КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Мельница и крест.

Мельница и крест (Młyn i krzyż), реж. Лех Маевски, 2011.

Неспешная красивейшая медитация над одной из картин Брейгеля: что будет, если погрузиться внутрь живописи и истории? Как история прорастает в человеке, а человек оставляет след в истории.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество, вера, притча, дух

Мотто: Творчество, останавливающее время.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • история
  • проекция
  • война
  • вера
  • единство
  • причина-следствие
  • смирение
  • притча
  • дух
  • разум
  • осознанность
  • воображение
  • одиночество
  • талант
  • одержимость
  • медитация
  • концентрация

Системы отношений:

  • человек – Бог
  • человек — вера
  • творец-творчество
  • человек — творчество

Черты характера:

  • жестокость
  • жизнелюбие
  • вера в себя

Эмоциональная парадигма:

  • спокойствие

Нравственные категории:

  • духовность

Символизм, метафоры:

  • живопись
  • крест
  • скала
  • мельница
  • колеса
  • гроза
  • хоровод

Выразительные средства:

  • монтаж
  • живопись
  • пейзаж
  • реконструкция
  • статичность
  • метафоричность

Дополнительные вопросы:

  • Мельница как метафора.
  • Духовность и осознанность как нравственные категории.

Цитаты:

  • Моя картина расскажет вам множество историй. Она будет огромной и вместит в себя все. Абсолютно все, всех этих людей. Их будет добрая сотня. Я буду работать. как паук, которого я увидел сегодня утром, плетущим свою паутину. Сначала он находит точку привязки… Здесь в центре моей паутины жернова событий перемалывают нашего Спасителя. Безжалостно.
  • Если бы время можно было остановить…
  • Большие события остаются незамеченными.

Отзывы:

  • Фильм почти бессловесен; большую часть хронометража на экране предстают ожившие персонажи картины, показан их быт, крестьянская жизнь, а так же то, как у Брейгеля, наблюдавшего за ними, рождался замысел полотна. Сам художник объясняет смысл некоторых элементов картины: слева (откуданесется крест — смысловой центр тщательно сбалансированной ‘паутины’ Брейгеля) — светлое небо, круг жизни — стены города; справа (куда несется крест) — мрачный ландшафт, круг смерти — кольцо зевак вокруг места казни.
    И, конечно, Мельница — этому объекту в фильме придается огромное значение. В общих планах почти с любого ракурса в кадре видна мельница, причем точно такая же, как на картине (как и другие элементы запечатленного пейзажа), только движущаяся — фильм вообще визуально очень точно воспроизводит картину. Мельница показана даже изнутри — массивные механизмы, отбрасывающие тени на неустанно следящего за всем мельника. Кстати, важно то, что переосмысляющей, казалось бы, всю мировую историю фигурой здесь является сакральная фигура Мельника. Он смотрит на все происходящее, в частности, на Несение креста с головокружительной высоты Мельницы. Практически неразличимый на оригинальной картине, здесь Мельник играет одну из главных ролей в разворачивающемся действе. https://www.kinopoisk.ru/user/1192998/comment/1344498/
  • Какую же мысль режиссер хотел донести до нас? На мой взгляд, центральный смысл заключается в том, что даже со смертью Спасителя жизнь продолжается. Детишки всё так же играют и устраивают возню, мужики лапают баб, младенцев нужно кормить, а корову доить, а хлеб печь. Потому жернова мельницы всё так же вертятся и им всё равно кого казнили, Спасителя или простого мужика. А народ всё равно через день будет петь и танцевать свои простые и примитивные танцы. Очень по Брейгелю, как мне кажется. А если это и не так, то смысл показанного всё равно надо искать в творчестве художника. https://www.kinopoisk.ru/user/1406069/comment/1353086/
  • Переплетение компьютерной графики с натуральными пейзажами, словно нарисованные фон и небо, герои, принимающие картинные позы – все это выглядит настолько превосходно и атмосферно, что не перестаешь удивляться тщанию создателей. Ни на секунду нельзя усомниться в том, что ты попал в картину, и самостоятельно исследуешь близлежащие высоты и деревню. И все это при практически полном отсутствии сюжета как такового. Зритель видит отдельных людей, их быт, нарисованную повседневность и сквозь эти разрозненные элементы одного целого промелькивают редкие вставки монологов самого художника (Рутгер Хауэр), в которых он поясняет идею картину и диалогов его со своим заказчиком. Картина медленно, но уверенно движется к своему логическому финалу – распятию Христа.
    «Постойте, какая Голгофа? На дворе же ХVI век, Голландия!» — скажете вы? Так то оно так, но в том то и суть! И Брейгель и Маевски показывают, что трагедия спасителя не принадлежит какому-то одному времени, она повторяется век от века. И сколько спасителей распяли грешные легионеры за тысячелетия существования человечества при всеобщем бездействии и даже поощрении толпы? Одному лишь Мельнику известно. Сколько молитв уже отправлено им, а они все несут и несут свои кресты, истязаемые хлыстами, не обращая внимания на терновый венок. В XVI веке Мельник выполнил просьбу коллекционера картин и остановил время, дав Брейгелю запечатлеть происходящее. Прекрасная идея, прекрасное воплощение.
    Спаситель уходит, но жизнь на этом не заканчивается, все продолжается так же как было и при нем – дует ветер, смеются дети, ржут лошади, скрежещут жернова перемалывающие человеческие судьбы, Мельник снова берется за работу с мыслью «может быть у следующего получиться просветить этих несчастных». А люди вовсе не чувствуют себя такими и все вместе пускаются плясать свои странные и смешные танцы. И это замечательно.
    Когда спокойным осенним или зимним вечером станет совершенно нечего делать, мозг не будет забит повседневными проблемами и будет готов воспринимать что-то сложнее «Трансформеров», обязательно посмотрите этот фильм. Не ждите от него динамики, захватывающего сюжета и страстных поцелуев на фоне заката, он спокойный, даже скучный. Но через несколько минут его размеренность передастся и вам, атмосфера затянет, и вы не заметите, как допьете чай под финальные титры, а потом поймете, что провели последние полтора часа не зря. https://www.kinopoisk.ru/user/546611/comment/1367294/
  • Этот фильм заставил меня, человека, абсолютно равнодушного к живописи, пересмотреть все картины Брейгеля. Мне кажется, что это что-то да значит. Например, что фильм удался и заслуживает оценки. https://www.kinopoisk.ru/user/1236196/comment/1353111/
  • Первые полчаса я вообще недоумевала по поводу того, зачем вообще нужно было искать фильм с оригинальной аудиодорожкой: мне казалось, что даже в ‘Чайке по имени Джонатан Ливингстон’ слов больше. Ты слышишь всё, что угодно — шум ветра, топот копыт, возню детей, скрип дверей, квохтанье домашней птицы… — всё, кроме человеческой речи. С первых же минут впадаешь в заданный ритм, неспешный, словно ход застывающего времени, но при этом напряженный, как еле уловимый гул в небе перед грозой. Вообще, появляется ощущение, будто находишься в каком-то дурдоме, где люди, словно тени, существуют под воздействием медикаментов. Но что-то не дает руке взять пульт и остановить происходящее. И это что-то — совершенная эстетическая красота на экране. Мозг, словно парализованный, нисколько не спешит прекратить это тихое безобразие, это безмолвное сумасшествие только по одной причине — глаза под угрозой расстрела отказываются подчиняться мозгу. И мозгу, как органу вполне себе здравомыслящему, сие абсолютно ясно.
    Представьте себе, что вы зашли в музей. Не пошли в музей на экскурсию, а по воле доброго волшебника дождливой осенней ночью забрели в художественный музей, так, погреться и переждать дождь. Волшебник тут обязателен, ибо кто вас пустит в музей ночью, не правда ли? Ну так вот, вы ходите по пустым, тихим залам в полумраке, слышите только эхо собственных шагов и вдруг картины на стенах начинают оживать. Они не говорят, но каждая рассказывает свою историю. И одна такая история полностью захватывает вас, захватывает настолько, что вы не в состоянии пошевелиться и уж тем более уйти. Вы просто не можете уйти, даже если уже утро и дождь закончился, даже если охранник настойчиво вас просит об этом — вам нужно, почему-то просто необходимо дослушать и досмотреть эту историю до конца. Эта история банальна: она о том, как пекут хлеб, растят детей и пасут скот; и она вечна, потому как показывает, что такое человек в своей жертвенности, жестокости, любви, доброте, алчности… о том, какова природа его, которая не меняется на протяжении тысячелетий. Эту историю вы знаете наизусть, она по факту библейская, но она по-прежнему не отпускает вас, потому что по сути она — о вас.
    Передать визуальное удовольствие от просмотра этой работы очень трудно, так как удовольствие это несоизмеримо с моими скромными способностями к описанию. Каждый кадр хочется остановить и разглядывать. Лица, костюмы — всё как-будто сошло с полотен шестнадцатого века. И после просмотра очень непросто войти в обычный ритм жизни. Даже оглянувшись вокруг себя, не сразу понимаешь, что вернулся во времени вперед. Этот фильм может нравится или не нравится, его кто-то поймет или не поймет, или поймет не до конца, но вряд ли кого-то он оставит равнодушным. Более того, такого рода картины надо пересматривать, хотя бы раз в пять лет, и уж точно показывать детям, достигшим определенного возраста, для всеобщего развития. https://www.kinopoisk.ru/user/4556823/comment/2245509/
  • ‘Путь на Голгофу’ — одна из крупнейших и наиболее насыщенных деталями работ Питера Брейгеля-старшего. Взяв за основу, на первый взгляд, избитый и крайне простой библейский сюжет, Брейгель искусно вплетает в него персонажей собственной эпохи, заставляя взглянуть на столь знакомую историю под совершенно другим углом. Красные одеяния римских легионеров при ближайшем рассмотрении оказываются мундирами испанских завоевателей, да и одежда людей из толпы выдает в них современников Брейгеля. Однако, художник ставит во главу угла все же не страдания своего угнетенного народа, а тему, в злободневности которой не приходится сомневаться и сегодня — тему безразличия к чужой доле. Придавленный к земле непосильной тяжестью креста Иисус, хоть и расположен строго по центру композиции, оказывается совершенно незаметен на фоне других, вроде бы малозначительных персонажей и событий. Тем самым Брейгель (а вместе с ним и Маевски) констатирует печальный факт — по-настоящему значительные события эпохи всегда ускользают от человеческого внимания. https://www.kinopoisk.ru/user/123309/comment/1654792/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *