КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Амадей.

Амадей (Amadeus), реж. Милош Форман, 1984.

Каково это испытывать зависть к человеку, менее достойному, чем ты, но более талантливому? Откуда оно берется и как побороть в себе это чувство? Тяжелый и легкий характер – что это?

По пьесе Питера Шеффера.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество, вера, покаяние, лидер, неудачник

Мотто: Пред Богом все равны.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • талант
  • выгорание
  • вера
  • психическое расстройство
  • алкоголизм
  • бог
  • исповедь
  • слава
  • искушение
  • успех
  • мечта
  • психиатрическая больница
  • популярность
  • психотерапия
  • молитва
  • призвание
  • политика
  • амбиции
  • лесть
  • интриги
  • характер
  • лидер
  • обман
  • подлог
  • красота
  • унижение
  • любовь
  • управление
  • манипулирование
  • шантаж
  • бунт
  • бедность
  • авторитарный отец
  • насмешки
  • поражение
  • противостояние
  • сублимация
  • харизма
  • борьба
  • конкуренция
  • травма
  • истощение
  • нервный срыв
  • соревнование
  • неудачник
  • пассионарность
  • свобода
  • традиции
  • гениальность
  • истеричная личность
  • шизоидная личность
  • фанатизм
  • религиозность
  • самоубийство
  • инаковость

Системы отношений:

  • талант-посредственность
  • человек-бог
  • личность-власть
  • отец-сын
  • муж-жена
  • человек-человек
  • свобода-рабство
  • протагонист-антагонист

Черты характера:

  • самолюбие
  • чувство собственного достоинства
  • амбициозность
  • тщеславие
  • гордыня
  • добродетель
  • трудоголизм
  • беспечность
  • жизнерадостность
  • жизнелюбие
  • концентрация
  • высокомерие
  • чувство юмора
  • непосредственность
  • честность
  • мизантропия
  • дерзость
  • добродушие
  • лицемерие
  • искренность
  • прямолинейность
  • смелость
  • самомнение
  • самообладание
  • самоуверенность
  • вера в себя
  • строгость
  • холодность
  • наивность
  • благородство
  • подлость
  • коварство

Эмоциональная парадигма:

  • зависть
  • волнение
  • усталость
  • раскаяние
  • муки совести
  • сочувствие
  • сомнение
  • восторг
  • страсть
  • восхищение
  • возмущение
  • ревность
  • обида
  • ненависть
  • отчаяние
  • злорадство
  • злость

Нравственные категории:

  • предательство
  • честность
  • уважение
  • ложь
  • совесть

Символизм, метафоры:

  • сладости
  • ноты
  • биллиардный стол
  • маски

Выразительные средства:

  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • Зависть как симптом.
  • В чем разница между гениальностью и талантом?

Цитаты:

  • — Все люди равны перед богом. – Уверены?
  • Почему господь сделал это испорченное дитя своим голосом?
  • Я всегда хотел воспевать господа, но он лишил меня голоса.
  • Внешность и талант не всегда идут рука об руку.
  • Почему именно Моцарт должен был давать мне уроки смирения?
  • Нет бога милостивого, есть лишь бог, который мучает нас.
  • Это не Моцарт смеялся надо мной, это был сам господь.

Отзывы:

  • «Амадей» — не столько рассказ о чуде гения, феномене беспечного таланта, загадке Моцарта, выглядящего простачком, дурачком, шутом, в лучшем случае — вечным вундеркиндом, который мимоходом, без особых усилий творит божественную музыку, остающуюся на века, в отличие от классически выверенных, сухих и строгих сочинений Сальери. Картина Милоша Формана, подхватывая мотивы его ранних чешских работ, является вдохновенным гимном во славу свободы, раскрепощённости, естественности, лёгкости, непринуждённости творчества и самой жизни. А этому противостоят регламентированные порядки, ритуализированные правила поведения, церемониальные глупости при дворе австрийского императора в конце XVIII века, размеренная и рассчитанная до мельчайших долей («гармония, поверенная алгеброй») классицистская музыка того периода. …Типично формановская тема «отрыва» (или иначе — прорыва к свободе, избавления от пут обывательского существования, вызволения из «смирительной рубашки» запретов и канонов) проигрывается не только в партитуре судьбы «стихийного бунтаря» Моцарта, но и на примере гипотетических мук Сальери. Спустя 32 года после трагической смерти гения он заново переживает события минувшего и надеется вырваться из плена жизни — хотя бы при помощи самоубийства. Посредственность и несвобода, тупое, сытое пребывание на этом свете и марионеточное состояние зависимости в искусстве, душевного и духовного гнёта — одно переплетается тесно с другим. Лишь только «Дух веет, где хочет». Вихрь врывается в каждую из лент Формана и даёт героям надежду на освобождение души. В «Амадее» и Моцарт, и волшебная флейта его музыки — ипостаси этого Высшего Духа, самой Вечности. Даже предсмертный «Реквием» звучит торжественно и вселенски мудро, будто «Откровение Амадея Музыканта», прорвавшегося, наконец, в запредельные сферы инобытия. https://www.kinopoisk.ru/review/832590/
  • Какой мэссэдж несет нам Питер Шаффер(автор пьесы) через этот фильм совместно с Милошем Форманом? Примерно такой, что после просмотра фильма остается такое ощущение: «Моцарт — гений, но это не его заслуга. Он забулдыга, пьяница, никчемный семьянин. Да и мозгов у него немного, он тщедушный и легкомысленный. Он побирается из-за своей собственной глупости. А кто Сальери? О, это герой, преисполненный печали, это черный ангел, которого надо непременно пожалеть, ведь злобный Бог обделил его талантом».
    Достаточно неприятное ощущение, когда перед твоими глазами, будто взаправду, начинают коверкать факты историзмами и выдумками. … Но в этом фильме нам показывают Моцарта не трудолюбивого. Сцен, где он работает, в несколько раз меньше, где он услаждает себя алкоголем. Нет ни одной сцены, где Моцарт в поте лица добывает себе деньги уроками, фортепианными вечерами и сочинением композиций ради черствой корки хлеба.
    Получается, что Моцарт сам каким-то невероятным образом скатился до Водевилей и Реквиема. И что умирает он просто так, беспричинно. Как будто вовсе и нет виноватых в его смерти, кроме великого и печального героя Сальери. Официальной версией все же считается, что Моцарт умер по причине низкого качества жизни, попросту из-за отсутствия денег. В те времена, если человек не имел средств, он переставал отапливать комнату, вскоре заболевал, и умирал тривиально, от холода.
    Моцарт смеется весь фильм, как дурак. Опять же, почему? Потому что наш сценарист наверняка вычитал, что у Моцарта был необычный смех, поэтому, дабы показать, насколько исторически точно он рисует гения, он заставил его глупо и по-дурацки смеяться практически везде — на приемах, в театре и вообще в любом самом неподходящем для этого моменте.
    Когда я смотрел документальный фильм о Моцарте, меня пронизывало чувство гордости, что на свете вместе с нами жил такой человек. Здесь же, меня заставляют поверить в то, что этот величайший человек был не оправдан, что сам человек был никчемен и что лучше бы было, если бы талант достался трудолюбивому Сальери.
    Я думаю, что один нормальный человек никогда не поверит в это, сколько бы подобных фильмов не было снято. Гений дается только чистой душе, искренней, пусть даже легковерной, но сильной. Гений — это светоч, а не глупый инфант, которого нам показали. С таким подходом, я еще раз убеждаюсь, что наш мир населяют Геростраты, готовые все переиначить, для которых нет ничего святого. https://www.kinopoisk.ru/user/230315/comment/622423/
  • Моцарт, по Форману, абсолютно свободный человек, но его свобода — не бунт против общества. Он просто не знает, что свободы может не быть. Точно так, как об этом не знают птахи небесные, до поры, конечно. В окружающем его обществе Моцарт единственный нонконформист со всеми вытекающими. Отвратительные манеры, путается с певичками, «гуляет» с чернью. Вот не надо бы этого всего. То есть пускай будет, но по-тихому, чтоб Вена это не обсуждала. И с властью надо бы поучтивее и пожалобнее, власть это любит. Моцарт, безусловно, убогий, т. к. не понимает элементарных вещей: цель жизни — застолбить своё место под солнцем, обустроить его, обезопасить и оборонять от тех, кто посягнет. И до тех пор, пока он этого не поймет, в его повседневной жизни всё будет так, как оно есть, и еще хуже. Только он этого не поймёт.
    Моцарт, безусловно, умён, т. к., несмотря ни на что, делает лишь то, что считает нужным: ни одна живая душа не может заставить его заниматься ерундой. Моцарт, по Форману, обладает умом и волей, которые не дают его сломать, сделать чьим бы то ни было придворным. Просто нет обычных внешних атрибутов волевого человека — развитых надбровных дуг, соответствующего подбородка. Зато есть природная неконфликтность и небоязнь прослыть шутом — а эту роскошь может себе позволить лишь умный цельный человек. Зато есть непрерывный творческий процесс: душа настроена на некую волну, преобразует её в звуки музыки, которые всегда и везде сопровождают Моцарта. Но он — не божественный фонограф, он — реализатор божьего промысла, поэтому так часто отсутствующий взгляд, неуместная сосредоточенность и даже раздражающий истерический смех его звучит, скорее, как извинение за это внезапное отсутствие, как заполнение пауз, как подтверждение присутствия его тела в заданной точке пространства в данный отрезок времени. Конфликт свободной никому не подотчетной души и требующего внимания к себе тела.
    Вот его антипод — это другая история.
    Сальери — это схема гармонично развитой бесконфликтной личности, сугубо положительный персонаж.
    Он всю свою жизнь обустраивал свою жизнь и достиг всего благодаря только собственным усилиям — чем не пример для подражания. И с богом уже давно у него установлены договорные отношения, и с императором он ведет себя почти как равный, но очень, очень корректно. Сальери неуязвим, но, дойдя до середины жизненного пути, ищет обоснования своему существованию. С одной стороны, он доволен собой, своим нынешним статусом, с другой, — ему бы мелодию, хотя бы одну — божественную. И не ради славы, ведь славы у него достаточно. Ему бы самому себе доказать, что всё не зря. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/278249/
  • Главный герой «Амадея»— композитор Антонио Сальери (Ф. Мюррэй Абрахам). Удивительное трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели; гибкий и сильный ум; собственная жизнь, благоговейно принесенная в жертву на алтарь служения Музыке — его наиболее сильные и привлекательные личностные черты. Он обласкан высшими мира сего, популярен и пользуется уважением в венском светском обществе. Его музыка имеет поклонников, он счастлив и доволен своей судьбой: «всем я нравился… и сам себе тоже».
    Но в то же время — уже изначально порочны его отношения с Богом: его самоотречение и аскетизм — не самоцель, а пункты своеобразной сделки с высшими силами ради дара творческого вдохновения и светского признания его таланта. Его молитва звучит как торговый договор: «Сделай меня великим композитором, позволь восславить Тебя через музыку и прославиться самому, сделай меня знаменитым на весь мир, а за это я отдам Тебе целомудрие, мое трудолюбие, самолюбие и — всю мою жизнь».
    Однажды услышанная им музыка юного Моцарта и последующее знакомство с ним становятся поворотным пунктом в его мировоззрении и судьбе. Зависть и ненависть становятся его верными спутниками. Он так и не простит Богу того, что «священный дар…бессмертный гений — не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан — а озаряет голову безумца, гуляки праздного…» (с)
    Ему будет мало того дара, который Бог подарил ему — воспринимать и ценить гармонию музыкальной сферы, пусть и звучащую в душе другого избранника высших сил. Он так и не поймет, что сладчайшим и мучительным ядом для него было не волшебное совершенство музыки Моцарта, а собственная гордыня, тщеславие и жадность к дарам судьбы…
    Другой герой картины — Вольфганг Амадей Моцарт (Том Халс). Маленький рост, раздражающий смех, инфантилизм и насмешливая дурашливость. Он похож на избалованного ребенка, получившего в дар свою гениальность как дорогую игрушку. Он тратит время на забавы и увеселения, вместо усидчивого кропотливого труда над своими произведениями. Моцарт никому не завидует, награда для него — когда его музыка «нравится» окружающим.
    Но возможно, именно благодаря этому по-детски легкомысленному и светлому ощущению мира так искрометна, мягка и воздушна его удивительная музыка, так чудесно ее воздействие на душу слушателя. Благодаря лучезарной музыке Моцарта так светла печаль, остающаяся в зрительской памяти после окончания этого фильма…
    Не случайно так губительно сказывается на душевном равновесии Моцарта написание совершенно иного рода музыки — трагической оперы «Дон Жуан» и еще более мрачного потустороннего «Реквиема», окрашенного в темные тона мук совести и вины перед памятью покойного отца. Гений Моцарта не позволит ему создать эти произведения посредственными, но через него в этот мир начнет приходить совершенно другая, не свойственная ему музыка. На вопрос жены о том, почему он никак не закончит «Реквием», Моцарт ответит ей: «он меня убивает»…
    Есть в этом удивительном сочетании характера и гениальности еще кое-что. При всех своих многочисленных личностных недостатках Моцарт готов отстаивать перед всем миром то законченное музыкальное совершенство, которое приходит через него в этот мир.
    Безответственный по жизни, Моцарт становится невероятно собранным, когда речь заходит о цельности его произведений. Как вдруг внезапно серьезен становится этот маленький фигляр и легкомысленный повеса, когда директор театра приказывает переписать его оперу! Он не приходит на собеседование на общих для всех условиях из гордости, не берется учить учеников из ленивого легкомыслия, но с готовностью переступает через себя, когда речь заходит о его музыке. Он готов даже прийти к Сальери и умолять его о помощи: « Я вульгарен, но клянусь — только не моя музыка! Директор велел переписать большую часть оперы, но она превосходна. Я не могу переписать совершенство».
    Не имея права исказить божественную гармонию ради светской выгоды, он пишет свои произведения в соответствии с тем замыслом, который был в них изначально заложен. Он понимает, что не может изменить даже одну ноту. Возможно именно поэтому Моцарт, а не Сальери становится гениальным избранником судьбы.
    Мистична и символична сцена, когда Сальери записывает реквием под диктовку смертельно больного Моцарта. Впервые он понимает, что чувствует сам Моцарт, записывающий свою музыку под диктовку божественного начала. «Он писал музыку, которая уже звучала у него в голове. Страницу за страницей, как будто под диктовку. А музыка! Совершенней ее не существовало. Здесь…звучал голос самого господа Бога». Сальери впервые ненадолго ощущает себя на месте проводника божественного вдохновения, каковым и является истинный гений.
    Сколько вопросов возникает во время просмотра этого фильма! Они множатся, наслаиваясь друг на друга, разрастаясь и ширясь, словно река, берущая свое начало из прозрачного и скромного на вид лесного ручья.
    Какова природа гениальности? Что это — случайная комбинация генов или заслуженная награда за усердный труд? Счастливое стечение обстоятельств или особое творческое состояние духа? Излучающий свет дар свыше, или сжигающая душу дотла мука? Если гениальность — это дар, то каков должен быть сосуд для этой божественной искры? Отчего одни обладают этим даром Абсолютной Красоты, а другие смотрят на него, как Сальери, «сквозь прутья клетки, в которую заключены»? Может это — интуитивное прозрение, мимолетное прикосновение к ускользающей линии горизонта за пределом человеческих возможностей? Где же заканчивается творчество человека, а где начинается магия высших сил? И какова причина, которая раскроет внутри человека прекраснейший бутон божественного вдохновения? https://www.kinopoisk.ru/user/1355114/comment/1095130/
  • Фильм дает хорошее представление, о том какую же роль в судьбе Гения может сыграть Посредственность, пусть и претендующая на первенство. Именно Сальери, а не кто-нибудь другой сыграл в жизни Моцарта ключевую роль. Он, пожалуй, единственный, кто при жизни понимал всю гениальность и безукоризненность его игры. Но, обладая при этом лучшим положением в обществе, большим богатством и преклонностью монарха, Сальери все равно чувствовал себя обделенным Творцом. https://www.kinopoisk.ru/user/14958/comment/111532/
  • Моцарта не отравили, а затравили. Не Сальери, и не Барон, а вся честная компания близких придворных Императора. «Шутка» с реквиемом опять же дело рук не Сальери, а всех. Сальери- единственный, кто признался сам себе в моральном уничтожении гения, а это уже первый шаг к раскаянию. Я плачу над Моцартом и аплодирую Сальери! Плачу о смерти гения, и аплодирую человеку, самому во всеуслышание сказавшему, что он посредственность. Единственному из многих, убивавших талант и единственному, осознанно вскричавшему — «Я убил Моцарта!» И этими словами, сказанными в полусумасшедшем состоянии надолго взявшему на себя ответственность за всех тысячеликих Баронов Ван’Свитенов. https://www.kinopoisk.ru/user/1217319/comment/1321311/
  • Казалось бы, Моцарт в этом фильме, хоть и гений, но от положительного героя далек. Он честолюбив, ребячлив, нагл, а главное — прекрасно знает себе цену, когда, не моргнув глазом, в ответ на указание изменить оперу, сообщает: «Она совершенна как есть, я не могу изменить совершенную вещь!». Его беда — в том, что его окружают люди совершенно иного склада. Здравомыслящие (Констанция, отец), Ничего не понимающие в музыке (император, для которого в произведении «слишком много нот»), а главное — коалиция злопыхателей и приверженцев классической музыки во главе с придворным музыкантом Антонио Сальери.
    И Сальери, со своей стороны, вовсе не злобный гений, который сопровождает свои хитрые планы злобным хохотом. Он завистлив, да, но эта зависть происходит исключительно от несправедливости жизни. Почему он, выходец из бедной семьи, вынужден потом и кровью добиваться своего положения, а этот юнец с внешностью херувима и душой развратника, получает все чего пожелает одним щелчком пальцев? Посмотрите в глаза Абрахама, когда его герой встречает Моцарта у императора. Посмотрите на его лицо, на то, как меняется его выражение от любопытства, заинтересованности, до легкого превосходства и до полного уничижения потом, когда на его глазах молодой композитор играет марш, написанный с таким трудом, и легким движением руки превращает его в гениальную «Женитьбу Фигаро». Сальери умен и хитер, и до самого последнего момента сам Моцарт считает его своим другом. Сальери-Абрахам непередаваемо великолепен. https://www.kinopoisk.ru/user/211524/comment/1197912/
  • Амадей очень мрачный ив то же время гениальный фильм об отношениях двух великих композиторов. Здесь есть все что присуще нездоровому развитию личности — ненависть, распутство, безалаберность, зависть, безумие, ложь и даже маленький кусочек мистики. Этот фильм убивает и восторгает одновременно, вызывает отвращение и восхищение, жалость и презрение. https://www.kinopoisk.ru/user/708778/comment/855119/
  • Моцарт— веселый сумасброд, шкодливый мальчишка, озорной, заносчивый, хвастливый и безмерно самоуверенный.
    Сальери — напыщенный, чопорный придворный, правильный до оскомины, ревнивый и завистливый, как черт.
    Оба сыграны замечательно. Сцена в финале, когда умирающий Моцарт просит прощения у Сальери, — одна из самых сильных по накалу, из всего, что мне доводилось видеть в кино. Оба — и жертвы, и палачи одновременно. И оба не могут иначе, потому что иначе означало бы перестать быть самими собой. https://www.kinopoisk.ru/user/31450/comment/71737/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *