За нас с вами.
За нас с вами, реж. Андрей Смирнов, 2023.
Классово близкие и классово далекие люди живут в одной коммунальной квартире, в одной стране во время сталинских репрессий. Где проходит водораздел между человечностью и бесчеловечностью, между подлостью и порядочностью, между любовью и ненавистью?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: маленький человек, человек-человек, социальная драма
Мотто: Выжить можно только любовью.
Круг психологических проблем:
- фрустрация
- репрессии
- дискриминация
- любовь
- маленький человек
- лицемерие
- насилие
- психологическое насилие
- бунт
- гуманизм
- человечность
- противостояние
- стресс
- идеология
- расизм
- буллинг
- донос
- несправедливость
- травма
- классовые различия
- рабство
- социальная драма
- война
- посттравматическое расстройство
- семья
- развод
- доверие
- унижение
- идеализм
- утрата
- пропаганда
- смысл жизни
- этика
- отношения
Системы отношений:
- человек-человек
- человек-бог
- человек-власть
- добро-зло
- свобода-рабство
- человек-система
Черты характера:
- порядочность
- подлость
- принципиальность
- комформизм
Эмоциональная парадигма:
- раздражение
- страх
- отчаяние
- злость
- ненависть
- влюбленность
- сострадание
- сочувствие
- истерика
- горе
Нравственные категории:
- справедливость
- честность
- уважение
- долг
- нравственность
- предательство
Символизм, метафоры:
- коммунальная квартира
- кровать
- лифт в шахту
- очередь
- окно электрички
- саксофон
- мороженое
Выразительные средства:
- музыка
Дополнительные вопросы:
- От чего страдает Дина?
Цитаты:
- Серьезно заниматься философией в этой стране может заниматься только психически неуравновешенный человек.
- Психика народа покалечена. Десятилетия террора не могли пройти даром. Вокруг масса людей живет дурными новостями и злорадствует, услышав очередную. Они думают, так устроен мир. Но мы с вами образованные люди, и не имеем права поддаваться общему психозу.
Отзывы:
- Может быть, пора наконец понять, что, помимо русофобии, есть еще галлофобия, германофобия, американофобия, ковидофобия, вичфобия, демофобия, панофобия… Ивообще много разный фобий. Эти фобии — все без включения — ксенофобии. Ведь мы боимся прежде всего Другого, который для нас посторонний, чужой, незнакомый, немилый, постылый; пусть он идет вон, убирается ко всем чертям, улепетывает, не то я сам пойду в сторонку, убегу, спрячусь: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?» Мы боимся змей, пауков, ос, грязи, дождя, ветра, стихии как таковой, болезни и смерти, забеременеть или потерять ребенка, вспотеть, поправиться, похудеть; боимся, что изо рта плохо пахнет, что на колготках дырка. «Людей надо бояться, людей» — советовала вдовая аристократка из нулевых, Анна Сергеевна в «Настройщике» Киры Муратовой. Мы боимся, что скажут люди, что они подумают, мы и сами боимся сказать/подумать о них плохо или хорошо. Страх — движущая сила современной политики, экономики, здравоохранения, культуры. Кто кого сильнее напугает? Какой Червяков нынче ночью ляжет на диван и умрет, не силах перенести всё дальше отодвигающуюся месть обчиханного большого чиновника. Человечеству стоит разобраться в природе страшного, раз уж природы трагического и комического худо-бедно осмыслены. И уж точно не друг с другом бороться, точнее, вовсе ни с кем не бороться, а все усилия свои направить на понимание и принятие. Исчезнет «другое» как понятие, исчезнет и страх это «другого». https://seance.ru/articles/za-nas-s-vami/
- Лейтмотив Смирнова: жизнь удивительнее, непредсказуемее, может быть, даже, проще, чем ожидаешь, и щедрее, жалостливее, что ли, чем о ней устно или письменно размышляют. «Объяснять бесполезно. Либо оно сидит в тебе от мамкиной груди, либо не дано… Выжить в этой жуткой стране можно только любовью», — звучит в финале кинокартины. https://seance.ru/articles/za-nas-s-vami/
- Есть такие фильмы, с которыми возникает некая эмоциональная связь. Когда при просмотре появляется чувство, что такая история могла произойти и даже происходила лично с твоими предками. Оттого вовлечение в происходящее становится ещё более явным.
Когда я смотрел фильм За нас с вами, внезапно вспомнился мой прадед, который прошёл всю войну, бился под Сталинградом и дослужился до полковника с массой наград. Был уважаемым человеком как среди однополчан, так и для обывателей. Но по национальности он являлся балкарцем, которые в те годы попали в немилость Советского руководства и считались врагами народа. Вот и был он депортирован из своего дома в Киргизстан на 20 лет, после чего прошло ещё 20 лет прежде чем его восстановили в звании. И все эти годы он оставался убеждённым коммунистом и человеком с большой буквы.
Так вот, к чему была эта краткая биография моего предка? А к тому, что при просмотре фильма За нас с вами возникало стойкое ощущение, что так же как его выпроводили из дома почти без вещей, так и персонажа фильма Петра Казимировича, отца главной героини, просто взяли и арестовали под Новый Год без каких-либо пояснений. И в обоих случаях причиной тому была ксенофобия, только в фильме она была уже по отношению к евреям. И хотя герой За нас с вами и был вольнодумцем, чьи идеалы контрастировали с веяниями эпохи, но он не был террористом, работающим на Джойнт, как пытались выставить в газете ‘Правда’. Просто попался человек, который выглядел как идеальная мишень для порицания.
И фильм не останавливается на этом. В нём есть и ненависть к военным, что попали в плен во время Великой Отечественной, коих посчитали трусами. Нашлось место и массовой паранойе касательно новой возможной войны, только теперь уже с американцами. И да, нам наглядно демонстрируют насколько разной была реакция на смерть Сталина. Пока одни молились Господу и вздыхали с облегчением, другие плакались так, словно ‘родненький товарищ Сталин’ и был тем самым Господом. В любом случае, здесь прекрасно передана тогдашняя атмосфера эпохи, когда доносчики были повсюду и тебя могли увести в лагерь по ложным обвинениям даже не дав попрощаться с родственниками. А аутентичный антураж и грамотно переданный дух времени только помогают в проникновении теми годами. https://www.kinopoisk.ru/user/34650736/comment/3271479/ - На самом деле, это очень показательное и, как сейчас принято говорить, триггерное кино. Оно бьет по всем — по защитникам и представителям той самой интеллигенции, к которой во все времена было обращено столько надежд и упреков, и которая безнадежно проиграла бой за высокие идеалы, и по тем, кто составляет всю эту рыхлую, тяжелую, подчеркнуто малограмотную или, наоборот, вполне грамотную, крепкую, но не столь утонченную, народную массу, которая и двигает историю и определяет ее физиономию на разных этапах.
Андрей Смирнов сделал донкихотское кино, где проиграли все: и Рыцарь Печального Образа и его здравомыслящий слуга. Это фильм о непобедимой системе, потому что все в ней — рабы. Кто своего чувства достоинства, кто — страха и жилплощади. Противопоставление уж очень нарочито, режиссерское отчаяние (очень понятное, конечно) раздражает, потому что уже давно ясно, что все проиграли, и систему невозможно вылечить отдельными правками. Вырубать и переустанавливать нужно все с самого начала и желательно на новое ‘железо’, но, вместо этого, мы до бесконечности ставим заплатки и возмущаемся тем, как некрасиво они смотрятся. Впрочем, я понимаю, что это тоже очень дискуссионное утверждение. Собственно, вот таких ‘крючков’ в фильме Смирнова как раз и оказалось очень много, из-за чего и развернулись мощные баталии из классической серии ‘как нам обустроить рай бюджетными средствами’. В одном, по крайней мере, режиссер оказался прав: пока в сознании есть хоть капля рабства, хоть малейшая склонность к мимикрии подо всех, хоть миллилитр ненависти к любому Другому, хоть чем-то отличающемуся от тебя — ничего не выйдет. Вообще. https://www.kinopoisk.ru/user/137688549/comment/3267729/ - Но во всем остальном считаю фильм очень убедительным и сильным. Знаю, его критикуют за некую пропаганду и снобизм одного самовлюбленного сословия, которое все никак не может понять, что не является мозгом нации. Что ж, сам я аспирант философского, мозгом нации себя не считаю совсем, хотя и хотелось бы. Они же прошли Великую Отечественную, одни на фронте, да и остальные не по фэйсбукам шлялись. Но и в них я самолюбования почти не вижу. Вижу желания, понятные, словно свои – чтобы дела, которые в юности казались такими вселенски важными, оказались в итоге нужными хотя бы таким же чайникам, как ты сам. Вижу сомнения, словно свои – не стоило ли много раньше свернуть в сторону какого-то более путного дела. И больше всего страхи, свои страхи, интеллигентские. Что невесть долго ли еще можно будет любить одновременно Россию, свободу, идеализм, и вот то равенство, которое гражданское, про говорить и голосовать.
Тем удивительнее, что крепче всего меня проняло в самом конце, тем страхом, который-то как раз совсем не мой. Вот когда товарищ Ваня в очередной раз начал о женской красоте говорить, да поближе подбираться, я вдруг задумался: а что, окажись вдруг этот Ваня сволочь? И сразу вдруг стало как-то очень страшно за каждое слово экс-редакторки Питкевич, за каждый жест и каждый взгляд ее, хоть навстречу Ване, хоть и в сторону от него. И сразу стало как-то жутко понятно все про страшную силу неконтролируемой мужской власти, будь она по-доброму или по-злому. Про то самое тихое, незаметное угнетение, о котором мне столько прежде кричал западный феминизм, но отчего-то без помощи старого, измученного русского режиссера Смирнова так и не докричался. https://www.kinopoisk.ru/user/13520599/comment/3326581/
Сходная проблематика:
- Агора (Agora), реж. Алехандро Аменабар, 2009.
- Декалог (Dekalog), реж. Кшиштоф Кесьлевский, 1988.
- Догвилль (Dogville), реж. Ларс фон Триер, 2003.
- Жизнь других (Das Leben der Anderen), реж. Ф.Х. фон Доннерсмарк, 2006.
- Капитан Волконогов бежал, реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупин, 2021.
- Конформист (Il Conformista), реж. Бернардо Бертолуччи, 1970.
- Корчак (Korczak), реж. Анджей Вайда, 1990.
- Мечтая об Аргентине (Imagining Argentina), реж. Кристофер Хэмптон, 2003.
- Праздник, реж. Алексей Красовский, 2019.
- Пятая печать (Az ötödik pecsét), реж. Золтан Фабри, 1976.
- Диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана
- Кто я в фильме?
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- Мысли и чувства героев фильма