КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Еще по одной!

Еще по одной! (Druk), реж. Томас Винтерберг, 2020.

Кто не сталкивался с явлением, называемым в простонародье кризисом среднего возраста! И как вы его преодолевали? Нашли решение? Конструктивное или деструктивное?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: зависимость, семья, неудачник, самопознание, депрессия, выгорание, самоубийство, социальная драма

Мотто: Когда вся страна спивается…

Круг психологических проблем:

  • зависимость
  • алкоголизм
  • семья
  • кризис среднего возраста
  • необходимость изменений
  • отношения
  • неудачник
  • маленький человек
  • учитель
  • самопознание
  • дружба
  • депрессия
  • кризис
  • когнитивные искажения
  • деградация
  • креативность
  • заблуждение
  • творчество
  • крах жизни
  • конфликт
  • восстановление отношений
  • самоубийство
  • чувство вины
  • катарсис
  • развод
  • потерянность
  • смысл жизни
  • бессмысленность
  • одиночество
  • подросток

Системы отношений:

  • подросток-взрослый
  • муж-жена
  • дети-родители
  • отец-дочь

Черты характера:

  • безответственность

Эмоциональная парадигма:

  • радость
  • разочарование
  • скука
  • воодушевление
  • агрессия
  • стыд
  • отчаяние

Нравственные категории:

  • честность
  • ответственность

Символизм, метафоры:

  • пивная гонка
  • старая собака
  • алкометр
  • хор
  • танец

Выразительные средства:

  • звук наливаемой жидкости
  • музыка
  • танец
  • юмор

Дополнительные вопросы:

  • Справедлива ли теория Финна Скэрдеруда?
  • Какие проблемы заливает алкоголем каждый из героев?
  • Что способствует развитию алкогольной зависимости у Мартина?
  • В какой момент Мартин принимает решение о самоубийстве?
  • В чем проявляется социальная драма Дании?

Цитаты:

  • — Все впорядке. Просто я совсем один. — А как же Аника? — Мы почти не видимся, у нее всегда ночные смены.
  • — Аника, тебе со мной скучно? Я стал скучнее? – По сравнению с тобой молодым? Да, ты не тот Мартин, с которым я познакомилась.
  • И вид у вас такой, будто вам плевать.
  • Мы сами решаем, когда нам пить, а когда нет. Алкоголик так не может.
  • Тебя никогда нет с нами. Ты – человек-невидимка.
  • — Все как-то бесцельно. – В смысле? – Тебе лучше не знать.

Отзывы:

  • Если молодость, по мнению Сёрена Кьеркегора, — это сон, то любовь — его содержание. К сорокалетию все трепетные чувства Мартина (Мадс Миккельсен) — что к самой жизни, что к окружающим — бесследно расплескались. После безудержной попойки не будет похмелья более болезненного, чем ежедневная тягостная разобщённость с женой (Марина Бонневи) и сыновьями. Как выносить будничное неловкое молчание за обеденным столом из недели в неделю, из года в год? Мартин тоскует по времени, когда ему было дозволено мечтать и море было по колено. Но куда страшнее смириться с тусклой действительностью. Защитил ли он, будучи перспективным учёным, докторскую диссертацию? «Нет, дети были маленькие», — тяжело вздыхая, произносит Мартин. Каких перемен можно ждать, если ты стал безразличен к самому себе. … Для Винтерберга эксперимент имени Скордеруда — терапия в свободном падении, из которой если и возвращаются, то обновлёнными людьми, ставящими перед собой задачу жить в удовольствии вне зависимости от промилле в крови. Несколько грациозных па, что на протяжении всего фильма пытается повторить Мартин, обучавшийся в юности джаз-балету, в подпитии обретают куда большую искренность. Спиртовой делирий — это возможность остаться каждому из четвёрки героев наедине с самим собой, полюбить себя и пройти (или нет) предел сопротивления. Только после нескольких стопок пролитые, в общем-то, состоявшимися мужчинами, слёзы означают очищение от душевной боли, которое невозможно в окостеневшей реальности. Когда джаз-балет не получается, потому что неприлично, а дать волю чувствам не получается, так как нет сил. https://kinotv.ru/read/retsenzii/kartina-vinterberga-eshhyo-po-odnoj-mads-mikkelsen-oprokidyvaet-ocherednoj-stakan/
  • Как человек, дважды поставивший над собой эксперимент ознакомления с фильмом «Друк», могу с уверенностью утверждать: после первого просмотра фильма ох как тянет выпить. Во второй раз я просто встретил его, уже хорошо зная, с каким демоном мне предстоит столкнуться, и твердо решил заранее ему противостоять. Ведь фильм, ставящий правдивый эксперимент, не обошел той правды, что приходит фаза, когда испытуемый может только ползать и мочиться под себя, а иных — и тут не будет никакого спойлера, коль скоро мы столковались, что эксперимент удался и был честным, — алкоголь в неограниченных подходах элементарно вгоняет в гроб. Во второй раз только хотелось четче проследить, где у меня как у зрителя находятся те точки воздействия, как у крыс Лабори, на которые фильм жмет, вызывая желание опрокинуть в себя бутылку. https://daily.afisha.ru/cinema/17760-druk-druga-pyanyaschee-vozvraschenie-dogmy-tomasa-vinterberga-v-esche-po-odnoy/
  • Если герой Мадса Миккельсена с первых кадров переживает некую экзистенциальную апатию, то его внешне более успешные и довольные жизнью товарищи на самом деле скрывают боль гораздо глубже. Поначалу может показаться, что они ввязываются в авантюру с ежедневным распитием алкоголя ради азарта, но впоследствии становится очевидным, что и у них в жизни далеко не всё так гладко. … Юмор уместно снижает градус драматичности происходящего, но никак не перечёркивает важность послания авторов. Алкоголь в больших количествах до добра никогда не доводит, а умение своевременно говорить о своих проблемах и сомнениях может решить многие вопросы. https://posletitrov.ru/articles/movies/reviews/krasivo-pit-ne-zapretish-recenzija-na-film-eshhjo-po-odnoj/
  • Нарративную структуру «Ещё по одной», в принципе, легко читать как метафору опьянения. В первой половине здесь всем классно и смешно, герои обмениваются остроумными фразочками и вообще всячески балагурят, на работе и вне её. Вторая же часть — сплошное похмелье: осознание, что за любое веселье придётся платить, а повышенные промилле не решают житейские проблемы, лишь создают временную иллюзию, что проблемы эти решать вовсе не обязательно. При этом Винтерберг ни разу не сваливается в морализаторство: «Ещё по одной» совсем не о том, что алкоголь — плохо. Фильм вообще не пытается вынести какие-то суждения и окрасить сложную жизнь в монохромные цвета. Винтерберг одновременно смотрит на своих героев с симпатией и снисхождением — как на милых и глубоко несчастных людей, которые тщетно пытаются вернуться в то сказочное время, когда они были вечно молодыми и вечно пьяными. Его фильм может быть очень смешным, но в то же время он точно фиксирует ту беспросветную тьму, что всегда читается между строк в «алкогольных» комедиях. В нём сквозит эта странная опустошённость, немой вопрос: а что вообще будет потом, когда промилле выветрятся, а жизнь пойдёт своим чередом? «Как-то всё бесцельно», — заявляет здесь один из героев, когда пытается выйти из запоя. Научный эксперимент ни к чему толком не ведёт героев, а их попытка вернуться в юность переходит все разумные границы. Не зря Николай в один момент тут мочится в кровать, прямо как его маленький сын до этого, как бы обозначая, что алкоголический эскапизм увёл его слишком далеко и вернул не к светлой молодости, а куда-то в бестолковое детство. https://www.film.ru/articles/nu-ka-mechi-stakany-na-stol
  • Трагедия героев в том, что алкоголь служит только временным бегством от мира. Он позволяет вернуться в былые времена, когда не было проблем с семьёй и здоровьем и казалось, что всё ещё впереди. Но вместо ожидаемого катарсиса и раскрытия внутренних ресурсов друзья получают лишь интоксикацию. … фильм Винтерберга тронет любого зрителя, даже не слишком знакомого с проблемой алкогольной зависимости. Герои этой истории кажутся близкими и понятными, а с их трудностями может столкнуться буквально каждый. Лента не стремится осуждать или оправдывать кого‑либо. Она просто помогает задуматься, заставляет немного погрустить, но заодно и от души посмеяться. https://lifehacker.ru/film-eshhyo-po-odnoj/
  • Не случайно Винтерберг делает своих героев учителями — людьми, которые в рутинно-ежедневном опыте взаимодействия с юностью, быть может, острее прочих переживают необратимость и безысходность сюжета жизни: год от года ученики по-прежнему молоды, а ты все дальше удаляешься от них по направлению к смерти. Поэтому и образы четырех главных персонажей, и динамика их развития изображаются в картине, прежде всего, в настойчивом противопоставлении школьникам. Сцены веселых подростковых празднеств открывают и закрывают фильм, создавая композиционную рамку, и, подобно хору в античной драме, ученики оказываются теми постоянными наблюдателями, оппонентами, той ценностной инстанцией, коллективная и всегда единодушная реакция которой на действия героев определяет оценку этих действий и самими героями, и зрителем. Отношение учеников задает и критерий успешности затеянного алкоэксперимента: если молодость реагирует на тебя с одобрением, значит, ты движешься верным путем, всё остальное не так важно.

Трагедию человеческой жизни Винтерберг осмысляет в экзистенциальном ключе, что приводит его к Кьеркегору (с цитаты которого начинается фильм и который потом всплывает еще раз в экзаменационном ответе одного из учеников) и, не в последнюю очередь, к кьеркегоровской категории парадокса. Герои отнюдь не дураки, будучи здравомыслящими образованными людьми, они отлично осознают неизбежность гибели, и тем не менее загораются абсурдной верой в личное спасение при помощи алкоголя. Парадоксальность этой веры, почти по Кьеркегору, оказывается для них героическим опытом противостояния неизбежности, преодоления судьбы и выявления собственных пределов (а также, разумеется, пределов терпения своих жен, школьной администрации и пределов стойкости своих организмов).

Путем парадоксов движется и сам Винтерберг: выстраивая киноповествование, он отвергает ряд господствующих в современном кинематографе сюжетных конвенций ради иных решений — на первый взгляд, странно-причудливых, но обескураживающе честных. В американском кино проблему зашедшей в тупик жизни принято ставить в терминах этики и психологии и решать корректировкой поведенческих моделей по отношению к близким. Рецепты, предлагаемые Голливудом, традиционно прописывают поменьше работать и больше времени проводить с семьей: нередко, чтобы всё наладилось, достаточно просто сходить с сыном на бейсбол. Винтерберг определяет эту проблему в контексте более фундаментальных структур, затрагивающих объективные законы существования материи, не зависящие от воли человека. «Позитивным настроем», улыбками и походами на бейсбол делу не поможешь, с бездушной жестокой природой надо разговаривать на ее языке — языке физики, химии и биологии. И с этой точки зрения, откорректировать химический состав крови, добавив в организм недостающее количество этанола, будет, может, и не совсем правильным ответом, но уж точно ответом по существу. …Без всяких усилий Винтерберг избегает и апологии пьянства, и морализаторского взгляда на него — просто потому, что снимает фильм вовсе не об алкоголе. Алкоголь ему важен как способ, которым человек может преодолеть конечность своей природы, но, кроме опьянения, есть и другой инструмент такого преодоления — танец. И в сцене финального танца героя мы вместе с Винтербергом от Кьеркегора приходим к Ницше, который говорил об опьянении и танце как об экстатических состояниях, лишающих человека индивидуации и выводящих его за собственные пределы — туда, где бесконечная стихия мира и где чья-то индивидуальная смерть уже не имеет значения. Пусть трагедия рассказывает об обреченности и смерти, но хор танцует, утверждая непрерывный поток продолжающейся жизни. Жизни, которая, будет идти уже без тебя, которая, молодая, вот тут же рядом стоит, пляшет, улыбается и даже не очень обращает на тебя внимание — у нее свои заботы и ей не так уж интересен танцующий мертвец. Ответить на конечность жизни экстатическим танцем — значит, идти путем парадокса. Но, в конце концов, что нам еще остается? https://delartemagazine.com/movie/another-round-by-thomas-vinterberg-in-vino-veritas.html

  • Будто повторяя эффект от спиртного, герои от первоначальной эйфории встречаются с жутким похмельем, выраженным в осознании реальной трагедии, которое, как бы они и ни мечтали, но никуда не денется. Алкоголь как способ борьбы с тусклым миром — решение, пожалуй, понятное, но хорошее оно лишь до тех пор, пока в этой борьбе ты сознательно не начинаешь проигрывать. Конечно, кто-то сможет взяться и исправиться, но для кого-то, как ни печально, бесцельность существования в целом в этой борьбе окажется фатальной. И предугадать, кем же окажется в итоге любой из нас, решительно невозможно. Соответственно, Винтерберг под финал вполне логично подводит черту: эксперименты эти ваши, безусловно, вещь интересная, да только меру знать надо. Ведь всё же просто — не алкоголь создаёт счастье, а он лишь ему не мешает. Надо просто уметь это счастье не упустить, оглянув всю свою жизнь с нужной стороны, и тогда бокал любимого напитка в обед не сильно испортит всё сущее.
    Потому легко, естественно, воспринять фильм Винтерберга в штыки: мол, как же так, алкоголь же зло, губящее всё на корню. Так-то оно может и да, но, перефразируя известную фразу, губит людей не пиво, а губит людей экзистенциальный кризис. Для героев картины, да как и, кажется, большинства жителей родины Винтерберга, алкоголь есть обычная часть существования, которая начинает рушить существование лишь тогда, когда вступает в подпитывающее друг друга взаимодействие с куда более опасными внутренними, личностными проблемами. А если гармония на месте, то и проблемы никакой не видно. Смотреть на такой подход можно по-разному, однако, если честно, не думаю, что с таким жизнерадостным Винтербергом, выдающим усилиями Миккельсена самый зажигательный финал года, трудно не согласиться в целом: дабы не видеть эту жизнь серой и унылой, алкоголь не особо-то и нужен, необходимо лишь оглянуться по сторонам и увидеть как эта вся жизнь бурлит во всю — новое будущее зарождается, выпускаясь со школьной скамьи в этот мир, ошибки семейные исправляются, а душевный покой явно найдётся, если хорошенько поискать. А со стаканчиком рядом или без — каждый уж пусть решает сам. https://www.kinopoisk.ru/user/1393551/comment/2965046/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *