КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Молодость.

Молодость (Youth), реж. Паоло Соррентино, 2015.

Куда уходит молодость и уходит ли она? Означает ли дряхлое тело то, что ты превратился в немощного старика? Что делает нас старыми, а что заставляет быть молодыми?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: старость, дружба, депрессия

Мотто: В старости все кажется ужасно далеким.

Круг психологических проблем:

  • старость
  • сны
  • фантазия
  • дружба
  • больница
  • депрессия
  • амнезия
  • сексуальность
  • подведение итогов
  • обвинения
  • стол переговоров
  • счастье
  • переоценка ценностей
  • пенсия
  • смерть
  • эмоции
  • воспоминания
  • кататония
  • творчество
  • развод
  • фрустрация
  • принятие
  • смирение
  • одиночество
  • конфликт поколений
  • слава
  • популярность

Системы отношений:

  • друзья
  • отец-дочь
  • мужчина-женщина
  • человек-старость
  • человек-смерть
  • человек-слава

Черты характера:

  • упрямство
  • чувство юмора
  • самоирония
  • резкость
  • мизантропия
  • тщеславие
  • эгоизм
  • самолюбие
  • нарциссизм

Эмоциональная парадигма:

  • апатия
  • скука
  • тоска
  • грусть
  • радость
  • раздражение
  • влечение
  • разочарование

Нравственные категории:

  • преданность
  • честность

Символизм, метафоры:

  • шуршание обертки
  • фантазии и сны
  • татуировка Карла Маркса
  • санаторий и процедуры
  • бани
  • звонки
  • массаж
  • левитирующий монах
  • дирижирование коровами

Выразительные средства:

  • саундтрек
  • юмор
  • музыка
  • пейзажи
  • метафоричность
  • антонимичность
  • контрастность
  • ракурсы
  • неспешность

Дополнительные вопросы:

  • Почему люди так боятся прикосновений?
  • По чему тоскуете вы?
  • Я всегда иду домой. Я всегда иду в отцовский дом. (Навалис) О каком доме говорил Навалис?
  • Действительно ли, эмоции – это все, что у нас есть?
  • Какую основную эмоцию переживает Роджер?

Цитаты:

  • Монархии такие хрупкие. Стоит убрать одного человека, и весь мир изменится. Как в браке.
  • Легкомыслие – неодолимое искушение.
  • — Ты пи´сал сегодня? – Дважды. Четыре капли. А ты? – Так же. Более или менее. – Так как же? – Менее.
  • В моем возрасте приведение в форму – лишь потеря времени.
  • — Как идут дела? – Не знаю, куда, но они идут.
  • — Я отдал бы двадцать лет жизни, чтобы с ней переспать. – Это был бы очень глупый поступок. Она не стоит и года твоей жизни. Настоящая трагедия в том, что я даже не помню, спал ли я с ней или нет.
  • Большие усилия приносят так мало плодов.
  • Сегодня утром я обильно и мощно пописал. Я был так счастлив.
  • Личное означает, что я не обязан вам отвечать.
  • Почему люди так боятся прикосновений?
  • В молодости все кажется очень близким. Это будущее. В старости все кажется ужасно далеким. Это прошлое.
  • Я на пенсии и отошел от работы и от жизни.
  • Все думают, что они неспособны. Значит, это нормально. – Это нормально — думать, что ты неспособен?
  • А ты тоскуешь по чему-либо?
  • Я всегда иду домой. Я всегда иду в отцовский дом. (Навалис)
  • Хорошему другу ты рассказываешь только хорошее.
  • По большому счету я всегда недолюбливал жизнь.
  • Ты ничего не понимаешь, потому что ты стар. Ты устал, и не знаешь, как смотреть на мир. Ты умеешь смотреть только на свою смерть, которая уже поджидает за поворотом.
  • Эмоции – это все, что у нас есть.
  • Значит, я состарился и даже не понял, как это случилось?

Отзывы:

  • Что же до летающего монаха, то тут на ум приходит вот что. В китайской мифологии Дракон канонически предстает существом бескрылым и вообще близким к земле, но все же способным летать — просто потому, что иногда хочет это делать. Вряд ли Соррентино копал так глубоко, но если попытаться коротко ответить на вопрос, о чем его фильм, то он о том, что эта самая молодость — что-то вроде драконьей левитации, доступной всякому. Мысль эта, наверное, не слишком оригинальна, но тем счастьем, которое она в случае «Молодости» способна принести по цене билета в кино, размениваться себе может позволить разве что Майкл Кейн. http://www.gazeta.ru/culture/2015/10/23/a_7839131.shtml
  • Это фильм о взаимодействии тел и воспоминаний, о том, что нет спасенья от любви и страха, и о том, что со временем любовь и страх не то чтобы уходят, а превращаются в простые песенки. В общем, фильм о старости и, как же ее… ну, об этой. http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/10/22/613804-molodost-sorrentino
  • Иногда повествование замедляется настолько, что кажется, будто лента затянута, однако, не всё так просто. Красная линия «Молодости» — это вялотекущая старость во всём её трагизме и неизбежности даже для богатых и знаменитых. Неспешность повествования и философские диалоги могут, по началу, отпугнуть, однако, тех, кто не способен понять подобного — на фильмах Соррентино обычно и не бывает. Для тех же, кто дышит тем же воздухом, — это станет приятным подарком. Как и в «Великой красоте», режиссёр вновь верен себе — каждый кадр заботливо прорисован и выверен, даже если вам кажется, что ничего не происходит — это не так. Особо стоит отметить сюрреалистичную линию — сон героя Кейна, где он гуляет по затопляемым водой красотам Венеции или дирижирует коровами, сидя на лужайке и герой Кейтеля, которого преследуют призраки снятых им актрис. Грусть — одно из основных ощущений, вызываемых лентой, однако это, как говорили классики, светлая грусть, заставляющая задуматься не только над вечными общечеловеческими ценностями, но и над своей собственной жизнью и поступками. И, в этом случае, это уже личное дело каждого — стоит ли что-то менять или нет. Но одну вещь вам точно необходимо сделать — посмотреть «Молодость» Паоло Соррентино и получить эстетическое удовольствие. http://vm.ru/news/2015/10/21/gerontofobiya-dushi-300667.html
  • Молодость здесь — поня­тие не только физическое. Хотя физиологических подробно­стей в фильме хватает: круп­ных и общих планов полу­- (а то и полностью) обнажен­ных постояльцев гостиницы, богатый набор отвисших боков и упругих форм, дряблой кожи и блестящего лоска. И все же молодость таится прежде всего в душе и в искусстве. Будь то способность возвыситься над миром и его суетой. Или дири­жирование королевским орке­стром. Попытка обмануть моло­дость заканчивается печально. Миг — и вот она горит на щеке следом от пощечины. Соррентино — большой лю­битель печальных баллад, но он (и в этом опять же свойство молодости) не расстается со своей витальностью и жизне­любием. Вот и здесь: застаре­лая ссора двух высоколобых супругов заканчивается самым естественным и мощным — до животного крика — примире­нием в ближайших кустах.

Так, делясь с нами не­ серьезным взглядом на жизнь, автор учит не бояться себя, своих слез, жалости к себе и сентиментальности.  Ошибок прошлого, будущего и насто­ящего. Проблем с простатой и самоидентификацией.  Перед героями два пути — сломаться перед лицом собственных пред­ставлений о себе или, приняв свою природу, возглавить пусть маленький, но свой оркестр. http://thr.ru/cinema/recenzia/

  • Паоло Соррентино следует тому же принципу, что и в предыдущем фильме, — поставить на одну ступень низкое и высокое, приземленное и одухотворенное, уродливое и прекрасное. Разговоры о проблемах с мочеиспусканием соседствуют с глубокомысленными беседами о Стравинском, животный секс немолодых людей — с сеансом левитации тибетского монаха, беспомощность некогда великого спортсмена — с неожиданно прекрасным появлением мисс Вселенной. Ткань фильма соткана из множества парадоксов, которые могут оставить недоверчивого зрителя в изумлении — что хотел сказать режиссер? Но Соррентино ничего не утверждает и ничего не навязывает, он просто смотрит на всех персонажей с пониманием и любовью. Жизнь слишком сложна и непредсказуема, чтобы понять ее смысл, — лучше давайте ценить каждый ее чудесный миг. Чудес не бывает? Вы сильно заблуждаетесь. Молодость для Соррентино становится главным чудом жизни. Словно следуя известному высказыванию Оскара Уайльда, режиссер говорит: «Молодость прекрасна потому, что не требует понимания». Она врывается в роскошный мир дряхлеющего тела словно бы случайно ритмами поп-песен и танцами, юным велосипедистом на пустынной дороге и парашютистом, приземлившемся не на своем поле. Чудо длится считанные мгновения, но оставляет в памяти неизгладимый след. О молодости тоскуют и персонажи фильма. https://rg.ru/2015/10/19/molodost-site.html
  • От одиночества и непонимания страдает актер Джим, которого все запомнили по роли в маске, и в Альпах он старается вжиться в роль Гитлера (шутка ли – от эпизода появления Джима в обличье диктатора в момент завтрака, сразу ставшего безмолвным, веет духом «Мистера Одиночества» Хармони Корина). От одиночества страдает дочь Фреда Лина, муж которой ушел к певице Паломе Фэйт. От одиночества изнемогает альпинист Лука, потерявший покой из-за Лины. Одиноко пытается подбросить футбольный мячик ввысь знаменитая на весь мир звезда (похоже, что это любимый режиссером Диего Марадона – только взамен Че Гевары на предплечье у него Карл Маркс во всю спину). Упорно повторяет свои простые движения молчаливая массажистка, глядя на экран телевизора и видя себя суперзвездой. Каждый герой здесь – одинокий чудак, но не чудаковатее, чем ваш сосед по дому, потому что «Молодость» – это жизнь как она есть, полная нелепых ситуаций, которые нарочно не придумаешь, и она промчится быстрее ветра, лишь вы успеете осознать, что утренняя прогулка занимает уже час с перерывами на передышки. Как будто и нет вовсе никакой трагедии – просто прошла не только молодость, но и сама жизнь уже намекает на скорое завершение, сколько ни плавай в оздоровительном бассейне. http://www.newizv.ru/culture/2015-10-15/228956-bogatye-tozhe-starejut.html
  • На самом деле, в каждом номере отеля, расположившегося на полпути от земли к небу, разыгрывается тихая продолженная драма смертельной схватки жизни со смертью, старости с молодостью. Массаж, сауна, индивидуальные программы омоложения, ежедневный осмотр врачей — все настроено на чудо возвращения проклятой изменщицы — молодости. Той, что зазывала, сулила, дразнила… и предала. У бездны на краю средство Макрополуса не работает. Старость внезапна. К ней невозможно привыкнуть… до самой смерти. Заблуждения сменяются сожалением.

Чудо омоложения, сохранения жизненной энергии возможно лишь в снах и воспоминаниях, которые вымещают явь. Но прежде всего в чувствах, которые, по Соррентино, и вдохновение, и последнее пристанище. Сны и эмоции ярче реальности. И уже не важно: левитирует ли в действительности тибетский монах, несется ли в фаэтоне любовница сына, ничтожная попсовая певичка, встречает ли дирижер в центре ушедшей под воду площади Сан-Марко «Мисс Вселенную»…

Кстати, в «Генрихе фон Офтердингене» романтика Новалиса, упомянутого в фильме, аллегорией недостижимого жизненного идеала становится «голубой цветок», и сновидения героя сплетаются с притчами, сказками. Герой Новалиса погружается в душевные изыскания, как в мир поэзии, там он и сорвет цветок из своего сна.

В своем сонном швейцарском вояже два угасающих джентльмена рассматривают купающуюся в собственном совершенстве «Мисс Вселенную» и задаются вопросом: «А была ли жизнь, и зачем она была?» Для одного старость — «смерть отваги», и он готов смириться, другой никак не может отвыкнуть от молодости.

Но молодость — как обострение всех чувств — увы, заболевание не хроническое, она проходит. У некоторых с осложнениями. Тогда финальной дилеммой оказывается роковой выбор между ужасом и страстью… http://www.novayagazeta.ru/arts/70343.html

  • Да, «Молодость» — картина из жизни обеспеченных. Люди, которым не к чему стремиться, оказываются здесь в ситуации перманентного перерыва, остановки, ожидания какого-то чуда. В реальности на его осуществление способен лишь один постоялец, молчаливый буддистский монах, который надеется достичь просветления и научиться левитации. Фильм Соррентино снят именно об этом: о невозможном. Своя затаенная и неосуществленная мечта есть даже у самых могущественных и состоявшихся людей — успех которых, впрочем, прямо пропорционален их одиночеству. В медитативном любовании красотой, невзирая на звучащий с экрана английский язык, есть что-то чисто итальянское, безошибочно узнаваемое. Тоска древних римлян по совершенству Греции, людей Возрождения — по сгинувшему Риму, гуманистов барокко — по гармонии Ренессанса, а наших современников — по великому итальянскому кино (последний титр фильма — посвящение ушедшему из жизни в минувшем январе Франческо Рози): что это, как не вечное оплакивание молодости? Возможно, перед нами и не чистилище — невзирая на многочисленные очищающие процедуры и постоянное присутствие воды, — а рай, в самом буржуазном смысле слова. Покой, здоровая пища, развлекательная программа по вечерам, горы, луга, коровы с колокольчиками, тихий звон которых напоминает о парадизе. Бой часов с кукушкой, в которых не кончается завод, и потому нет смысла тревожно считать, сколько лет осталось жить: здесь можно остаться навечно, времени не существует. Волшебная гора, да и только. Фильм, между прочим, снимался именно в Давосе, в том самом отеле, который послужил прототипом для санатория из романа Томаса Манна. Именно в таких местах недостижимость счастья предстает особенно очевидной. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/den-devyatyy-esli-by-starost-mogla/
  • Очень трогательный, глубокий и искрящийся фильм о возрасте, которого на самом деле не существует, признание в любви чудесным мгновениям жизни, высокому служению искусству. Всё отходит на второй план, остается только музыка, простые мелодии. Настоящий друг тот, кто рассказывает тебе только хорошее и во всем солидарен. Для одних Жизнь продолжается и пресловутое будущее уже виднеется за горными вершинами, а для кого-то в сценарии так и не будет поставлена точка. https://www.kinopoisk.ru/user/630490/comment/2310542/
  • Погрузившись вовсю красоту, услышав слова из уст персонажей, сыгранных отличными актёрами, я нашёл одновременно банальное, но не утратившее своей ценности послание, — будь проще, абсолютно все равны. Кое тут замечу, прозвучит без чувства особой важности, а иронично и с каплей сарказма, тонко подтрунивая европейскую цивилизацию. У работы Соррентино, как раз на этом всё и установлено, разумеется, не только на этом. Также обращая, внимание на людей, показывая их разными характерами, возрастами, чувственно рассказывая о памяти состоятельных постояльцев швейцарского отеля, дополняя картинку остроумным размышлением, о всём, о чём говорят творческие люди, желающие оставить после себя что-то поистине великое. Высекая диалогами, да и всей энергией скрытой за ширмой картины, ещё одну очевидную мысль о самом главном. Что надо находить силы, дабы превозмочь слёзы, прошлые неудачи, продолжая дышать полной грудью, оставаясь вечно молодым с улыбкой на лице, чтобы продолжить дирижировать жизнью и именно эта мысль тут должна быть понятна всем возрастным категориям. Ведь жизнь как было уже сказано, каким-то мудрецом, действительно прекрасна, пускай она порой и сука. https://www.kinopoisk.ru/user/3758760/comment/2313698/
  • Кажется, будто стихия фильма— вода: она омывает и очищает, готовя нас сделать шаг из чистилища в рай, либо это слезы, горести или счастья, выбирать самим, потоки слез об утраченном времени или одинокая солёная капля, крадущаяся по щеке в момент ошеломляющего признания, либо навеки застывшее море в глазах так и не выплеснувшихся эмоций. А может, это просто ровная гладь горного озера или бурлящая ванна, готовая позволить принять в себя движения молодого, разгоряченного тела или позволить устало опустить трясущиеся морщинистые руки. https://www.kinopoisk.ru/user/6155115/comment/2311019/
  • 01:30am по Москве. Титры. Влажные глаза Майкла Кейна на экране. Зал не шелохнулся. Ни один человек не встал. Ни один человек не зашелестел курткой. Прошло минуты две, титры подходят к концу. Зал даже дышит в унисон (чтобы не слышно было, чтобы продлить какое-то ощущение невероятного, всепоглощающего прекрасного, которые мы только что все вместе ощутили). Финальная титра. Черный экран. Финальный аккорд саундтрека. Слышно сопение тех, для кого финал обернулся слезами счастья. Слышны выдохи тех, кто весь фильм не дышал. В зале включают свет. Весь зал на местах. Никто не встает, понимаете? Все сидят и осознают.
    Мы потом ехали в машине так тихо, что казалось не хотели уезжать от того, что только что увидели в этом веке, в этом мире и в этом сознании. https://www.kinopoisk.ru/user/1544065/comment/2315419/

Сходная проблематика:

  • Дальше — тишина… Телеверсия спектакля Театра имени Моссовета, реж. Валерий Горбацевич, Анатолий Эфрос, 1978.
  • Дамы в лиловом (Ladies in Lavender), реж.Чарльз Дэнс, 2004.
  • Джинджер и Фред (Ginger e Fred), реж. Федерико Феллини, 1985.
  • Диалог с моим садовником (Dialogue avec mon jardinier), реж. Жан Бекер, 2007.
  • И жизнь, и слезы, и любовь, реж. Николай Губенко, 1983.
  • Квартет (Quartet), реж. Дастин Хоффман, 2012.
  • Любовь (Amour), реж. Михаэль Ханеке, 2012.
  • Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
  • О Шмидте (About Schmidt), реж. Александр Пэйн, 2002.
  • Пока не сыграл в ящик (The Bucket List), реж. Роб Райнер, 2007.
  • Прощальный квартет (A Late Quartet), реж. Ярон Зильберман, 2012.
  • Семь стариков и одна девушка, реж. Евгений Карелов, 1968.
  • Starперцы (Last Vegas), реж. Джон Тертелтауб, 2013.
  • Третий акт (The Magic of Belle Isle), реж. Р.Райнер, 2012.
  • Чистый лист (La tête en friche), реж. Жан Бекер, 2010.

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

3 комментариев

  • Если в течение жизни мы, как Избушка на курьих ножках, вынуждены поворачиваться к миру передом, то с какого-то момента начинаем всё чаще поворачиваться туда задом. И, наконец, устойчиво принимаем сию удобную позу, уже вполне сознательно готовясь исчезнуть … («в лес», то бишь). И тут — в такой ответственный момент — опять этот несносный Иван-царевич со своим: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Ну?! и куда его по такому случаю послать, да чтоб ещё и культурно?
    Именно об этом медленный (!), тонкий, глубокий, ироничный, с замечательными диалогами и плюс музыкальный фильм Паоло Соррентино «Молодость» (2015). Кстати, почему «Молодость», когда в фильме два старика (которых, кстати, ни хухры-мухры, а Майкл Кейн и Харви Кейтель играют!) непрерывно озабочены простатитом и попытками ухватить за хвост хоть какие-то смыслы совершенно бессмысленной и с каждым днём всё быстрее и быстрее ускользающей из памяти жизни? Моя интерпретация до банальности проста: название «Молодость» — это потому, что фильм про Любовь. Нет, не та скучная с «мужчиной-женщиной», а настоящая Любовь — как встреча с Собой. Герои фильма, не смотря ни на что, счастливые люди, потому что именно такую Любовь и встретили в своей жизни.

    • Отлично! Спасибо, Ольга! Возникает вопрос: как ее встретить, такую Любовь? Что этому способствует?

  • Цитата — это фраза какого-либо творца из его статей или же просто чьё-либо заявление из интервью. Свои корни выражение цитата берёт от латинского слова citatio, то которое включает в себя множество параметров. К примеру в юридической латыни данное название трактуют как «доказываю правоту». Это значение показывает основную функцию цитирования: полагаясь на чьё-то мнение, цитата дает возможность обосновать свою точку зрения или упомянуть свидетельства в пользу той или иной гипотезы. В русском языке слово «цитата» стало появляться в 1820-х годах, а в разных словарях и того позже.

    Citata.in — известный интернет-сайт наихороших афоризмов и цитат великих людей, что внесли своё имя в историю. У нас вы можете найти фактически любую знаменитую личность и прочесть её высказывания. По цитатам можно более лучше определить характер человека, разгадать его отношение к тому или иному явлению. Из выражений знаменитых людей можно узнать всевозможные подробности их бытия, сложные времена в карьере. Узнайте избранные цитаты известных личностей совместно с нами !

    цитаты задорнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *