Масло Лоренцо.
В программы курсов Инвалидность, Смертельная болезнь, Поддержка родителей
Масло Лоренцо (Lorenzo’s Oil), реж. Дордж Миллер, 1992.
Что может быть трагичнее, когда ваш ребенок умирает, а медицина расписывается в своем бессилии? Можно ли с этим смириться или все-таки попытаться найти выход и спасти, пусть и неимоверными усилиями, поторатив на это всю свою жизнь?
Основан на реальных событиях.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: преодоление, достижение цели, дух и разум, тяжелое заболевание, смертельная болезнь, мужество, наука, оптимизм, семья, человек-человек, утрата
Мотто: Жизнь имеет смысл только в борьбе.
Круг психологических проблем:
- тяжелое заболевание
- семья
- излечение
- дух
- разум
- оптимизм
- утрата
- счастье
- борьба
- смысл жизни
- вера
- молитва
- боль
- депрессия
- уход за инвалидом
- преодоление
- мужество
- наука
- взаимоподдержка
- отрицание
- группа поддержки
- эмпатия
- врачебная этика
- просвещение
- эмоции
- ошибка
- сомнения
- вера в победу
- случайность
- смертельная болезнь
- стол переговоров
- конфликт
- противостояние
- выбор
- взаимоотстаивание
- самопожертвование
- смирение
- мотивация
- гуманизм
- права человека
- выгорание
- скандал
- мучения
- забота
- героизм
- озарение
- единомыслие
- выход из сложной ситуации
- дружба
- победа
- чудо
- заблуждения
- сотрудничество
- подвиг
- сопротивление
- крах жизни
Системы отношений:
- человек-система
- пациент-врач
- человек-смерть
- человек-человек
- человек-болезнь
- муж-жена
- мать-сын
Черты характера:
- упорство
- сила духа
- терпение
- решительность
- смелость
- мужество
- великодушие
- вера в себя
- бескорыстие
- активность
- стрессоустойчивость
Эмоциональная парадигма:
- беспокойство
- безнадежность
- страх
- волнение
- бессилие
- отчаяние
- чувство вины
- шок
- недоверие
- надежда
- возмущение
- гнев
- усталость
- страдания
- радость
- воодушевление
- азарт
- энтузиазм
Нравственные категории:
- уважение
- долг
- справедливость
- честность
Символизм, метафоры:
- воздушный змей
- звезды
- нож-талисман
- скрепки
- отсылка к Микельанджело
- графики
Выразительные средства:
- музыка
- монтаж
Дополнительные вопросы:
- В какой момент к Микаеле вернулась надежда?
- Что помогает родителям выстоять?
Цитаты:
- Наши дети служат медицинской науке? Но я всегда считала, что медицинса должна служить детям.
- Мы должны отнестись к болезни Лоренцо, как к еще одной стране.
- Мы не должны слепо доверять его врачам. Он не должен страдать из-за нашего невежества. Мы должны проявить инициативу, прочесть, новую литературу, изучить этот вопрос.
- Не будем действовать, не понимая, зачем это нужно.
- Мы блуждаем в потемках, лучший выбор – это успокоительное.
- Иногда интересы ученых не совпадают с интересами родителей.
- — Вы хотите учить людей? Это самонадеянно. – Самонадеянно? Именно. По латыни это слово звучит, как angareía. Оно означает требовать, заявлять свои права. И я заявляю свое право на борьбу за собственного сына. Ни у одного врача, ни у одного исследователя и ни у одного фонда нет права запретить мне задавать вопросы, которые смогут помочь мне вылечить сына.
- Если никто не будет задавать вопросы, откуда взяться прогрессу?
- Он оставивает свое право на жизнь с помощью нас.
- Если ты хочешь — лети на небо к ангелам, а мы с папой справимся сами…’
- Тебе приходило в голову, что весь смысл этой борьбы – помощь другому ребенку, не нашему?
Отзывы:
- Нельзя точно сказать, что же именно привлекло в этой горестной теме внимание режиссера, до этого снимавшего боевики, фантастические и мистические фильмы. Здесь, возможно, сыграло свою роль и то, что первой его профессией была медицинская, он является дипломированным доктором, а может, он так резко сменил тему, потому что ему хотелось снять более серьезное и глубокое кино, затрагивающее не только вопросы сострадания и веры в Бога, но также этические и моральные нормы, борьбы с отчаянием и стремления к жизни, разочарования и обретения душевной стойкости. И, действительно, фильм получился тяжелым, с потрясающей концентрацией драматизма и натуралистичностью, делающей его больше похожей на документалистику и хроники жизни одной семьи. Немало способствовала этому музыка. Главной темой, не раз звучащей в фильме, стала та самая мелодия из ‘Взвода’ Оливера Стоуна, она проникала в саму душу и рыдала там вместе с сердцем.
Актерам, сыгравшим роли родителей Лоренцо (мать – Сьюзен Сарандон, отец – Ник Нолти), я думаю, было невероятно сложно оставаться душевно спокойными при исполнении своей роли, потому что та участь, которая постигла их персонажей, оставить равнодушными сможет, наверное, только прожженных циников и черствых, неспособных на сострадание людей. Потому, видимо, они вложили в свои роли максимально эмоций, которые, впрочем, совсем не мешали восприятию фильма. Ник Нолти, правда, был все же менее убедителен в изображении итальянской экспрессивности Августо Одоне, чем Сьюзен Сарандон, сумевшая так показать душевные муки и терзания матери, чей сын медленно умирает в ужасных мучениях, что ее вера в то, что она непременно сможет помочь сыну, пусть временами и ослабевающая, но никогда не исчезающая, поражает. Сложными оказались ее отношения с религией, всего один лишь раз нам показали, как она молится в церкви, но больше не было ни одного эпизода, связанного с этой темой, несмотря на то, что до болезни сына она была набожной, регулярно посещающей церковь женщиной. Не менее сложными были и ее отношения с мужем, подвергшиеся серьезным испытаниям на прочность. Согласно фактам, настоящая мать Лоренцо — Микаэлла Одоне — умерла от рака легких в 2002 году в возрасте 61 года. Всю свою жизнь она посвятила Лоренцо, проводя с ним 16 часов каждый день. На такое способен только по-настоящему сильный человек. https://www.kinopoisk.ru/user/332148/comment/606272/ - Я честно говоря так наплакалась, что у меня уже левая рука отнимается… Особенно страшно смотреть этот фильм матерям. Страшно, потому что многие, после многочисленных отказов, регулярных отпоров врачей и профессоров, просто опустили бы руки. Страшно, потому что все мы обожаем наших деток, живём ими… и невольно идентифицируем себя с главной героиней. Но я и близко не хотела бы почувствовать и познать даже толику того горя, что пришлось испытать ей.
Нет мук страшнее, чем те, что переживает твоё дитя. https://www.kinopoisk.ru/user/354940/comment/363612/ - Бывают такие события, к которым невозможно подготовиться. Нет ничего страшнее для родителей, чем пережить собственного ребенка, и миг, когда бесстрастный человек в белом халате говорит о том, что шансов на спасение нет – ничуть не менее ужасен. Крушение мира – слишком слабое определение. Мир – что? Как перевернулся, так и воротится обратно, а мальчика никто не вернет. Никакие достижения медицины, научно-технический прогресс или вера не имеют силы против молчаливой неизбежности, обозначенной в страшной аббревиатуре АЛД. Адренолейкодистрофия подтачивает организм носителя медленно и изощренно, отнимая жизнь по капле, пока человек не превратится в беспомощный сосуд. Теперь этот диагноз – еще не приговор, ведь есть лекарство, и оно было создано трудами обычных родителей, сильно любивших свое дитя.
Часто доводится слышать громкое изречение «вся его/их жизнь – борьба». Но что это за борьба в сравнении с безумным желанием двух людей победить бестолковую науку, чтобы облегчить страдания ребенку и дать ему шанс выстоять в смертельной схватке? В день, когда Август и Микаэла Одоне узнали о диагнозе, очень многое перестало иметь для них значение. Потянулись тяжелые дни, их сменяли мучительные недели и каторжные месяцы. Что пережил за это время мальчик — передать невозможно, хотя талантливая режиссура Джорджа Миллера и сфокусировалась на страданиях ребенка. Но отнюдь не только о безнадежной драме получилось кино у отца «Безумного Макса». В первую очередь, лента подчинена демонстрации воли, помноженной на любовь. И это отнюдь не какая-то банальность вроде той, что все родители любят своих детей. В поединке за право на жизнь этого может оказаться недостаточно.
Сильнее всего шокируют не симптомы болезни, а реакция разных семей, объединенных несчастьем. В то время как родители Лоренцо перекапывают десятки книг и сотни научных статей в поисках полезной информации, многие другие просто ждут манны небесной, а точнее скрежета тяжелой машины мирового здравоохранения. Врачи показаны не лентяями и не трусами – нет-нет. Но очевидно, что им не понять родительского отчаяния, толкающего на неординарные поступки. В горькую минуту сложно не сломаться. Герои Ника Нолти и Сьюзен Сарандон порой и ломаются – по очереди, испытывая друг друга истерикой. Сколько бы ни было в них желания, сил и воли, а они остаются людьми, и в том состоит прелесть этого фильма – в победе человека над АЛД. Все этапы судьбоносного изобретения Миллер демонстрирует с максимальной тщательностью – недаром сам врач по образованию. Одна робкая надежда уступает место серьезной, неожиданно следует разочарование и новый виток поиска – страшный цикл имеет множество оборотов, и лишь фатальный конец мелькает вдали.
Где проходит грань между оправданной борьбой и пустыми надеждами? Почему так много погибло детей, прежде чем лекарство было синтезировано? На судьбу кивать в данном случае не стоит – историю всегда и везде пишут люди. Разгадка в начальных кадрах картины, которым до поры до времени не приходится уделять внимания. Прикосновение к прекрасной девственной природе Коморских островов, детство в окружении самобытных аборигенов, как сейчас видится, и дало мальчику волю к жизни чуть большую, чем его братьям по несчастью. В один особо напряженный момент Микаэла подивится: «Как же он это терпит?» Ребенок не мог ответить матери, но его полные боли глаза выражали такую любовь к жизни, о которой не написал бы и сам Джек Лондон. Духовная связь между сыном и родителями сделала возможным открытие, вписавшее новую главу во все медицинские справочники. Какими бы жуткими ни были мучения, а надежда на спасение есть всегда, главное разглядеть ее лучик в нужный момент.
Об этой картине в настоящее время мало кто знает, особенно после сногсшибательного успеха перезапущенного «Макса». «Масло Лоренцо» – фильм, невероятно сложный для просмотра, особенно для зрителей, имеющих детей. Однако базис на реальных событиях, главным из которых стала смерть героя вовсе не от АЛД, превращает ленту в настоящее пособие по развитию воли к жизни. Боли и страданий в картине ничуть не меньше, чем силы и надежды, а значит, простые люди и в самом деле способны творить великие дела. Подвиг во имя любви нанес поражение смертельной болезни, и улыбки спасенных детей — достойная награда для самоотверженных родителей маленького Лоренцо. https://www.kinopoisk.ru/user/4746427/comment/2422255/ - Что может дать сила? Выносливость, победу. Путь к силе находится через любовь. Ребёнка из обычной семьи захватывает не известный вирус. Врачи и записи из всего мира утверждают мало знающим родителям, что все случаи данной малоизвестной болезни заканчивались смертью больных. Родители больного Лоренцо не намереваются так легко смириться и начинают биться до конца, сами в ручную изучая всё о науке, химии и о болезнях, понимая, что врачи ничем не могут помочь, как только увеличить время жизни.
Любовь отца и матери ребёнка вытворяет чудеса! Именно «чудеса»! Они бросают работу, ввязывают в долги, и посвящают всё своё время лечению сына. Каждый час, минута, секунда превращаются в золото. Родители мучаются, стресс, истерика, безнадёга, депрессия. Они проходят через всё, не теряя надежды, проводя тем своего сына через ад. Очень было жалко и родителей и самого Лоренцо. Зря или нет – узнаете в конце фильма. https://www.kinopoisk.ru/user/20278/comment/109732/ - Фильм о том, как сильна родительская любовь. О том, что любовь спасет наш мир! Эта лента поразила меня до глубины души! Смотреть на страдания матери, отца, самого Лоренцо — невыносимая жестокость.
Фильм напоминает нам о том, что такое может случится с каждым. И главное — верить и бороться! Нельзя опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего изменить уже нельзя.
Сьюзен Сарандон и Ник Нолти сыграли просто великолепно! Смотря на их игру, создается впечатление, что это действительно обычные люди, сын которых заболел АЛД. Они вжились в эту роль, пережили теже чувства, что и родители детей с этой болезнью. Их игра заслуживает всех похвал!
Я считаю, что этот фильм должны посмотреть все, чтобы не забывать о том, что такое истинная любовь и то, какие чудеса она может сотворить! https://www.kinopoisk.ru/user/63571/comment/329373/
Сходная проблематика:
- А в душе я танцую (Inside I’m Dancing), реж. Дэмиен О Доннелл, 2004.
- Бьютифул (Biutiful), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2009.
- Великан (The Mighty), реж. Питер Челсом, 1998.
- Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь (Giuseppe Moscati: L’amore che guarisce), реж. Джакомо Кампиотти, 2007.
- Доктор (The Doctor), реж. Рэнда Хейнс, 1991.
- Жизнь прекрасна (La Vita è bella), реж. Роберто Бениньи, Род Дин, 1997.
- Защищая Джейкоба (Defending Jacob), реж. Мортен Тильдум, 2020.
- Зимой будет год (Im Winter ein Jahr), реж. Каролина Линк, 2008.
- Золотые руки (Gifted Hands: The Ben Carson Story), реж. Томас Картер, 2009.
- Из лучших побуждений (Best Interests), реж. Майкл Кейллор, 2023.
- Истинные ценности (One True Thing), реж. Карл Франклин, 1998.
- Картахена (L’homme de chevet), реж. Ален Мон, 2009.
- Малышка на миллион (Million Dollar Baby), реж. Клинт Иствуд, 2004.
- Мой ангел-хранитель (My Sister’s Keeper), реж. Ник Кассаветис, 2009.
- Настоящая любовь, реж. Станислав Мареев, 2008.
- Не навреди (First Do No Harm), реж. Джим Абрахамс, 1997.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Основные принципы добра (The Fundamentals of Caring), реж. Роб Барнетт, 2015.
- Поговори с ней (Hable con ella), реж. Педро Альмодовар, 2002.
- Пробуждение (Awakenings), реж. Пенни Маршалл, 1990.
- Саймон Бирч (Simon Birch), реж. Марк Стивен Джонсон, 1998.
- Семейная жизнь (Family Life), реж. Кен Лоуч, 1971.
- Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon), реж. Джулиан Шнабель, 2007.
- Слово на букву А (The A Word), реж. Сьюзэн Талли, Доминик Леклерк, Питер Каттанео, 2016.
- Сотворившая чудо (The Miracle Worker), реж. Артур Пенн, 1962.
- С первого взгляда (At First Sight), реж. Ирвин Уинклер, 1999.
- Тела (Bodie), реж. Джон Стриклэнд, Иэн Б. МакДональд, Джон Ист, …, 2004.
- Хокинг (Hawking), реж. Филип Мартин, 2004.
- Целитель Адамс (Patch Adams), реж. Том Шэдьяк, 1998.
- Человек – человеку (Man to Man), реж. Режис Варнье, 2005.
- Чудо (Wonder), реж. Стивен Чбоски, 2017.