КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Опавшие листья.

Опавшие листья (Kuolleet lehdet), реж. Аки Каурисмяки, 2023.

История маленького человека, начатая Гоголем и Достоевским, продолжается в фильмах Каурисмяки. Сиротливое одиночество находит опору в подобном. Зауряднейшая лавстори современных униженных и оскорбленных Девушкина и Вареньки при помощи музыки, перемещений во времени и бесчисленных аллюзий к своему и мировому кино Каурисмяки превращает в большое антивоенное гуманистическое высказывание.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: субпассионарность, счастье, мужчина-женщина, социальная драма

Мотто: У каждого есть право на счастье.

Круг психологических проблем:

  • маленький человек
  • счастье
  • социальная драма
  • обретение счастья
  • одиночество
  • депрессия
  • война
  • гуманизм
  • несчастье
  • безработица
  • бедность
  • любовь
  • забота
  • неудачник
  • субпассионарий
  • алкоголизм
  • взаимоподдержка
  • унижение
  • отношения
  • сиротство

Системы отношений:

  • мужчина-женщина
  • человек-человек

Черты характера:

  • искренность
  • доброта

Эмоциональная парадигма:

  • симпатия
  • влюбленность
  • тоска
  • удивление
  • возмущение
  • сочувствие
  • грусть
  • смущение
  • беспокойство
  • надежда

Нравственные категории:

  • порядочность
  • малосердие

Символизм, метафоры:

  • радио
  • собака
  • листья
  • счета
  • конвейер

Выразительные средства:

  • музыка
  • цветовая гамма
  • статичность
  • смешение временных эпох
  • ирония
  • самоцитаты

Дополнительные вопросы:

  • Какими средствами Каурисмяки высказывает свою антивоенную позицию?
  • Попытайтесь представить прошлое и будущее героев.

Цитаты:

  • — Крутые парни не поют. – Ты не крутой парень.
  • Я в депрессии, потому что я пью, и я пью, потому что я в депрессии».

Отзывы:

  • Но даже при таких сложных глобальных геополитических проблемах Каурисмяки считает самым важным – больше, чем когда-либо – снять фильм о любови и теплых человеческих отношениях. Два главных героя, два одиночества, пытаются разглядеть друг в друге родственную душу и остаться Человеком в этом враждебном и сумасшедшем мире. «Мне показалось, что этому чертову миру сейчас особенно нужны истории о любви!»– сказал на пресс-конференции Каурисмяки, пояснив, что только любовь сможет стать «лучшим противоядием от глобальных конфликтов». https://www.proficinema.com/questions-problems/reviews/detail.php?ID=373722
  • «Проклятая война»,— не выдерживает молчаливая Анса. Она пытается сменить пластинку, но это невозможно. Пожалуй, «Опавшие листья» лучший из новых фильмов об этой войне — во всяком случае, с западноевропейской перспективы. Перед валом новостей о бессмысленном и нескончаемом насилии любой из нас, даже самый совестливый, бессилен.  «Опавшие листья» — лучший фильм мастера за двадцать лет, в котором есть лишь два источника света. Первый — внутренний огонь, который можно попробовать разжечь в себе и разглядеть в том, кто тебе небезразличен. Второй — луч кинопроектора, в целительную силу которого режиссер не перестает свято верить. https://meduza.io/feature/2023/05/23/opavshie-listya-melanholichnaya-komediya-aki-kaurismyaki-kotoraya-tochno-ostanetsya-v-istorii-kino
  • Что делать «винтажным» людям? Очередное лирическое, словно взятое из печальной финской песни название указывает на место героев в экосистеме современного капиталистического государства. Они оказываются выброшены на улицу фигурально, а иногда и буквально. Анса — одинокая настолько, что перед визитом гостя идет покупать вторую тарелку, — получив счет за электричество, испуганно выключает свет. Холаппа — это фамилия, именем никто не интересовался — ночует то в бытовке, а то и на скамейке. Наследник советских традиций, водку на работе он прячет в коробку электрощитка. Спасение остается искать в солидарности — классовой ли, романтической ли — и в культуре, в том числе в умении культурно выпить. В «Опавших листьях» силы добра тоже в явном исчезающем меньшинстве, но и здесь это не повод сдаваться. Финские лузеры не теряют достоинства, берутся за руки и стоически держат оборону против агрессивно несправедливого мира; пока Каурисмяки продолжает снимать свои чудесные фильмы, делать это им чуточку легче.https://www.kinopoisk.ru/media/article/4007872/
  • Режиссер фильма сказал об этом так: «Я не смог бы снять фильм во время войны, не комментируя ее, поэтому я комментирую ее по радио. Это любовная история, потому что я больше ничего не мог сделать, потому что эта кровопролитная война нуждается в любовных историях сейчас». https://www.unian.net/lite/kino/opavshie-listya-2023-obzor-evropeyskogo-kinohita-ot-rezhissera-aki-kaurismyaki-obzor-filma-12445011.html
  • »Хотя до сих пор я создавал себе сомнительную репутацию, снимая по большей части ненужные фильмы о насилии, в конце концов я, угнетенный всеми бессмысленными и преступными войнами, написал рассказ о вещах, благодаря которым у человечества могло бы быть будущее: тоске по любви, солидарности, надежде и уважению к другим людям, природе и всему живому или мертвому. В фильме я снимаю свою слишком маленькую шляпу перед своими кинобогами Брессоном, Одзу и Чаплиным, но я по-прежнему несу полную ответственность за этот катастрофический провал». Аки Каурисмяки https://aki-kaurismaki.ru/films/fallen_leaves.htm
  • Едкая и нежная история любви, от которой пахнет алкоголем, табаком и меланхолией. /Le Figaro
  • «Опавшие листья» — это кино как теплое одеяло в холодном мире. /Дэвид Эрлих, IndieWire
  • Строгость в мельчайших деталях, основательность в каждой характеристике персонажей, элегантность в каждом кадре, человечность в каждом жесте. В этом смысле, даже если «Опавшие листья» не главная его работа (у него впереди еще много прекрасных лет), она воплощает в себе еще один шаг к совершенству, к которому стремится её автор, это еще одна история любви, сладкая и грустная, простая, но не упрощенная, в мире, где все, кажется, поворачивается к любви спиной. Минималистичный, лаконичный и теплый, фильм представляет собой великолепную романтико-гуманистическую и жизнеутверждающую сказку о надежде и солидарности, необходимых в современном мире, после которого мы выходим с улыбкой на губах и очарованным сердцем. Да, Аки Каурисмяки всегда рифмуется с магией. /Джонатан Шеврие, Fucking Cinephiles
  • Каурисмяки просто понимает: о человеке можно узнать больше по фильмам, которые он смотрит, или по тому, как он смотрит в окно по дороге домой, чем по чему-то столь неуклюжему, как его слова. /Рори О’Коннор
  • «Опавшие листья», возможно, наделены духом басни и романтическим размахом сиркианской мелодрамы, но эта вера в нашу способность найти «свет во тьме» никогда не кажется ни капельки фальшивой или наивной, потому что посмотреть этот фильм — значит найти его и там. /IndieWire

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *