КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Выживший.

Выживший (The Revenant), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2015.

Фильм об относительности добра и зла, мотивирующих нашу волю к жизни.

По одноименному роману Майкла Панке.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: преодоление, месть, достижение цели, мужество, человек-человек

Мотто: Месть в руках Бога.

Круг психологических проблем:

  • выход из трудной ситуации
  • достижение цели
  • мотивация
  • выбор
  • преодоление
  • борьба за жизнь
  • выживание
  • геноцид
  • расизм
  • характер
  • сила духа
  • управление
  • вера
  • вера в себя
  • воля к жизни
  • месть
  • утрата
  • голод
  • муки совести
  • целеустремленность
  • взаимопомощь
  • сны
  • насилие

Системы отношений:

  • человек-человек
  • человек-природа
  • отец-сын
  • человек-смерть

Черты характера:

  • смелость
  • мужество
  • подлость
  • решительность
  • стойкость
  • жадность

Эмоциональная парадигма:

  • напряжение
  • ненависть
  • страх
  • гнев
  • боль
  • страдание

Нравственные категории:

  • предательство
  • ложь
  • совесть
  • справедливость
  • жестокость
  • этика

Символизм, метафоры:

  • река
  • тишина
  • мертвая лошадь
  • дыхание
  • стадо бизонов
  • кровь
  • природа
  • снег
  • храм
  • птичка
  • лавина

Выразительные средства:

  • тишина
  • дыхание
  • хрип
  • видения
  • открытый финал
  • пейзажи
  • освещение
  • натурализм

Дополнительные вопросы:

  • А что ты предпримешь для своего выживания в нечеловеческих условиях?
  • Противоречия в фильме. Относительность добра и зла, справедливости и несправедливости.

Цитаты:

  • Лучше лишиться шкур или жизни? – Жизни? Я не живу, а выживаю.
  • Ветер не может сломать дерево с сильными корнями.
  • Добрый Господь дал нам путь, независимо от нашего выбора.

Отзывы:

  • В общем, если вы еще не посмотрели «Выжившего» хотя бы пару раз, то вы как минимум странный. Или даже хуже. Это фильм-событие. Фильм-глыба. Фильм-притча. И даже фильм-предание. После таких фильмов отчаянно хочется жить, мстить и поедать сырую печень по колено в ледяной воде. Хочется стать Беаром Гриллсом. Хочется улететь в космос. Хочется быть вечным и неуязвимым.
  • В общем, если вы еще не посмотрели «Выжившего» хотя бы пару раз, то вы как минимум странный. Или даже хуже. Это фильм-событие. Фильм-глыба. Фильм-притча. И даже фильм-предание. После таких фильмов отчаянно хочется жить, мстить и поедать сырую печень по колено в ледяной воде. Хочется стать Беаром Гриллсом. Хочется улететь в космос. Хочется быть вечным и неуязвимым.
  • В общем, если вы еще не по­смот­ре­ли «Вы­жив­ше­го» хотя бы пару раз, то вы как ми­ни­мум стран­ный. Или даже хуже. Это фильм-со­бы­тие. Фильм-глы­ба. Фильм-прит­ча. И даже фильм-пре­да­ние. После таких филь­мов от­ча­ян­но хо­чет­ся жить, мстить и по­едать сырую пе­чень по ко­ле­но в ле­дя­ной воде. Хо­чет­ся стать Бе­а­ром Грилл­сом. Хо­чет­ся уле­теть в кос­мос. Хо­чет­ся быть веч­ным и неуяз­ви­мым. http://www.newlookmedia.ru/?p=48795

·        Может по­ка­зать­ся, что «Вы­жив­ший» – это ис­то­рия о стой­ко­сти силы духа, воле к жизни и неогра­ни­чен­ных фи­зи­че­ских воз­мож­но­стях. Од­на­ко, в первую оче­редь, лента ясно по­ка­зы­ва­ет, на что спо­со­бен че­ло­век даже в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях ради самой на­сто­я­щей кров­ной мести. Имен­но чув­ство спра­вед­ли­во­сти охва­ты­ва­ет разум глав­но­го героя, за­став­ляя его по­лу­у­мер­шее тело полз­ти сотни миль и цеп­лять­ся за хлип­кую жизнь. Тем не менее, наи­боль­шая ци­нич­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что зри­тель также страст­но же­ла­ет смер­ти врагу про­та­го­ни­ста, хотя тот про­сто пы­тал­ся всеми спо­со­ба­ми спа­сти свою шкуру. http://www.newlookmedia.ru/?p=48734

  • «Изменились ли вы после съёмок «Выжившего» — как актёр и как личность?Леонардо: Я получил новый актёрский опыт. В прошлых фильмах мне было проще понять своих персонажей и то, как их развитие влияет на сюжет. Я никогда не сталкивался с атмосферой такой природной естественности. Конечно, мы приложили все усилия, чтобы изучить историю Хью Гласса, горных жителей, покорителей фронтиров, но в то же время — всё сводилось к тому, что происходит здесь и сейчас. Это фактически немой фильм, мой герой почти всё время молчит. Очень хотелось создать эмоциональное приключение, которое перенесёт зрителя туда, где нет слов». …Это кино о силе воле, о храбрости, о вере, о том, как легко потерять в себе человека, о том, как нужно стоять до конца на пути к своей цели. Пока ты дышишь, ты живёшь, и с каждым вздохом нужно бороться, или сдаться и умереть… Фильм показывает нам и то, что именно в такие моменты мы начинаем верить и надеяться, потому что, когда ты находишься на грани жизни и смерти, вам необходимо что-то, что будет вас поддерживать и помогать двигаться вперед: будь ли это Бог или близкий, любимый человек. Иньярриту сделал прекрасные отсылки к вере, именно любимая Гласса помогала ему не сдаться. Еще этот фильм об эгоизме мира, которая не зависит от расовых признаков. Опять кто-то приходит на чужую землю и пытается заставить жить всех по их законам. Хью Гласс в некоторой степени является антирасистом. Он женат на индианке, у них есть сын, он убил «белого», но при этом находясь в группе американцев, соблюдает их законы и помогает им. «Выживший» напоминает нам и о предательстве ближнего, и о помощи от чужого нам человека. Иньярриту поднял действительно важную тему о жестокости нашего мира, замаскировав ее в рамки киноискусства. https://www.kinopoisk.ru/user/1188953/comment/2343786/
  • Главный урок фильма в том, что жизнь всегда права. И правота жизни – это всегда больше и шире, чем собственная (или чья-то) правота. Герой не проиграл в споре с бытием, он просто отказался длить спор. Потому что вершить месть – это, конечно же, спорить с жизнью. Месть – антоним надежды и далеко не восстановление справедливости, и уж точно не жизненная необходимость (как бой с медведем), но некое личное торжество, что-то, свершаемое сугубо для самого себя (а не для сына, жены, их памяти, не для Бога, не для истины). Мстя, человек назначает сам себя главным уполномоченным Господа на земле, вершителем судеб людей. В этом глупость и самоуверенность мести. А еще месть – наркоз для слишком большой боли души, защитный футляр для нее, который, захлопнувшись, эту душу сгноит, сгложет. Конфуций, кажется, сказал: «Перед тем, как мстить, вырой две могилы».
    Парадоксальность финала в том, что фильм о мести оказался на поверку фильмом о смирении и примирении с Богом и собственной судьбой. Повторю: выжить плоти помогла месть, спасти душу помог отказ от мести. Воскресение мертвого (призрака) происходит не на протяжении всего фильма, а в финале. Мстить идет – мертвый. Отпускает – живой. И после того, как он отпустил, становится понятным – весь фильм он шел не к людям, не за добычей, не за врагом или справедливостью, а к себе и к Богу, к чистой памяти, чистой совести, чистой смерти и чистому спасению.
    Жизнь прекрасна. Жизнь сама по себе – торжество и счастье. Ропот на нее – преступление перед жизнью. Особенно злобный ропот мести. В финале «Выжившего» жизнь Хью Гласса достигает своего острия, какой-то завершенной формы. То, что с таким одержимым упорством спасал, поддерживал, нес, выдирая у льда, мороза и боли, нельзя отнять у другого. Гласс в финале получил не жизнь, он получил бессмертие. Вот почему в конце фильма звучит не вопль возмездия, а зов вечности, без которого мир груб и пуст. https://www.kinopoisk.ru/user/2534499/comment/2355248/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *