Ностальгия.
Ностальгия (Nostalghia), реж. Андрей Тарковский, 1983.
В чем причины этой всепоглощающей, не отпускающей ни на миг тоски? Почему, когда, вроде, все хорошо, ты ужасающе несчастен? Какой может быть выход?
‘Мог ли я предположить, снимая ‘Ностальгию ‘,
что состояние удушающе-безысходной тоски, заполняющей
экранное пространство этого фильма, станет уделом всей
моей жизни? ‘ А. Тарковский. ‘Запечатленное время ‘.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: депрессия, творчество, философия, выбор, дух, эмиграция, экзистенциальный кризис
Мотто: Страдание непереводимо.
Круг психологических проблем:
- ностальгия
- депрессия
- творчество
- эмиграция
- одиночество
- самопознание
- отчаяние
- инаковость
- суициадальные мысли
- поиск себя
- вера
- молитва
- ценности
- счастье
- надежда
- страдание
- экзистенциальный кризис
- воспоминания
- сны
- притча
- душа
- дух
- духовность
- миссия
- смысл жизни
- философия
- смерть
- приготовление к смерти
- выбор
- муки совести
- взаимонепонимание
Системы отношений:
- человек-вера
- человек- я-сам
Черты характера:
- интровертность
- эгоцентризм
Эмоциональная парадигма:
- грусть
- тоска
- печаль
- истерика
- стыд
- безысходность
- отчаяние
Нравственные категории:
- честность
Символизм, метафоры:
- бассейн
- туман
- свечи
- ангел
- перья/седина
- дом в деревне
- собака
- зажигалка
- велосипед
- сердце/сердечный приступ
- огонь
- самосожжение
- руки
Выразительные средства:
- паузы
- монохром
- метафоричность
- статичность
- отражения
Дополнительные вопросы:
- Какая разница между эмоциями грусть-тоска-печаль?
- О чем Андрей думает?
- Что значит последняя сцена?
- Можно ли помочь Андрею? Как?
Цитаты:
- Надоели эти ваши красоты хуже горькой редьки.
- К сожалению, когда сюда приходят ради развлечения, без мольбы, ничего не происходит.
- Ты, верно, хочешь быть счастливой, но в жизни есть нечто более важное.
- Поэзию нельзя переводить. Искусство непереводимо.
- — Что же сделать, чтобы узнать друг друга? – Нужно разрушить границы. – Какие границы? – Государств.
- Ты – не та, которая есть, я же тот, кто я есть.
- Какой же он сумасшедший? У него есть вера.
- Одна капля, потом еще одна образуют одну большую каплю, а не две.
- Надо научиться не курить и делать что-то важное.
- Сначала я был эгоистом. Хотел спасти свою семью. А спасать нужно всех, весь мир.
- Невыраженные чувства никогда не забываются.
- Мы должны во все стороны растягивать нашу душу, как полотно.
- Что же это за мир, если сумасшедший говорит вам, что вы должны стыдиться самих себя?
- Если вы ошиблись дорогой, вернитесь на развилку и сделайте выбор заново.
- Вы все много говорите о свободе, но если вам дать эту свободу, вы не будете знать, что с ней делать.
- Никто не знает, что такое безумие. Они всем мешают, они неудобны. Мы не хотим их понять. Они чудовищно одиноки. Но я уверен — безумцы ближе нас к истине.
Отзывы:
- Фильм называется ‘Ностальгия’, но в каком смысле употреблено название? Да, оригинальная расшифровка, что это — тоска по родине, однако в картине символизируется не только тоска главного героя по России, но и по так называемому другому жизненному пути: он понимает, что покинутый им на ‘развилке’ путь как раз и являлся истинным, самым правильным — его родиной. Но Андрей предпочел своей жизни другое течение, которое на тот момент было более подходящим по жизненным ситуациям — он уезжает в Италию, тем самым покидая жену с ребенком ради своей же выгоды. Верная дорога покинута, но герой не догадывается об этом до того момента, пока не понимает, что человек, о котором он хотел писать биографию и есть воплощение его самого.
Тарковский в лучших своих традициях задерживает изображение на более важных для зрителя моментах, давай тем самым вникнуть в них под корень. Из этих же пауз начинают вытекать некие образы, давая логические объяснения прошлым. И так далее. В итоге зритель складывает для себя логическую цепочку и формулирует законченный смысл фильма, который у многих выходит разный, в зависимости от предпочтений и душевных ран — это и является главным гением всех фильмов режиссера.
Как же выбрать истинный путь и не ошибиться при внеочередной развилке судеб? Ответ один — никак. Выбор делать сложно, особенно когда он стоит между самим тобой и твоими ближними, каждый вариант окажется со своими ранами и кошмарами, а выход будет лишь из одного тоннеля. Вы никогда не сможете изначально узнать истинный путь. Но слова местного психа говорят нам:‘Если вы ошиблись дорогой, вернитесь на развилку и сделайте выбор заново’. И забыл еще сказать, что здешний псих — это человек, который ошибся своей дорогой. За это его все считают ненормальным, но активно слушают на площади. Так может он лучше знает, как сделать правильный выбор?
Очень хотелось бы сказать относительно ‘капель, соединяющихся в одну’ — это символизирует государство, про которое активно говорил мужчина на памятнике, что граница между двумя путями образуется из-за жизненного барьера стран, людей, морали и прочего. Если бы не было так называемых ‘жизненных’ границ, не было бы у человека и выбора. С какой-то стороны так жить легче, но с другой человек бы перестал быть человеком: повсюду бы последовала бесконечная жизненная линейность.
Если понимаете, что ошиблись путем — никогда не идите дальше. Просто вернитесь на развилку и поверните в другую сторону, все еще наладится. Но постарайтесь понять это как можно раньше: может стать уже слишком поздно, и ностальгия будет изнашивать вас всю жизнь. https://www.kinopoisk.ru/user/606600/comment/780368/ - Искусство — тоска по идеалу. Горчаков ищет, ищет что-то… но не может найти. Италия со всеми красотами его не привлекает, он почти забыл о своих исследованиях, он не замечает прекрасную Эуджению, тоже чуждую именно из-за красоты. Ему нужна родственная душа, но ее нет нигде. Переводчица явно не в состоянии сделать это. В своих черно-белых снах он видит оставленную жену и Россию.
Фильм изумителен тем, как подана драма: не перипетиями сюжета, которого здесь, в общем, и нет, не неожиданными ситуациями — неторопливо, выдержанно. Меня (не подумайте только, что я сноб) восхищают все эти длинные планы, долгий ритм кадров, сбить который невозможно ничем (самый длинный кадр, кстати, я засек, длится 14 минут!). Когда поддаешься фильму, забываешь обо всем и просто смотришь на экран: ощущение такое, как если плывешь в тумане по равнинной реке в деревянной лодке, отпустив весла, а река несет тебя куда-то вниз по течению, а мимо — берега, растительность… Это фильм и о вере еще. Очень часто камера наблюдает за героями издалека, дожидаясь, пока герои не подойдут ближе. Верить — значит сходить с ума, но и приближаться к истине.
Можно не задумываться об идее этого фильма, можно просто наслаждаться красотой кадров: чаще всего один кадр — один эпизод. ‘Ностальгия полна символов, но так как отчего-то мне кажется, что символизм был по своей сути чужд творчеству Тарковского, то здесь более уместно говорить об образах. Родина Горчакова видится ему в черно-белых снах, его семья, но все какое-то ненастоящее, странное, а потом дождь в доме Доменико, бутылки, в которые капает вода… Ностальгия разговаривает с другими фильмами режиссера, перекликается с ними образами: сны о доме, разливающееся молоко (привет Зеркалу); затопленное здание, где Горчаков разговаривает с девочкой, красные угли, на которых тлеет книга и то, что Горчаков засыпает рядом с ними, как в Сталкере; перенесенная в готический неф Россия в образе деревенского дома — аналогия с «Солярисом», в последнем кадре которого Крис переносит на станцию свое земное жилище; в одном из эпизодов Доменико проходит через дверь без стены, такая же дверь была в «Ивановом детстве», а собак, много воды и запустение можно увидеть в любом фильме Тарковского. Он спокоен. Он гениален. Ностальгия — произведение вне времени и вне искусства вообще. Вне оценок дилетантов, как мы. https://www.kinopoisk.ru/user/151816/comment/162500/ - ‘Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово’.(Арсений Тарковский) - Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии — сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома. https://www.kinopoisk.ru/user/264671/comment/1370804/
- Эта кинокартина в ностальгической форме шаг за шагом несет нам видение душевной усталости, непонимания, безумия, отстраненности от всех, рассказывает о молитве и материнстве, о взаимопроникновении культур, о том, что искусство непереводимо, о вере и любви, о невыраженных чувствах. Фильм говорит о стремлении к спасению, истине, свободе, единству, о выборе верного жизненного пути и о тоске по родному дому… https://www.kinopoisk.ru/user/4073921/comment/2068821/
- «Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба…» Тарковский
Сходная проблематика:
- Андрей Рублев, реж. Андрей Тарковский, 1966.
- Бёрдмэн (Birdman), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014.
- Более странно, чем в раю (Stranger Than Paradise), реж. Джим Джармуш, 1984.
- Всех, кого люблю, возьму с собой, реж. Григорий Рябушев, 2012.
- Декалог (Dekalog), реж. Кшиштоф Кесьлевский, 1988.
- Капоте (Capote), реж. Беннетт Миллер, 2005.
- Новый свет (Nuovomondo), реж. Эмануэле Криалезе, 2006.
- Неуместный человек (Den brysomme mannen), реж. Йенс Лиен, 2006.
- Сильвия (Sylvia), реж. К.Джэффс, 2003.
- Солярис, реж. А.Тарковский, 1972.
- Съемки в Палермо (Palermo Shooting), реж. Вим Вендерс, 2008.
- Ассоциации к ключевым понятиям фильма
- Диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана
- Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
- Задай вопрос герою
- Мысли и чувства героев фильма
- Помоги герою решить проблему
- Что бы я сказал герою?