КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Унесенные ветром.

Унесенные ветром (Gone with the Wind), реж. Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд, 1939.

Что такое эпическое кино? Это когда обо всем за четыре часа. Энциклопедия жизни. «Война и мир» и «Анна Каренина» в одном флаконе – американская версия.

Фильм снят по мотивам романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1936).

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: мужчина-женщина, преодоление, притча, война, трансформация, становление личности, мотивация, оптимизм, социальная драма

Мотто: Земля – это единственная ценность.

Круг психологических проблем:

  • рабство
  • женщина
  • взросление
  • подросток
  • достижение цели
  • мотивация
  • социальная драма
  • характер
  • любовный треугольник
  • феминизм
  • эмансипация
  • свобода
  • манипулирование
  • война
  • любовь
  • отношения
  • пацифизм
  • патриотизм
  • ценности
  • конфликт поколений
  • трансформация
  • воспитание
  • вера
  • мечты
  • семья
  • счастье
  • когнитивные искажения
  • заблуждения
  • брак
  • фиктивный брак
  • выбор
  • взаимонепонимание
  • оскорбление
  • предрассудки
  • бунт
  • традиции
  • сплетни
  • флирт
  • репутация
  • голод
  • выживание
  • преодоление
  • взаимопомощь
  • доверие
  • утрата
  • становление личности
  • клятва
  • отрицание
  • психологические защиты
  • депрессия
  • смысл жизни
  • обман
  • интрига
  • истерический тип личности
  • шантаж
  • гуманизм
  • алкоголизм
  • дружба
  • крушение жизни
  • ханжество
  • конфликт
  • иллюзии
  • мошенничество
  • идеал

Системы отношений:

  • мужчина-женщина
  • человек-человек
  • дети-родители
  • свобода-рабство
  • бедность-богатство
  • человек-традиции

Черты характера:

  • независимость
  • вспыльчивость
  • решительность
  • смелость
  • собственничество
  • жестокость
  • беззаботность
  • цинизм
  • алчность
  • благородство
  • лицемерие
  • кокетство
  • доброта
  • искренность
  • честность
  • грубость
  • прямота
  • верность
  • чувство юмора
  • ироничность
  • обаяние
  • целеустремленность
  • жизнелюбие
  • импульсивность
  • эгоизм
  • самоуверенность
  • хвастливость
  • жизнерадостность
  • надменность
  • оптимизм
  • наивность
  • тщеславие
  • мужество
  • сила духа
  • вера в себя
  • предприимчивость
  • проницательность
  • корысть
  • гибкость
  • трезвость
  • гордость
  • разумность
  • гордыня
  • снобизм
  • хладнокровие
  • самовлюбленность
  • чувство долга
  • сентиментальность
  • романтизм
  • честь
  • дерзость
  • святость
  • подлость
  • безнравственность
  • стойкость
  • кротость

Эмоциональная парадигма:

  • влюбленность
  • ненависть
  • ревность
  • раскаяние
  • разочарование
  • ужас
  • тревога
  • влечение
  • зависть
  • страсть
  • обида
  • восхищение
  • блаженство
  • удивление
  • сострадание
  • презрение
  • паника
  • отвращение
  • отчаяние
  • надежда
  • усталость
  • стыд
  • волнение
  • горе
  • осуждение

Нравственные категории:

  • совесть
  • ответственность
  • уважение
  • милосердие
  • этика
  • справедливость
  • честь
  • долг
  • обязанности

Символизм, метафоры:

  • пожар
  • радуга
  • разруха
  • раб
  • усадьба
  • флаг
  • обручальное кольцо

Выразительные средства:

  • музыка
  • увертюра, пролог
  • костюмы
  • пейзажи

Дополнительные вопросы:

  • В рабстве у каких предрассудков и стереотипов жили герои?
  • Тема феминизации и эмансипации.
  • В чем отличия любви от влюбленности?
  • Что повлияло на личностную трансформацию Скарлетт?
  • Как у Скарлетт меняется представление о счастье?
  • Составьте список заблуждений, предрассудков, когнитивных искажений.
  • Бунт против традиций – каких?
  • Плюсы и минусы характеров главных героев.
  • Антагонисты: Скарлетт — Мелани, Рэтт — Эшли.
  • В какой момент в Скарлетт зарождается ответственность?
  • В чем причины жизнелюбия Скарлетт?
  • К каким психологическим защитам прибегают герои?
  • Позитивные и негативные влияния культуры чести.
  • Что будет дальше с героями? Придумайте сиквелл.
  • Почему Мелани – леди, а Скарлетт нет?
  • Была ли у Скарлетт конкретная цель? А мотивация?
  • В сцене, когда Мелани и Скарлетт жертвуют свои обручальные кольца на войну, что отдает одна и что отдает другая?

Цитаты:

  • Земля – это единственная ценность. Земля – это то, что вечно. Единственное, за что стоит бороться, и даже умереть. Земля – как родная мать. Любовь к своей земле еще придет к тебе.
  • Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?
  • Сегодня я уж точно икну и окончательно испорчу свою репутацию?
  • Ты тревожишься, что будет война. Никакая война не может разрушить наше счастье.
  • Не тратьте зря время, из него состоит жизнь.
  • — Сэр, вы не джентльмен. – Но и вы не леди.
  • Война превращает женщин в чертовски соблазнительных вдов.
  • Я верю в Рэтта Баттлера, в то, что приносит ему доход, все остальное – чепуха.
  • Сплошные потери меня всегда приводят в неистовство.
  • Мы с вами родственные души – низкие себялюбцы.
  • Я влюблён в тебя не больше, чем ты в меня, и не дай Бог, полюбить тебя, детка!
  • Какие приличия! Это война, а не пикник.
  • Вместе с ними уходит подобие порядка, а мародеры ждать не будут.
  • Я не представляю, как прожить без денег, без еды.
  • Я пройду через все и все выдержу. Я никогда не буду голодать.
  • Ненавидеть Тэрру – значит ненавидеть отца и мать.
  • Не буду думать об этом сейчас, я подумаю об этом завтра.
  • Бог сохранил мне жизнь, но она для меня хуже смерти.
  • Нас тут ничего не держит, кроме чести.
  • Я поняла, что деньги – самое важное на свете, защита от бед и несчастий.
  • — Я знаю одно: я люблю вас. – Это ваши трудности. – Если ты уходишь, что делать мне? – Честно говоря, мне на это наплевать.

Отзывы:

  • Уступая мощному давлению Легиона Последователей Католической Церкви, цензоры дали «Унесенным ветром» право на демонстрацию лишь в ограниченном количестве кинотеатров и в ограниченное время за «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости». https://www.kinopoisk.ru/film/456/
  • Ох, уж эта зеленоглазая жизнерадостная кокетка! Скарлетт О’Хара – самая неоднозначная героиня «Унесенных ветром». Женщина, которую не сломят никакие беды, потому что она – воплощение жизни. Скарлетт усвоила главный принцип – смотреть вперед и не оглядываться. Она прошла трудный путь: от тщеславной девчонки до уверенной сильной женщины. На пути этом совершая как плохие, так и хорошие дела: мошенничество, обман, увод ни одного жениха, убийство, спасение жизней Мелани и ее ребенка, сохранение семейного поместья Тара и сплочение всей семьи. Скарлетт не стремится к наживе ради самой наживы, она пытается создать подходящие ей условия, чтобы самореализоваться, перестать бояться за свое будущее. Страх, преследующий ее с того дня, когда она вернулась в разоренную, чудом уцелевшую Тару и поклялась:
    — Бог мне свидетель, бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через все, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать.При всем этом ей вовсе не чужд патриотизм. А идеалом для Скарлетт всегда была мать – добрая и отзывчивая аристократка Эллин, настоящая леди. Но принципам, которым она учила свою дочь Скарлетт, нет места в новой жизни. Как нет места и самой Эллин. Она умерла в день поражения Юга, когда пала Атланта. И Скарлетт со свойственной ей гибкостью принялась бороться за право на жизнь. Она с горечью убедилась в ненужности и никчемности того, чему учила ее мать. Ведь Эллин не могла предвидеть гибели их мира. Скарлетт простодушно надеется когда-нибудь потом, когда не нужно будет бороться за кусок хлеба, за кров над головой, стать такой как Эллин: воспитанной, доброй, отзывчивой – настоящей леди. А сейчас нужно быть совсем другой, чтобы победить. Добившись всего, Скарлетт никогда не сможет стать прежней и не станет похожей на мать. Она видела самое страшное, и она перестала бояться.Скарлетт и поместье Тара неразрывно связаны. Это все, что у нее есть. Этот дом и красная земля вокруг дают ей силы. Тара – то истинное, на что опирается Скарлетт. Она уже не взбалмошная девчонка, спрашивающая: «на что мне это поместье?». Скарлетт, истинная дочь своего отца, унаследовала от Джералда любовь к земле, непоколебимую, как у любого ирландца.
    Кроме Тары, есть в жизни Скарлетт еще две натуральные, не ложные вещи. Дружба Мелани и любовь Ретта. Сама того не осознавая, она черпает в них силы, чтобы жить. Однако, Скарлетт, не привыкшая к самоанализу, не ценит их чувств. Только потеряв Мелани и разбив сердце Ретта, она понимает чего лишилась. Это ее боль. Ее крест. После этого с глаз спадает пелена и она понимает, что по-настоящему истинно в жизни. Впервые деньги ей больше не нужны. https://www.kinopoisk.ru/user/64140/comment/98173/
  • ‘Унесенные ветром’ — это не столько и не только фильм, это национальное достояние, символ величественного Голливуда, кинобиблия, в которую записаны все догматы классического американского кино, герб, на котором выгравировано все американское, живая картина американской истории, неотрывная часть американской культуры, уникальная демонстрация мастерства флагманов мирового кино, культурное наследие, грандиозный эпос. Именно эпос. У каждой страны есть свои эпос. Есть записанные на бумаге, есть заснятые на пленку. Для России таким может назваться ‘Иван Грозный’, для Франции — ‘Отверженные’, для США, безусловно, ‘Унесенные ветром’. Честно говоря, после почти 10 лет впечатление от фильма несколько другое. Нет, я по-прежнему, восхищаюсь этим великим фильмом и гением создавших его людей, но характеры, раскрытые в фильме, меня изумили совсем в обратную сторону. Сразу оговорюсь, я не читал роман Митчелл, и мне не с чем сравнивать, но знаю, что сама Митчелл удивлялась, как столько женщин во всем мире восхищаются героиней, которую она считала ‘сукой, шлюхой и стервой’. Вот и я смотрел и удивлялся, как моя мать, ее подруги и миллионы женщин в мире восхищаются ею. Я сидел и думал от эпизода к эпизоду: ‘Боже, какая же гадость эта ваша Скарлетт!’ (с)Сама Митчелл признавалась, что выписала характер Скарлетт, как пример худшей женщины своей эпохи. Вся Скарлетт, вся ее история — пример того, как война, нужда и лишения превращают людей в гремучих змей. Конечно, вопрос о характерах героев шире, чем краткий кинообзор, это вопрос не актуальней, чем вопрос о ‘силе и слабости’ Гамлета, которым нас травили в университете. Кстати, не думаю, что буду слишком богохулен, если назову Скарлетт — американским Гамлетом в юбке, только, в отличие от Гамлета, Скарлетт все решения принимала исключительно для собственной пользы, хотя страданий и мучений пережила не меньше, и масштаб их был не мельче, чем у датского принца. В топках великих войн не всегда выживают лучшие люди, и уж точно не самые лучшие всплывают на поверхность. Скарлетт с самого начала не была ангелом, но в войне сгорели все ее лучшие человеческие качества. Скарлетт О’Хара, вышла из войны завистливой, лицемерной, эгоистичной, жестокой, расчетливой, безнравственной сукой. Она ненавидит все и вся, все, что она делает, даже те редкие добрые дела, она делает либо из зависти, либо назло, либо, переступая через горячую ненависть к тем, для кого она их делает. Я не увидел в Скарлетт ни тени любви за весь фильм. Она любила отца, любила Тару, любила дочь, любила Эшли, но все это лишь видимость любви. За любовью ко всему у нее стояло огромное, безразмерное, невероятное Я. И в финале, не испытывая ни тени раскаяния и любви, она, опомнилась лишь из чувства благодарности, она полюбила не Батлера, а его любовь к самой себе.Я не осуждаю Скарлетт, неизвестно, как поступил бы любой из нас в этой ситуации. Скорее всего, таких, как Мэлани, нашлись бы единицы, тогда как мысли о своей шкуре завладели бы умами миллиардов. Скарлетт всплыла на поверхность проруби войны и послевоенного времени, как дерьмо, для того, чтобы выжить, ей понадобилось стать дерьмом — она прошла, не гнушаясь ничем, и пошла бы еще дальше до любых подлостей… Ее сила в ее эгоизме. Другое дело — сила ли это вообще? Или грандиозных масштабов порок, дьявольское крещение, которое помогло выжить в дьявольские времена. Скарлетт можно восхищаться, она доказала, что и один в поле воин, но эту ‘воинственную Гамлетессу’ иногда хочется просто придушить.Чем еще поражает Скарлетт? Тем, что в одном человеке сочетается недюжинный ум, совершенно не свойственный женщине ее лет, времени и воспитания, и истинно подростковая глупость, иначе ведь и не назовешь тошнотворную влюбленность в Эшли, примитивнейшие ошибки, которые Сарлетт совершала, даже забывая про свой эгоизм, инфантильность, импульсивность, горячность, многое подпортившая ей в жизни.На Скарлетт прямо написано: ‘Продается стерва. Дорого. Интим за доплату’. Раз за разом, обменивая совесть, честь, сострадание, любовь на сиюминутные выгоды, она сам строила свою плотину, через которую никогда не пробьется счастье. У Скарлетт было и будет все. Но счастья у нее не будет никогда. Счастье лопатой насильно не прикопаешь. Хотя гнилая на корню жизненная философия Скарлетт дала свои плоды — она стала УСПЕШНОЙ, что, естественно, не улучшило ее характер. И вот она, как скупой рыцарь сидит на своей успешности, всеми ненавидимая, всех ненавидящая, испытывающая смешанные чувства даже к тем, кто ее искренне любит — одинокая и несчастная. https://www.kinopoisk.ru/user/1862/comment/508505/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *