Опавшие листья.
Опавшие листья (Kuolleet lehdet), реж. Аки Каурисмяки, 2023.
История маленького человека, начатая Гоголем и Достоевским, продолжается в фильмах Каурисмяки. Сиротливое одиночество находит опору в подобном. Зауряднейшая лавстори современных униженных и оскорбленных Девушкина и Вареньки при помощи музыки, перемещений во времени и бесчисленных аллюзий к своему и мировому кино Каурисмяки превращает в большое антивоенное гуманистическое высказывание.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: субпассионарность, счастье, мужчина-женщина, социальная драма
Мотто: У каждого есть право на счастье.
Круг психологических проблем:
- маленький человек
- счастье
- социальная драма
- обретение счастья
- одиночество
- депрессия
- война
- гуманизм
- несчастье
- безработица
- бедность
- любовь
- забота
- неудачник
- субпассионарий
- алкоголизм
- взаимоподдержка
- унижение
- отношения
- сиротство
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- человек-человек
Черты характера:
- искренность
- доброта
Эмоциональная парадигма:
- симпатия
- влюбленность
- тоска
- удивление
- возмущение
- сочувствие
- грусть
- смущение
- беспокойство
- надежда
Нравственные категории:
- порядочность
- малосердие
Символизм, метафоры:
- радио
- собака
- листья
- счета
- конвейер
Выразительные средства:
- музыка
- цветовая гамма
- статичность
- смешение временных эпох
- ирония
- самоцитаты
Дополнительные вопросы:
- Какими средствами Каурисмяки высказывает свою антивоенную позицию?
- Попытайтесь представить прошлое и будущее героев.
Цитаты:
- — Крутые парни не поют. – Ты не крутой парень.
- Я в депрессии, потому что я пью, и я пью, потому что я в депрессии».
Отзывы:
- Но даже при таких сложных глобальных геополитических проблемах Каурисмяки считает самым важным – больше, чем когда-либо – снять фильм о любови и теплых человеческих отношениях. Два главных героя, два одиночества, пытаются разглядеть друг в друге родственную душу и остаться Человеком в этом враждебном и сумасшедшем мире. «Мне показалось, что этому чертову миру сейчас особенно нужны истории о любви!»– сказал на пресс-конференции Каурисмяки, пояснив, что только любовь сможет стать «лучшим противоядием от глобальных конфликтов». https://www.proficinema.com/questions-problems/reviews/detail.php?ID=373722
- «Проклятая война»,— не выдерживает молчаливая Анса. Она пытается сменить пластинку, но это невозможно. Пожалуй, «Опавшие листья» лучший из новых фильмов об этой войне — во всяком случае, с западноевропейской перспективы. Перед валом новостей о бессмысленном и нескончаемом насилии любой из нас, даже самый совестливый, бессилен. «Опавшие листья» — лучший фильм мастера за двадцать лет, в котором есть лишь два источника света. Первый — внутренний огонь, который можно попробовать разжечь в себе и разглядеть в том, кто тебе небезразличен. Второй — луч кинопроектора, в целительную силу которого режиссер не перестает свято верить. https://meduza.io/feature/2023/05/23/opavshie-listya-melanholichnaya-komediya-aki-kaurismyaki-kotoraya-tochno-ostanetsya-v-istorii-kino
- Что делать «винтажным» людям? Очередное лирическое, словно взятое из печальной финской песни название указывает на место героев в экосистеме современного капиталистического государства. Они оказываются выброшены на улицу фигурально, а иногда и буквально. Анса — одинокая настолько, что перед визитом гостя идет покупать вторую тарелку, — получив счет за электричество, испуганно выключает свет. Холаппа — это фамилия, именем никто не интересовался — ночует то в бытовке, а то и на скамейке. Наследник советских традиций, водку на работе он прячет в коробку электрощитка. Спасение остается искать в солидарности — классовой ли, романтической ли — и в культуре, в том числе в умении культурно выпить. В «Опавших листьях» силы добра тоже в явном исчезающем меньшинстве, но и здесь это не повод сдаваться. Финские лузеры не теряют достоинства, берутся за руки и стоически держат оборону против агрессивно несправедливого мира; пока Каурисмяки продолжает снимать свои чудесные фильмы, делать это им чуточку легче.https://www.kinopoisk.ru/media/article/4007872/
- Режиссер фильма сказал об этом так: «Я не смог бы снять фильм во время войны, не комментируя ее, поэтому я комментирую ее по радио. Это любовная история, потому что я больше ничего не мог сделать, потому что эта кровопролитная война нуждается в любовных историях сейчас». https://www.unian.net/lite/kino/opavshie-listya-2023-obzor-evropeyskogo-kinohita-ot-rezhissera-aki-kaurismyaki-obzor-filma-12445011.html
- »Хотя до сих пор я создавал себе сомнительную репутацию, снимая по большей части ненужные фильмы о насилии, в конце концов я, угнетенный всеми бессмысленными и преступными войнами, написал рассказ о вещах, благодаря которым у человечества могло бы быть будущее: тоске по любви, солидарности, надежде и уважению к другим людям, природе и всему живому или мертвому. В фильме я снимаю свою слишком маленькую шляпу перед своими кинобогами Брессоном, Одзу и Чаплиным, но я по-прежнему несу полную ответственность за этот катастрофический провал». Аки Каурисмяки https://aki-kaurismaki.ru/films/fallen_leaves.htm
- Едкая и нежная история любви, от которой пахнет алкоголем, табаком и меланхолией. /Le Figaro
- «Опавшие листья» — это кино как теплое одеяло в холодном мире. /Дэвид Эрлих, IndieWire
- Строгость в мельчайших деталях, основательность в каждой характеристике персонажей, элегантность в каждом кадре, человечность в каждом жесте. В этом смысле, даже если «Опавшие листья» не главная его работа (у него впереди еще много прекрасных лет), она воплощает в себе еще один шаг к совершенству, к которому стремится её автор, это еще одна история любви, сладкая и грустная, простая, но не упрощенная, в мире, где все, кажется, поворачивается к любви спиной. Минималистичный, лаконичный и теплый, фильм представляет собой великолепную романтико-гуманистическую и жизнеутверждающую сказку о надежде и солидарности, необходимых в современном мире, после которого мы выходим с улыбкой на губах и очарованным сердцем. Да, Аки Каурисмяки всегда рифмуется с магией. /Джонатан Шеврие, Fucking Cinephiles
- Каурисмяки просто понимает: о человеке можно узнать больше по фильмам, которые он смотрит, или по тому, как он смотрит в окно по дороге домой, чем по чему-то столь неуклюжему, как его слова. /Рори О’Коннор
- «Опавшие листья», возможно, наделены духом басни и романтическим размахом сиркианской мелодрамы, но эта вера в нашу способность найти «свет во тьме» никогда не кажется ни капельки фальшивой или наивной, потому что посмотреть этот фильм — значит найти его и там. /IndieWire
Сходная проблематика:
- Аритмия, реж. Борис Хлебников, 2017.
- Более странно, чем в раю (Stranger Than Paradise), реж. Джим Джармуш, 1984.
- Вдаль уплывают облака (Kauas pilvet karkaavat), реж. Аки Каурисмяки, 1996.
- Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), реж. Мишель Гондри, 2004.
- Влюблен по собственному желанию, реж. Сергей Микаэлян, 1982.
- Голая бухта (Vuosaari), реж. Аку Лоухимиес, 2012.
- Когда Гарри встретил Салли (When Harry met Sally), реж. Р.Райнер, 1998.
- Любовь приходит тихо (Love Comes Softly), реж. Майкл Лэндон мл., 2003.
- Молчание Лорны (Le silence de Lorna), реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, 2008.
- Невезучие (La chèvre), реж. Франсис Вебер, 1981.
- Последний шанс Харви (Last Chance Harvey), реж. Джоэл Хопкинс, 2008.
- Прах Анджелы (Angela’s Ashes), реж. Алан Паркер, 1999.
- Фрэнки и Джонни (Frankie and Johnny), реж. Г.Маршалл, 1991.
- Чертополох (Ironweed), реж. Гектор Бабенко, 1987.
- Я только хочу чтобы вы меня любили (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt), реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1976.
- Диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана
- Измерение ригидности (жесткости, тугоподвижности, неготовности к изменениям. vs. пластичности)
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова
- Мысли и чувства героев фильма
- Что такое счастье?