Человек без лица.
Человек без лица (The Man Without a Face), реж. Мэл Гибсон, 1993.
Когда-то вы пережили травму, и теперь ваша жизнь кажется вам пустой, одинокой, никому не нужной, но вдруг вы встречаете лучшего друга там, где и не ожидали никого встретить…
По роману Изабелль Холланд.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наставник, тяжелое заболевание, дружба, подросток, становление личности
Мотто: Каким бы ни было прошлое, оно прошло.
Круг психологических проблем:
- наставник
- тяжелое заболевание
- уродство
- мечта
- инаковость
- изоляция
- самоизоляция
- травма
- дружба
- взаимопомощь
- клевета
- семья
- подросток
- достижение цели
- одиночество
- изгой
- депривация
- безотцовщина
- затворничество
- предубеждения
- предрассудки
- мотивация
- стол переговоров
- обман
- сублимация
- сплетни
- доверие
- авторитет
- суицидальные мысли
- педофилия
- становление личности
- воспитание
- психотерапия
- перенос
- любовь
- счастье
- взаимопонимание
Системы отношений:
- учитель-ученик
- человек-человек
- отец-сын
- мать-сын
- подросток-взрослый
- правда-ложь
Черты характера:
- целеустремленность
- упорство
- мизантропия
- требовательность
- настойчивость
- застенчивость
- мечтательность
- благородство
- любознательность
- честность
- импульсивность
- цинизм
- хамство
Эмоциональная парадигма:
- ревность
- испуг
- страх
- отрешенность
- ступор
- сомнения
- чувство вины
- восторг
- разочарование
- обида
- горе
- шок
Нравственные категории:
- порядочность
- уважение
Символизм, метафоры:
- сон
- лицо
- собака
- поэзия
- театр
Выразительные средства:
- юмор
- ракурсы
Дополнительные вопросы:
- Как проявляется ревность в детях?
- Чему учил МакЛеод Чарльза?
- Зачем МакЛеод заставил Чарльза рыть яму?
- Как и чем МакЛеод завоевал авторитет у Чарльза?
- Почему МакЛеод не покончил с собой?
- Как рождаются доверие и уверенность?
- Какую роль играли театральные импровизации?
- Что такое наставник?
Цитаты:
- Ей нужна помощь. Для нее выходить замуж – хобби, как у некоторых бридж или разведение собак.
- А если он – каннибал? Скажу ему, что у меня рак кости.
- Учишься или уходи, потому что мне все равно, что ты выберешь.
- Жалости от меня не жди.
- Люди боятся того, кого не знают.
- Исполнение твоих желаний зависит только от тебя. Поговори с ней. Убеди ее. Убеди меня.
- Люди много думают о прошлом, но, каким бы оно ни было, оно прошло.
- Думай! Рассуждай!
- Нельзя человека, ничему научить, не доверяя ему.
- Я теперь знаю, что ты осилишь любую роль, даже печальную.
- Теперь я всегда вижу это лицо где-то за пределами толпы.
- Ты дал мне то, что я уже не надеялся отыскать, свои доверие и любовь. И никто не сможет забрать у меня это счастье.
Отзывы:
- Психологическая драма об одиночестве и завязывающейся дружбе между 13-летним мальчишкой Чаком и изуродованным в автокатастрофе учителем Джастином МакЛаудом, который живёт отшельником в небольшом городке в штате Мэн и даже слывёт обезумевшим монстром-убийцей, отчасти может напомнить раннюю картину Гибсона-актёра. https://www.kinopoisk.ru/review/951225/
- Только толпа со своей стандартной поверхностной оценкой и изжившей моралью не хочет изменять своей мещанской точки зрения и всячески противится подобным отношениям. Если человек — урод на лицо, значит он и монстр внутри: душегуб, выродок, развратник малолетних. Если мальчик склонен уходить в себя, задумываться и отличается от остальных детей, значит он недоразвитый дебил, который никогда ничего не добьется в жизни. И уж конечно между такими «неполноценными» не может быть никаких нормальных отношений и их общение нужно пресекать на корню, чтобы «как бы чего не вышло»! Таковы общепринятые нормы жизни и с этим ничего не поделаешь. https://www.kinopoisk.ru/user/17305/comment/45391/
- После просмотра данной картины, не понимая почему, ведь фильм имеет достаточно положительный конец, остаётся какое-то странное чувство печали и сожаления, которое в то же время сопровождается некой несправедливостью, показанной в фильме. Весь фильм напрягает зрителя какой-то тяжёлой атмосферой, но он очень интересен и необычен в некотором плане.
Сценарий кажется вполне обычным: мальчик, которого не особо любят в себя, обучается у одного человека. Он очень привязывается к нему, но вскоре их общение полностью прерывают. Какие-то обвинения, выдуманные обществом, перевернули жизнь обоих героев, и в некой степени изменили её. Но жизнь главного героя всё же складывается и осуществляется его мечта.
Но его мечта осуществляется только при помощи его учителя, и он это прекрасно осознает. И вообще, в нашей реальной жизни бывают события, которые переворачивают кардинально нашу жизнь, делают её лучше. И это события происходят только благодаря какому-то человеку и рано или поздно мы это понимаем и помним этого человека, благодарим его. То же самое происходит в этой картине и в конце, возникают какие-то особые чувства, которые нельзя объяснить словами, это надо видеть. https://www.kinopoisk.ru/user/34026/comment/149879/ - «Люди слишком много думают о прошлом. Но каким бы оно ни было, оно прошло.» Неплохая фраза. И вправду, всегда по жизни человеку стоит идти вперед и не оглядываться на свое прошлое. Конечно, совсем забывать его не стоит. Во всем должна быть мера. Просто люди, совершившие что-то в прошлом или в прошлом с ними случились какие-то события, сильно повлиявшие на них, в настоящем могут травить душу, мучить человека, изводить, терзать… Но жизнь на этом ведь не заканчивается?! Надо жить сегодняшним днем.
Фильм немного не об этом, но все же. Здесь представлена история взаимоотношений учителя и ученика. Главное в этих взаимоотношениях то, что они основаны на взаимном доверии и дружбе, а также на происходящем среди и вокруг них в данный момент. Т. е. неважно, что было в прошлом. Важно то, что происходит сейчас, а именно: мальчик (ученик) с немного заторможенным развитием, но не сдающийся и пытающийся доказать, что он способен добиться чего-то большого, осуществив свою мечту и отшельник (учитель), одиночка, с уродливым лицом, пытающийся изменить отношение людей к себе, вызывается помочь ему.
Тут и кроются, по моему мнению, основные темы: «Суди человека не по внешности», «Родственные души находят друг друга». Оба, учитель, и ученик, вынуждены быть одиночками по натуре, быть замкнутыми, будучи не принятыми обществом, потому что они не такие как все. А на самом деле они такие же люди и название фильма иллюстрирует одну известную истину «человека судят по поступкам», пусть он урод на лицо или слегка недоразвит. Он рожден, ему дано право жить, он такой же как все в душе и по сути: способен думать, любить, сострадать, работать, достигать больших целей, добиваться успеха — в общем жить. А лицо — просто «обертка». https://www.kinopoisk.ru/user/74394/comment/275766/ - Главной темой картины является необычная дружба двух, казалось бы, таких непохожих друг на друга людей. Это повесть о том, как два одиночества встречают друг друга, наполняя жизнь смыслом, заставляя переиначить свою реальность. Молодой человек, лишенный всяческих идеалов и считающийся бунтарем, находит в своем старшем товарище настоящий авторитет, понимания и даже отцовскую любовь, которой ему так не хватало. МакЛауд снова обретает веру в людей и стремления жить. https://www.kinopoisk.ru/user/867610/comment/1736131/
- От этого фильма действительно можно получить удовольствие, заряд энергии, который могут дать только такие фильмы, заставляющие думать, пытаться понять слова «справедливость» и «жизнь»…
Всем, кто ценит искренность чувств, черпает из фильмов все самое хорошее и ценное, кто не прочь столкнуться с жестокой реальностью человеческого безразличия, на фоне которого все же развивается бриллиант человеческих чувств — дружба, — всем, кто просто любит хорошее кино, необходимо посмотреть это творение. https://www.kinopoisk.ru/user/12407/comment/37596/ - «Человек без лица» также рассказывает не только о взаимоотношениях учителя и ученика, немало место отведено и для рассказа о семье мальчика. Мальчуган чувствует себя забитым и ущербным, тайком он делает подвохи своей матери и старшей сестре, но всё это не выходит за рамки детский шалостей, пускай иногда они и зашкаливают. И всё-таки внутри сжимается какой-то комок, когда у мальчика происходит чистый, задушевный разговор с матерью и когда он узнаёт правду о своём отце. Мальчик не должен был заполучить такую участь, но это жизнь и именно этому учит его наставник. Парнем будет гордиться его семья, он добился того, к чему так стремился, но также мальчик и прекрасно осознаёт, что без своего учителя он бы не смог добиться этого.
Фильм, рассказывающий без тени иллюзий о настоящей дружбе, о том, как мы можем ошибаться в людях, как люди, подобно птицам Феникс, восставать из пепла, как надо идти к поставленной цели, несмотря на все препятствия. Достойный, откровенный фильм, такой человечный и такой душещипательный. https://www.kinopoisk.ru/user/1141874/comment/1651703/ - Трогательная, сильная и жизнеутверждающая картина Мэла Гибсона, принадлежит к тому ограниченному контингенту фильмов, которые образно выражаясь — помогают жить. Рекомендую к просмотру всем, в особенности разочарованным в окружающей действительности и страдающим от одиночества людям. Уверен, что «Человек Без Лица» поможет вам изменить свою жизнь, внести в неё определённые коррективы. Главное помнить, что даже тогда, когда вы — одни и весь мир против вас — жизнь ещё не заканчивается. Следует лишь найти то, ради чего нужно продолжать жить — и тогда ваше существование вновь обретёт смысл… https://www.kinopoisk.ru/user/4217097/comment/2464737/
- Фильм оставляет смешанные чувства. В этой ленте режиссер, а им является исполнитель главной роли Гибсон, раскрыл трагедию человека, которого не принимает общество из-за его внешних дефектов. Достаточно получить сильные шрамы, и о тебе уже вовсю рассказывают гадости и придумывают сплетни. Именно клевета один раз уже один раз испортила ему жизнь, и норовит испортить во второй раз. https://www.kinopoisk.ru/user/668720/comment/1158177/
Сходная проблематика:
- Великан (The Mighty), реж. Питер Челсом, 1998.
- Заклинатель лошадей (The Horse Whisperer), реж. Р.Редфорд, 1998.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Когда я стану великаном, реж. Инна Туманян, 1979.
- Мирный воин (Peaceful Warrior), реж. Виктор Сальва, 2006.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Невидимая сторона (The Blind Side), реж. Джон Ли Хэнкок, 2009.
- Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), реж. Питер Уир, 1989.
- Одержимость (Whiplash), реж. Дэмьен Шазелл, 2013.
- Перекресток (Crossroads), реж. У.Хилл, 1986.
- Святой Винсент (St. Vincent), реж. Тед Мелфи, 2014.