Не смотри наверх.
Не смотри наверх (Don’t Look Up), реж. Адам Маккей, 2021.
Что бы вы сделали, если бы знали о неминуемой катастрофе? Что бы вы сделали для себя, для своих близких, для всех? И что нужно делать, чтобы избежать подобных катастроф?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наука, власть, выбор, социальная драма
Мотто: Мы превращаем настоящее в фейк.
Круг психологических проблем:
- наука
- психологические защиты
- отрицание
- катастрофа
- ценности
- приоритеты
- обесценивание
- лесть
- пропаганда
- когнитивные искажения
- невроз
- психическое расстройство
- паническая атака
- коррупция
- управление
- власть
- популярность
- манипулирование
- нарциссизм
- выбор
- трансформация
- мания
- раскаяние
- слава
- социопатия
- противостояние
- иллюзии
- гуманизм
- смысл жизни
- социальная драма
- доверие
- самопознание
- обман
- самообман
Системы отношений:
- человек-система
- правда-ложь
- мать-сын
- муж-жена
- человек-вера
Черты характера:
- безответственность
- халатность
- лицемерие
- естественность
- искренность
- тщеславие
- принципиальность
- агрессивность
- конформизм
- легкомыслие
- скептицизм
- порядочность
- цинизм
- равнодушие
- трусость
- алчность
- гордыня
- эгоизм
Эмоциональная парадигма:
- удивление
- паника
- страх
- волнение
- истерика
- радость
- стыд
- отвращение
- ужас
Нравственные категории:
- ответственность
- нравственность
- этика
- уважение
- честность
Символизм, метафоры:
- телескоп
- красный пиджак
- комета
- мешок на голове
Выразительные средства:
- сатира
- пафос
- музыка
- монтаж
Дополнительные вопросы:
- Что бы вы сделали, если бы знали о неминуемой катастрофе? Что бы вы сделали для себя, для своих близких, для всех?
- Что побуждает вас доверять/не доверять эксперту/информации?
Цитаты:
- — Этого не может быть! Что делать? – Надо накуриться.
- Такие кометы называются убийцами планет.
- Надо помалкивать и размышлять.
- — Ты просто расскажешь историю, без математики. – Так это все математика.
- — Мы здесь занимаемся тем, что преподносим плохие новости легко. – Да, уменьшается количество лекарств.
- Когда я спрашиваю о твоей жизни, ты рассказываешь о любимых ресторанах.
- Маленький бантик, которым они украсят это дерьмо.
- Они хотят, чтобы безобразно богатые люди стали еще безобразнее богаче.
- Выбор есть всегда, просто иногда нужно сделать правильный.
- Они не так умны, чтобы быть злодеями, какими вы их считаете.
- Может, хватит быть такими омерзительно приветливыми? Иногда нужно что-то друг другу сказать!
- А теперь они увольняют ученых, потому что мы выражаем мнение.
- Это дикий лосось. Он отличается от того, что выращен на ферме. Он выглядит, как будто ненастоящий.
Отзывы:
- Всё дело в том, что этот фильм жёстко стебёт США и капитализм. Нещадно и безжалостно он катком проходится практически по всем темам, начиная от пользователей соц. сетей, которым лишь бы поржать и набрать лайков, заканчивая коррупцией в Белом доме. Здесь стебут вечно улыбающихся в любой ситуации американцев, стебут крупные корпорации аля Эппл, которые готовы на всё ради денег, в том числе и лицемерное следование трендам общества, стебут зависимость американцев от антидепрессантов, которые они пачками жрут в любой нервной ситуации, стебут скандалы связанные с выборами и репутацией кандидатов. Вобщем всё, что только можно, всё американское, Адам МакКей в этом фильме потроллил.
И всё это реально смешно и забавно, потому что вот смотришь на всё это и понимаешь, что ведь это не только в США… это везде и у нас тоже. Коррупция в правительстве, соц. сети которые захватили вообще всё, желание из всего делать мемы и писать типа ‘смешные коменты’, независимо от серьёзности ситуации. https://www.kinopoisk.ru/user/74375278/comment/3107637/ - Адам Маккей нам этого и не предлагает, а заворачивает в сей жанр обжигающе правдивую, редкую для ослепшего от политкорректности Запада хлёсткую сатиру на самое себя, на общество потребления, не щадя никого, высмеивая как его высший управляющий класс, готовый ради властолюбия и алчности довести планету до катастрофы, так и нас, простых обывателей, в своём тщеславии ради лайков и новых подписчиков готовых пренебречь человеческим достоинством и человечностью как таковой.
Эгоизм и порождённая им разобщённость в конце концов, несмотря на все старания учёных, возвестивших о надвигающейся гибели, всё-таки доводят до апокалипсиса, хотя изначально у элиты общества было целых полгода на спасение… Но время было бездарно прожжено самопожирающей жаждой наживы власть имущих (почему бы нам не извлечь из кометы редкие металлы и не заработать ещё триллионы?) и мелкими страстишками простых людей (пить, жрать, потреблять и на всех плевать). https://www.kinopoisk.ru/user/3217759/comment/3108013/ - Выращенный на ферме лосось тебе кажется более настоящим, чем дикий. Мы создали (или вокруг нас создали) искусственную среду с искусственными ценностями. Мы ослепли, оглохли от ТВ, соцсетей, неоновых реклам, впаривающих нам иллюзии, и уже не можем воспринимать реальность.
Мы настолько погрязли в этом малиновом сиропе, что смогли подавить самый базовый инстинкт – инстинкт выживания. Человечество-ферма. Стадо, управляемое электросигналами. Куда погонят-поманят – туда и пойдем. Хоть бы и на убой. https://www.kinopoisk.ru/user/2278293/comment/3111406/ - В фильме затрагиваются проблемы современного технологичного мира — уверенного в себе, живущего в бешеном ритме и упивающегося самим собой. Перед нами — фильм-предупреждение, который не просто насмехается, но буквально кричит сквозь смех и слезы о том, что ориентиры потеряны, что мир сошел с ума, что надо, люди, просто иногда остановиться и посмотреть — вверх ли? Вокруг себя ли? Не так важно, главное — опомниться. https://www.kinopoisk.ru/user/4114902/comment/3143442/
- Человечество во всем мире настолько потеряло нравственные ориентиры и ценности, что стало выхолощенными и инфантильным. Вся жизнь современного общества умещается в кластер: ‘хлеба и зрелищ’, желательно поскандальнее, и ‘подписывайтесь и ставьте лайки’.
Мы разучились видеть важные вещи, мы не считаем заслуживающим нашего внимания события, порой катастрофического характера, что вокруг губят планету, природу и животный мир на ней, а вместе с тем и нашу с вами жизнь.
БОльший отклик в социальных сетях находят скандалы на сексуальной почве и личной жизни звезд и звездулек, которые только рады нам потрафить.
Мы не удивляемся, когда экологией (образованием, медициной и тд) занимаются политики, а не ученые и специалисты. Мы уже не способны распознать обман, когда наживу на нас нам преподносят как благо для для нас.
Мы не смотрим наверх, мы уткнулись в смартфоны и барахтаемся в своем болоте повседневности и жареных сплетней, мы настолько срослись с реальностью, что не видим, не понимаем, что происходит вокруг. Вероятно, и к счастью, не весь пипл живет на этой Земле не глядя вверх, ради того, чтобы хавать всё, что нам бросают вниз.
Слава Богу, есть у нас и ‘аспирантки и аспиранты’ Дибиаски, которые способны выкликнуть в загипнотизированной толпе, ‘ а король то голый, то бишь, правду.
И в-последних, о самом главном, о Боге и любви. Фильм напоминает нам, что из этого абсурда можно выбраться только одним способом, это вернуться к традиционным ценностям: любить и прощать, верить и доверять, сострадать и помогать. Доброта и красота — вот, что спасет мир. И любовь.
Если мы хотим выжить в человеческом обличии на этой планете — другого пути у нас нет. https://www.kinopoisk.ru/user/15009637/comment/3108441/ - «Не смотрите наверх» – поистине гениальный фильм, это сатира на современное общество, а именно на медийную и политическую составляющую нашей жизни. Фильм про то, как легко манипулировать населением, выдавать незначительное за главное, а главное – высмеивать или скрывать от общественности. Фильм про то, как политики на чёрное говорят белое, а белое выставляют чёрным, и половина граждан им верит до последнего, пока как говорится петух в одно место не клюнет. Если человек далёк от политики и технологий массмедиа, то понять, про что это всё, и зачем такое вообще надо показывать, практически невозможно. Для тех же, кто понимают тенденции и суть происходящих в наше время мировых процессов и событий, фильм смотреть горько, если не сказать больно.
Главный посыл фильма – верхи общества больны то ли духовно, то ли психически, ибо живут в своём коконе, в некой матрице сознания, будто с матричной коробкой надетой на голову, и внутри этой импровизированной коробки у каждого свой мирок, со своими приземлёнными заморочками и тараканами, но глобально и стратегически мыслить такие люди не способны. Каждый идеально решает круг узкоспециализированных задач – как выиграть выборы, как развеселить публику, как скрыть государственную тайну, как заработать деньги, но в условиях экстремальных ситуаций ни политическая ни медийная «элита» общества оказываются не способны принимать ответственные решения и спасать планету. Вместо этого все мысли «сильных мира сего» – как удержаться у власти, как заработать миллиарды и если это не получится, как сбежать от ответственности. К сожалению, это горькая правда жизни.
«Не смотрите наверх» высвечивает все пороки политической «элитки» и медийной тусовочки, показывая их алчными, ограниченными, мелочными людишками. Почему надо смотреть вверх? Огромная комета, больше той, что убила динозавров, летит к Земле, и после столкновения уничтожит всё живое на планете. Не смотрите наверх, ведь иначе вы поймёте, какое ничтожество правит населением, и врёт, врёт, врёт ему, рубя сук на котором сами сидят. А почему врут? Из-за денег, ведь хочется ещё больше денег. И ведь, нет понимания, что на том свете деньги не понадобятся. Нет понимания, что все мы в одной лодке. https://www.kinopoisk.ru/user/27822631/comment/3128760/ - Фильм призывает нас всех подумать о том, что бы мы стали делать в случае, если бы на нашу Землю действительно летел метеорит и нам всем оставалось бы жить чуть-чуть больше, чем полгода в человеческом летоисчислении? Чтобы каждый, кто смотрит этот фильм задумался хотя бы на несколько минут: что Я бы сделал в этом случае? Как бы Я провёл остаток своих дней?
В фильме герои выбирают каждый свой вариант. Помимо главных героев есть ещё примеры, которые даны нарезкой, выборов многих других людей разных народов, национальностей, религий и рас. И даже выборы животных и насекомых. https://www.kinopoisk.ru/user/21408563/comment/3186471/
Сходная проблематика:
- Агора (Agora), реж. Алехандро Аменабар, 2009.
- Адвокат дьявола (The Devil’s Advocate), реж. Тейлор Хэкфорд, 1997.
- Большая игра (State of Play), реж. Кевин Макдональд, 2009.
- Босс (Boss), реж. Жан Де Сегонзак, Марио Ван Пиблз, Джим МакКэй, …, 2011.
- Вердикт за деньги (Runaway Jury), реж. Г.Фледер, 2003.
- Гленгарри Глен Росс — Американцы (Glengarry Glen Ross), реж. Джеймс Фоули, 1992.
- Джобс: империя соблазна (jOBS), реж. Джошуа Майкл Штерн, 2013.
- Игра на понижение (The Big Short), реж. Адам МакКей, 2015.
- Крестный отец 1-3 (The Godfather), реж. Ф.Коппола.
- Молодой Папа (The Young Pope), реж. Паоло Соррентино, 2016.
- Мост (Bron/Broen), реж. Хенрик Георгссон, Румле Хаммерих, Шарлотта Зилинг, …. 2011-
- Нострадамус (Nostradamus), реж. Роджер Кристиан, 1994.
- Плутовство (Хвост виляет собакой — Wag the Dog), реж. Барри Левинсон, 1997.
- Пятая власть (The Fifth Estate), реж. Билл Кондон, 2013.
- Убить дракона, реж. Марк Захаров, 1988.
- Уолл-стрит (Wall Street), реж. Оливер Стоун, 1987.
- Фауст, реж. Александр Сокуров, 2011.
- Ключевые понятия фильма
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- Приоритеты и установки героя
31.03.2023 09:21 |
Мы живем во времена, когда все настоящее превращается в фейк, в симулякр. Значит, когда-то неминуемо настанет время возвращения к настоящему. Если вы еще не посмотрели, посмотрите. Иногда мне кажется, что такие фильмы снимают именно для того, чтобы бросить кость народу: мол, вы же видите, мы все понимаем и не молчим. И все эти оскары и всякие другие премии давно стали чистой воды игнорированием и самолюбованием.