. Актер Трибунцев (низкий поклон Чупову и Меркуловой, давшим ему, годами игравшему разной степени трагикомичности алкоголиков, роль с большой буквы) создает щуплого, низкорослого, гниющего изнутри персонажа таким, что он, как и полагается, внушает первобытный ужас. Среди всей этой смертной красоты видеоряда он, ходячий мертвец, выглядит самым живым – убрать бы этот метафорический кашель черной кровью, он бы и без него справился. Страх перед товарищем майором – это генетическое. https://www.ng.ru/cinematograph/2021-09-26/6_8261_captain.html
  • «Попроси прощения и, если тебя простят, попадёшь в рай» – говорит призрак умершего товарища (Никита Кукушкин) капитану, но только прощения просить его никто не учил. Все его натужные попытки смотрятся, если и не насмешкой авторов над зрителями, то как гротескное подчёркивание того, что прощение невозможно. Капитан же, идя от одного адреса к другому, не теряет надежды, бежит за своим «счастливым лотерейным билетом в рай». А есть ли он, этот рай? Бога нет, он умер. Да и не может его быть в атеистическом государстве советском. Капитан же продолжает погоню. В финале он сам отказывается от этого рая или его иллюзии, а может, просто не верит в возможность своего спасения. Пафос христианский о прощении подменяется спасением не своей души, а своего тела, а в финале так и вовсе перерастает во спасение других людей, находящихся в заключении, но происходит оно наяву или только лишь в голове у нашего капитан – до конца понять невозможно. Так же, как и невозможно понять зрителю, что ему делать с этим сюжетом фильма, где все повороты сюжета известны со времён Гомера, хотя окунание в тёмную историю страны, конечно же, профилактически полезно. http://www.25-k.com/page-id-6034.html
  • Но потенциальный личный ад героя не мешает разглядеть на экране ад вполне реальный, прописанный где-то в застенках органов госбезопасности и воплощённый в выразительнейших демонических образах Тимофея Трибунцева, Игоря Савочкина и Александра Яценко. Трехчастную дантовскую структуру продолжает личное чистилище героя, которое настигает его, когда, он открывает глаза и впервые соприкасается с многочисленными человеческими трагедиями и по-своему поломанными по его вине, но не по его воле судьбами, и это безвозвратно меняет его самого.
    Этот ретроспективный взгляд на незакрытую рану общества производит своей смелостью и остротой невероятный эффект, и одновременно предлагает неизменно актуальное решение — раскаяние и прощение.https://www.kinopoisk.ru/user/5408706/comment/3160164/
  • Трагическое дарует сложный порой катарсис, а здесь такого не будет. Как и нет прощения герою в фильме. Трагическое не исключает жизни, которая, пока жив человек, прорастает везде, — в этом фильме как раз жизнь отрезана, показан будет только сюжет, который напоминает наркотический трип. https://www.kinopoisk.ru/user/149547103/comment/3280349/
  • С первых же кадров ясно, что ‘Капитан Волконогов бежал’ это метафора, которая пытается поговорить со зрителем о вине, грехе, конформизме, вере в загробную жизнь, вере в собственную правоту, принятии ответственности и прочих морально-экзистенциальных вопросах. Лента базируется на экспрессивности и предлагает зрителям погрузиться в мрачный безликий серый и ржавый мир, одновременно сходный с абсурдистскими картинами шведа Роя Андерсона и антиутопическими лентами вроде ‘Бразилии’ Терри Гиллиама. А ярко красные костюмы сотрудников НКВД вместе с роскошными интерьерами аристократического поместья, превращенного в штаб-квартиру для пыток, убийств и хорового пения ‘Полюшко-поле’, служат ярким и легко считываемым контрастом.
    Внешне ‘Капитан Волконогов бежал’ безусловно великолепен. А вот с содержательной точки зрения ленте можно предъявить много вопросов. В целом все главные идеи и посылы этой истории донесены до зрителя и донесены с помощью мастерского сочетания проговариваемых слов и демонстрируемых образов. Вот только идей, которые авторы захотели уместить в своем фильме оказалось слишком много, чтобы не превратиться в череду сменяющих друг друга сюжетов. По сути каждый отдельный эпизод фильма предлагает нам отдельную идею. Тут зрители должны ужаснуться вере государственных сотрудников тому, что они исполняют правое дело. Тут ужаснуться легкостью, с которой представители интеллигенции и обычные рабочие семьи оказываются разрушены. Тут осознать неминуемое разрушение человеческих тел и разума. Тут посочувствовать ребенку, отца которого признали ‘врагом народа’. Тут испытать отвращение от рядовых людей, трусливо подчиняющимся власти… Все эти эпизоды словно кровавой булавкой должен пронизывать бегущий капитан Волконогов. А для него самого этот бег должен принести в конце-концов религиозное и моральное просветление.
    Авторы ‘Капитан Волконогов бежал’ хотели рассказать историю, которая показала бы мучения сразу всех — и тех, кто пытал, и тех, кого пытали, и их родственников, и тех, кто просто живет внутри этой системы. Задача слишком амбициозная и масштабная, чтобы иметь шанс быть хорошо реализованной в рамках двухчасового фильма. В итоге никто из героев фильма не вызывает достаточной степени эмпатии у зрителя, так и оставляя его сторонним наблюдателем. И наблюдая за происходящим на экране ему остается лишь выбрать какой ярлык приклеить увиденному — ‘лживая чернуха о прошлом, которого никогда не было’ или ‘тонкая метафора о прошлом, которая отражает настоящее’. https://www.kinopoisk.ru/user/22928730/comment/3226251/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *