Человек, который познал бесконечность.
Человек, который познал бесконечность (The Man Who Knew Infinity), реж.
Мэтт Браун, 2015.
Чем вы готовы пожертвовать ради своего призвания? Сринивас жертвует всем – семьей, родиной, жизнью, но не верой. И превращается из нищего неграмотного мальчика в признанного математического гения.
Основан на одноименном романе Роберта Каниджела.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: наука, человек-человек, наставник, дружба, дух и разум, вера, становление личности, выбор, достижение цели
Мотто: Математика проявляет Бога.
Круг психологических проблем:
- биография
- предрассудки
- нищета
- самооценка
- талант
- наставник
- эмиграция
- одиночество
- расизм
- мечта
- культурные различия
- оскорбление
- инаковость
- дискриминация
- гениальность
- призвание
- вера
- дух
- разум
- буллинг
- пацифизм
- интуиция
- молитва
- характер
- исповедь
- атеизм
- триумф
- самосовершенствование
- путь к себе
- преодоление
- аскеза
- дружба
- снобизм
- служение
- успех
- смысл жизни
Системы отношений:
- учитель-ученик
- муж-жена
- человек-вера
- человек-человек
Черты характера:
- одержимость
- упорство
- настойчивость
- уверенность в себе
- вера в себя
- скептицизм
- высокомерие
- снобизм
- чувство собственного достоинства
- тщеславие
- гордость
- преданность
- целеустремленность
- вера в себя
Эмоциональная парадигма:
- разочарование
- симпатия
- недоверие
- надежда
- отчаяние
- беспокойство
- волнение
Нравственные категории:
- порядочность
- честность
Символизм, метафоры:
- формулы
- бумага
Выразительные средства:
Дополнительные вопросы:
- Кому и что должен Сринивас?
- Во что верили Сринивас и Харди?
- Кому и чему преданны герои?
- В чем ошибался, был неправ Харди?
Цитаты:
- Правильный взгляд на математику приводит не только к истине, но и к совершенной красоте. (Бертран Рассел)
- Я обречен, как Галилей. Он умер в нищете.
- — Цифры ты любишь больше, чем людей. – Это правда.
- — Зачем ты все это делаешь? – Потому что должен!
- Для меня уравнение бессмысленно, если оно не выражает мысль Бога.
- Мы не изобретаем эти формулы, они уже существуют, и они просто ждут, когда самые светлые умы вроде Рамануждана увидят их и однажды смогут доказать’. Г. Х. Харди
- ‘Судьба Рамануджана — худший известный мне пример вреда, который может быть причинен малоэффективной и негибкой системой образования. Требовалось так мало, всего 60 фунтов стерлингов в год на протяжении 5 лет и эпизодического общения с людьми, имеющими настоящие знания и немного воображения, а мир получил бы ещё одного из величайших своих математиков…’ © Г. Х. Харди
Отзывы:
- Тема тернистости пути того, кто избран высшими силами для того, чтобы нести миру особое видение, недоступное остальным, прекрасно раскрыта Девом Пателем в образе Сринивасы Рамануджана. Но образ профессора Харди показался мне ещё интереснее. В послужном списке Джереми Айронса множество блистательных ролей, но никогда ещё он так не затрагивал моё сердце, как в роли «женатого на работе» сухаря-математика английской выделки, для которого впервые в жизни человек стал ближе, дороже и важнее чисел. И особенно произвело впечатление, как тонко был показан британский снобизм: полный благих намерений и почивающий на лаврах собственного благородства профессор чистосердечно полагал, что для индийца жить в Кембридже, быть допущенным в университетскую столовую, спать на кровати с белыми простынями и слушать лекции донов Тринити-колледжа – уже запредельное счастье, не подлежащее обсуждению. Ему не приходило в голову, что сам приезд для Рамануджана – не исполнение голубой мечты, а Служение, за которое придётся заплатить высшую цену.
Людям невероятно трудно увидеть в в себе подобном гения, профессору Харди одному из немногих это удалось, но порой ещё труднее увидеть в гении человека. И это открытие – и тем самым пробуждение в себе человечности – думаю, было для профессора Харди не менее важным, чем грандиозные прорывы в разбиении чисел, бесконечных рядах или эллиптических функциях, совершённые в сотрудничестве с Рамануджаном. Пробуждение любви в очерствелом сердце одиночки, ростки веры в душе убеждённого атеиста, пламя интернационализма среди льдов насквозь шовинистического общества – всё это показано в фильме так, что невозможно оторваться.
Вообще The Man Who Knew Infinity – гипнотизирующее, затягивающее кино. Благодарить ли за это музыку, эстетику каждого кадра, атмосферу Тринити колледжа или выразительность каждого встречающегося в фильме лица, но это кино вбирает в себя, наполняет своей энергетикой и потом долго не отпускает, оставляя открытым ответ на вопрос: кто он, человек, познавший бесконечность, – Сриниваса Рамануджан или Годфри Хэролд Харди? Для меня это Харди, познавший бесконечность благодаря Рамануджану, в котором бесконечность открылась ему во всей красоте своего абсолютного совершенства. https://www.kinopoisk.ru/user/312691/comment/2534173/ - Картина об учёном-самоучке не просто рассказывает историю великого человека, она говорит нам о том, как нужно не поддаваться обществу, гнуть свою линию и приходить к успеху. Она о том, как нужно уметь подниматься, когда ты падаешь, а точнее, когда тебя бросают на дно. https://www.kinopoisk.ru/user/2897796/comment/2758999/
- В этом фильме исключительно хорошо показано как сложно выдающемуся человеку которого угораздило родится с не тем цветом кожи и не в той стране, постепенно раз за разом ломать стереотипы окружающих относительно своего интеллекта и уровня. И последствия этой борьбы, их чудовищное разрушающее влияние на личность и здоровье. https://www.kinopoisk.ru/user/905742/comment/2562956/
- В силу, видимо, возраста и пугающей потери ориентиров как в синематографе, так и в обществе в целом, мне сей фильм показался пронзительно правильным. Тут вам и синтез Веры и Науки, тут вам и главенство интеллекта и здравого смысла над лозунгами войны, и чопорность авторитетов в своем неприятии нового… и главное — ИДЕЯ, которая движет прогресс. Именно идея, теорема, научное открытие — это то, что делает жизнь будущих поколений лучше. Те самые «ботаники», которые в современном обществе никак не популяризируются и являются главными созидателями и двигателями прогресса. И все-таки, именно открытость научного сообщества, поиск истины, а не защита каких-то архаичных догматов — это то, чем можно гордиться по крайней мере в некоторых частях современного мира. https://www.kinopoisk.ru/user/6543587/comment/2550335/
Сходная проблематика:
- Агора (Agora), реж. Алехандро Аменабар, 2009.
- Амадей (Amadeus), реж. Милош Форман, 1984.
- Бьютифул (Biutiful), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2009.
- Военный ныряльщик (Men of Honor), реж. Дж.Тиллман мл., 2000.
- Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь (Giuseppe Moscati: L’amore che guarisce), реж. Джакомо Кампиотти, 2007.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Золотые руки (Gifted Hands: The Ben Carson Story), реж. Томас Картер, 2009.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Нобл (Noble), реж. Стивен Брэдли, 2014.
- Одержимость (Whiplash), реж. Дэмьен Шазелл, 2013.
- Тэмпл Грандин (Temple Grandin), реж. Мик Джексон, 2010.
- Человек на все времена (A Man for All Seasons), реж. Фред Циннеман, 1966.
- Человек – человеку (Man to Man), реж. Режис Варнье, 2005.