Игрок.
Игрок (The Gambler), реж. Руперт Уайатт, 2014.
В чем причины развития игровой зависимости, к чему она может привести и как ее преодолеть? Дело в семье ли, в себе самом или окружающем социуме?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: зависимость, преодоление, поиск себя
Мотто: Победа или спасибо не надо.
Круг психологических проблем:
- утрата
- игровая зависимость
- финансовые проблемы
- риск
- самопознание
- саморазрушение
- преодоление
- комплекс неполноценности
- поиск себя
- гениальность
- экзистенциальный кризис
- талант
- школа
- учитель
- конфликт
- унижение
- выход из сложной ситуации
- выбор
- целеполагание
- одиночество
- инаковость
- стол переговоров
- сублимация
- освобождение
- свобода
- смысл
- мотивация
- стремление к победе
Системы отношений:
- мать-сын
- учитель-ученик
- свобода-рабство
Черты характера:
- тщеславие
- чувство юмора
- замкнутость
- сдержанность
- бесстрашие
- хладнокровие
- самообладание
- чувство собственного достоинства
- гордость
- смелость
Эмоциональная парадигма:
- страсть
- раздражение
- разочарование
- восторг
- влюбленность
Нравственные категории:
- долг
- уважение
- порядочность
Символизм, метафоры:
- лицо в воде
- ванная, бассейн
- вода, потоп
- деньги
- бег
Выразительные средства:
- размытая резкость
- крупные планы
- ускоренный монтаж
- юмор
- музыка
Дополнительные вопросы:
- Что заставляет Джима играть?
- Что заставило прекратить играть?
- От чего освободился Джим?
Цитаты:
- Я хочу знать, что ты будешь стоить, когда я ничего тебе не оставлю. Теперь ты – это я, если захочешь.
- Желать что-то – не значит это иметь.
- Если ты не гений, не парься. Миру нужны электрики, и многие из них счастливы.
- Гений – это волшебство, а не материал. Если волшебства нет, никакое желание не поможет.
- Хочешь денег, скажи: я – не мужчина.
- — Что мне с тобой делать?— Денег дайте.
- Ты, по-моему, идеальный пример того, как можно, не имея никаких серьезных проблем в жизни, вдруг очень постараться и собрать их всех вместе.
- Сначала надо себя стереть, чтобы не было прошлого. Если смогу обнулиться, начну все сначала.
- Победа или спасибо не надо. Стремиться можно только к невозможному. Все остальное, черт возьми, серость.
- Мне нужно все, и я лучше умру, если не получу всего этого.
- — Никогда не осуждал человеческие слабости. Как я могу? У меня игорное заведение, и я даю деньги в долг. Я не был должен уже много лет, но я еще помню это чувство… — Какое? – Быть кому-то обязанным. Неустойчивость мыслей, неуверенность, нечистота… Мне кажется, ты хочешь причинить себе боль, но заставляешь это делать других.
- Мудрый человек строит жизнь на «пошел ты!»
Отзывы:
- «Игрок» 2014 года делает вид, что раскусил природу азарта, хотя действия Джима Беннетта больше напоминают эго-трип, замутненный переживаниями по поводу собственной гениальности. На своих лекциях по литературе герой Уолберга упирает на Камю, а в 1974 году на его месте был Достоевский. Экзистенциальная скука вместо духовного опыта, гордыня вместо самоуничтожения, вера в будущее вместо покаяния. Это не делает фильм плохим, но и не добавляет ему проницательности. Мистическое переживание неудачи здесь уступает желанию найти выход из неприятной ситуации. Ставки меньше, и в этом весь современный Голливуд. «Игрок» Уайатта предупреждает о том, что и так известно, — оригинал же оставляет после просмотра с предательской мыслью: а не поставить ли все на зеро? https://www.afisha.ru/movie/222180/review/579388/
- «Игрок» ужасно вторичен, но по-странному обаятелен — возможно, дело в персонаже Уолберга, которого с его страстью к саморазрушению и знакомыми всем проблемами по-отечески жалко. Его герой — больной человек, неспособный жить без риска и поэтому проигрывающий все что можно — и даже получающий от этого удовольствие. Играет Уолберг и правда отлично — жаль только, что это все, чем может похвастаться «Игрок»: для фильма, в саундтреке которого есть Боб Дилан, Коул Портер и Pulp, можно было подобрать куда более удачный видеоряд. http://www.gq.ru/lifestyle/horoshaya-partiya-marka-uolberga-v-igroke
- Название фильма наводит на мысль о романе Достоевского, но сценарист Уильям Монахан предпочел упомянуть Альбера Камю с его «Посторонним». Видимо, для того, чтобы вывести за скобки тему разрушительного азарта. Достоевского цитировал в 1974 году Джеймс Каан в фильме Карела Рейша по тому же роману Джеймса Тобака. Его герой, кстати говоря, был более цельным по характеру. В ремейке Уайетта подчеркивается как раз двойственность: днем Беннет, конечно, не ангел, но темная сторона особенно активизируется в Джиме по ночам, когда он в свежей сорочке от Armani шляется по лос-анджелесскому злачному подполью, чтобы схлестнуться даже не с госпожой Фортуной, и не с судьбой, а с самим собой. … Настоящая игра разыгрывается с самим собой, а вовсе не в рулетку с ее грубой реальной подоплекой и однозначными результатами. Джим Беннет, писатель, в реале развивает сюжет, где он – главный герой, и поскольку роман должен быть интеллектуальным, следует придумать ловкую интригу. Но чтобы она закрутилась, требуется триггер, и он, конечно, находится, когда Джим оказывается перед необходимостью рисковать не собой, но самым дорогим, что у него есть. Однако для того, чтобы роман получился достоверным и по-настоящему увлекательным для зрителя, мега-автору Уайатту не хватает нюансировки. Марк Уолберг словно теряет запас актерской техники для выражения постепенного погружения в отчаяние по мере того, как он все глубже ввинчивается во мрак своего подсознательного стремления к самоуничтожению. И на челе его высоком не отразилось ничего. И это как-то разочаровывает. Пусть Джим безразличен к фатальной измене удачи, когда крутится рулетка и стремительно возрастает его огромный долг зловещим процентщикам. Но он как-то должен меняться в лице, осознавая, что на кон поставлена чужая, бесконечно дорогая для него жизнь. http://kinoart.ru/blogs/igra-v-karty-po-nauchnomu
- Что же им движет, если не лудомания? Еще более опасное расстройство – жажда смерти. Если не физической, то символической. Разочарованный в себе, в своей карьере, в своих достижениях и даже в своей семье Беннетт пытается отделаться от всего, что составляет его жизнь, чтобы умереть – или начать жить с нуля. Поэтому он проигрывает все деньги, выбирает все кредиты, выводит из себя свою мать, нарушает университетские правила и режет студентам в глаза правду-матку вместо того, чтобы рассказывать про мировую литературу. Шаг за шагом профессор стирает свою жизнь и по возможности получает от этого мазохистское удовольствие. https://www.film.ru/articles/stavok-bolshe-net
- Талант. Избранность. Гениальность… Сегодня стали товаром. Гениев не любят. Гениям завидуют. Гениев используют. Джиму не хочется писать книги, ему не хочется выигрывать, потому что ему не хочется быть чужой скаковой лошадью. Быть скаковой лошадью, которую понукают, чтобы она заработала денег чужому дяде. А жить и впустую тратить своё время, свои силы, свой талант на бессмысленное преподавание — противно. Джим не хочет раскрывать свою гениальность, потому что она либо никому не нужна, либо на ней зарабатывают жалкие, бесталанные дельцы. Вся жизнь Джима пропитана бессмысленностью, безрезультатностью. Джим мучается, потому что нет ощущения творческого выхода, отдачи. Это дилемма, которая не имеет решения. https://www.kinopoisk.ru/user/1235461/comment/2218589/
- Вся эта картина о смешивании тайной и обычной жизни оставляет после себя странные, но приятные ощущения у зрителя. То есть в момент просмотра можно ощутить на себе всю ситуацию и разделить переживания героя. https://www.kinopoisk.ru/user/2755768/comment/2186519/
- Герой Марка Уолберга является внуком одного из богатейших людей Калифорнии и как и всякий отпрыск богатых родителей Джим Беннетт пытается найти свою дорогу в жизни, но раз за разом обжигаясь он приходит к тому же выводу, к которому пришел Карл Юнг в свое время о том, что существуют люди особенные, у которых все получается за чтобы они не взялись и люди обычные, которые отчаянно барахтаются в океане жизни, но всякий раз когда они видят берег волны относят несчастных обратно и все начинается сначала. И естественно, что герой Марка Уолберга приходит к выводу, что он — самый обычный человек, неудачник, а коли так, то Джим начинает прожигать свою жизнь. https://www.kinopoisk.ru/user/2248395/comment/2176404/
- Испытание талантом— это груз. Вспоминаются истории из русской классики, когда писатели и поэты совершали подчас аморальные поступки, что было обратной стороной величия и таланта. Пристрастие Достоевского к игре и его карточные долги, дуэли Пушкина и опять же денежные долги, которые он после смерти оставил семье. Испытание славой и величием, испытание деньгами и богатством. Чем выше заберешься, тем больнее и ниже падать…
https://www.kinopoisk.ru/user/2360454/comment/2177960/ - В ремейке проведена линия по израненной душе героя, которая когда-то давно погрузилась в одиночество (детские воспоминания Джима невольно намекают нам на это). Сначала болезненная потеря отца, затем отношения с матерью трещат по швам. Понемногу это всё копилось, словно толстый слой пыли. Ощущение потерянности с каждым днем у Джима только нарастало, отсюда и его психические припадки с посиделкам в ванной, в которой он тщетно пытался скрыться от окружающего мира. https://www.kinopoisk.ru/user/5474421/comment/2178591/
- Вовремя просмотра я не понимал, почему Джим, каждый раз имея на руках необходимую сумму для погашения долга, просаживал всё во время очередной игры. И только концовка, если вы осмелитесь досмотреть всю историю до победного, даст вам ответ на этот вопрос. Забавно, что протагонист решил ставить все последние одолженные деньги и свою жизнь на тот цвет, который символизирует неудачу и поражение. Так он смог получить всё или ничего? https://www.kinopoisk.ru/user/589194/comment/2174796/
- Главный герой, как утверждает он сам, любит крайности: либо все, либо ничего. Предоставленные Мирозданием комфортабельные жизненные условия (то бишь, богатенькие родственники, симпатичная мордаха и весьма подвижный мозг), его не устраивают, поскольку кажутся ему очень посредственными. Ну не хватает в жизни огонька, черт возьми. Нет ощущения свободы у парня. Да и работа преподавателем совсем осточертела, ведь из всего потока всего лишь одна студентка достойна лекций по литературе — остальные так, посредственности, что толку им говорить о писательстве? Поэтому герой начинает играть. Чтобы почувствовать адреналин, которого в жизни так не хватает (да и откуда ему взяться, если у тебя все ок).
Хочется поинтересоваться, не проще ли было заняться прыжками с парашютом? Адреналина сверх дозы, а бонусом — не терзать несчастную мамашу, не впутывать в разборки с бандитами студента-баскетболиста и свою подружку. Но нет, это слишком просто и повода для демагогии нет. А демагогии в фильме будет так много, что можно будет успеть сбегать за чаем на кухню раз тридцать, и при этом не потерять суть происходящего. Возможно потому, что смысла во всей этой суете никакого нет. https://www.kinopoisk.ru/user/4543067/comment/2181998/
Сходная проблематика:
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Бедная богатая девочка (Young Adult), реж. Джейсон Райтман, 2012.
- Бёрдмен (Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014.
- Дикая (Wild), реж. Жан-Марк Валле, 2014.
- Крупная ставка (Even Money), реж. Марк Райделл, 2005.
- Монах и бес, реж. Николай Досталь, 2016.
- Области тьмы (Limitless), реж. Нил Бергер, 2011.
- Синоптик (The Weather Man), реж. Гор Вербински, 2005.
- Трасса 60 (Interstate 60), реж. Боб Гейл, 2002.
- 13 грехов (13 Sins), реж. Даниэль Штамм, 2013.