Что знает Оливия?
В программу кинотерапии по теме Депрессия
Что знает Оливия? (Olive Kitteridge), реж. Лиза Холоденко, 2014.
Так что же такого знает сварливая Оливия Киттеридж? Скорее, наверное, можно ответить на вопрос, чего она не знает. Почему она к своим строга и безжалостна, а к чужим добра и внимательна? Чужая душа – потемки, но своя, оказывается, не яснее. Через сколько лет неудовлетворенности и раздражения нужно пройти, чтобы обрести смирение и покой? Но даже чахлые цветочки способны порой доставить светлую радость посреди жизни, полной утрат и разочарований.
По книге Элизабет Страут «Оливия Киттеридж».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: старость, самоубийство, маленький человек, депрессия, семья, взаимопомощь, самопознание, утрата, человек-человек
Мотто: Легкой жизни не бывает. Помогая другому, помогаешь себе.
Круг психологических проблем:
- старение
- старость
- самоубийство
- суицидальные мысли
- маленький человек
- депрессия
- семья
- холодная мать
- деспотичная мать
- взаимоподдержка
- характер
- эмпатия
- измена
- несчастье
- галлюцинации
- психическое расстройство
- наследственность
- любовь
- самопознание
- детская травма
- конфликт
- конфликт поколений
- унижение
- одиночество
- утрата
- смысл жизни
- встреча
- оптимизм
- чувство вины
- предрассудки
- инаковость
- обесценивание
- токсичность
- психологическое насилие
Системы отношений:
- человек-человек
- муж-жена
- мать-сын
- дети-родители
Черты характера:
- угрюмость
- резкость
- мизантропия
- строгость
- саркастичность
- грубость
- доброта
- мягкость
- злоба
- остроумие
- добродушие
- строптивость
- скептицизм
- холодность
- категоричность
- упрямство
- нетерпимость
- требовательность
- принципиальность
- надменность
Эмоциональная парадигма:
- злость
- радость
- печаль
- хандра
- разочарование
- раздражение
- досада
- волнение
- тревога
- страх
- огорчение
- равнодушие
- стыд
- удивление
- тоска
- презрение
Нравственные категории:
- долг
- уважение
- честность
- порядочность
Символизм, метафоры:
- снег
- деревья
- цветы
- певица
- отрыжка
- змеи
- чулки
- море
- сад
- радио
- телефон
Выразительные средства:
- пейзажи
- юмор
- музыка
Дополнительные вопросы:
- Подумайте над метафоричностью заставки сериала.
- Рефлексирует ли Оливия над своей жизнью и своим поведением?
- Почему Генри Киттеридж так охотно помогает другим?
- Каким образом и почему противопоставлены характеры супругов Киттеридж?
- Справедливы ли упреки матери?
- В чем природа мизантропии и раздражения Оливии?
- В чем Оливия находит радость?
- Отрыжка как метафора.
- Любила ли Оливия Генри? Почему она не ушла от него?
- Что мешает Оливии убить себя?
- В чем оптимизм фильма?
- Чему удивляется Оливия?
- Какие верные/ложные установки транслируют герои?
- Каковы плюсы и минусы характера Оливии? Что ей помогает в жизни, а что мешает?
Цитаты:
- — Полезно развеяться, когда грустно. – Боже, если грустно, денек еще ничего.
- — Почему ты добрая с кем угодно, но не со мной? – Потому что ты мой сын. Бедняжка.
- Заурядные люди все довольны, они живут счастливо.
- — Что такое депрессия? – Ты должен знать. В нашей семье она бывает. Плохое настроение, нервы не к черту. Умным она полагается.
- Если ждешь подтверждения любви, можешь так и не дождаться.
- Просто чахлые цветочки способны поднять тебе настроение?
- Чуть что заводит разговор о мозгоправах. У них всегда мать виновата, а ты белый и пушистый.
- — Какой смысл вставать по утрам? – Если бы я знала. Жду, когда пес помрет, тогда застрелюсь.
- — Они уходят, и ты забываешь их недостатки. – Иногда я Генри ненавидела, но сейчас он мне кажется безупречным.
- Жизнь не перестает удивлять. Пока не хочется с ней прощаться.
Отзывы:
- МакДорманд этот футляр блестящевоплощает: сутулость, походка, выражение лица, мелкая моторика. Все, кто соприкасается с этой скорлупой, включая семью, незамедлительно получают разряд молнии — по-другому Оливия реагировать не умеет, отворачиваясь от подарков, людского общения и доброты. Неслучайно она нарочно называет сама себя ведьмой — как часто это бывает, ведьмы оказываются заколдованными принцессами. Но, чтобы снять чары, Оливии потребовалась целая жизнь и потеря близких людей. Страх перед неизбежностью и одиночеством постепенно пробивает ее кокон, но будет уже слишком поздно. В сериале эту пробоину в скорлупе воплощают дырявые колготки, в которых Оливия возвращается после ссоры с сыном в Нью-Йорке. В аэропорту ее заставляют снять туфли и выставить эти дырки на всеобщее обозрение. Кокон дал трещину в ожидании контрольного удара. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/oliviya-kitteridzh-miniserial-s-frensis-makdormand-i-billom-myurreem/
- Глядя на то, что играет Фрэнсис Макдорманд (особенно в первых двух сериях), невозможно отделаться от ощущения, что это нам таким совершенно отодвинутым от оригинального сюжета способом показывают знаменитый рассказ «Именины» («Ее раздражали многолюдство, смех, вопросы, шутник, <…> дети, вертевшиеся около стола; ее раздражало, что Вата похожа на Нату, Коля на Митю и что не разберешь, кто из них пил уже чай, а кто еще нет. Она чувствовала, что ее напряженная приветливая улыбка переходит в злое выражение, и ей каждую минуту казалось, что она сейчас заплачет»). То есть даже не сам рассказ, а его суть, много раз повторенную и в других чеховских текстах: фальшь «обычной жизни» нестерпима до полной невыносимости, до задыхания, до самоубийственности, но высокомерный отказ от нее может быть еще более разрушительным и жестоким. И если бы у слова «литература» не было б стольких отрицательных коннотаций, можно было бы сказать, что в этом кино — и даже в одном только повороте головы Макдорманд, в ее приподнятой брови — ее больше, чем в множестве выходящих сегодня литературных произведений. Смысла там точно больше. Вернее, смыслов. https://www.kommersant.ru/doc/2614351
- Сериал полон чистой, кристаллизованной боли, которая неудержимо сыплется с экрана от первой серии до последней. Душевные страдания испытывает, без преувеличения, каждый персонаж этой несложной, но глубокой истории. За исключением, может быть, девушки, которая во время беременности пила пиво. Ей было вроде бы неплохо. Финальный аккорд сериала — жизнеутвердающий. Вы никогда не узнаете, куда могли бы прийти, если остановитесь на полпути. Продолжайте, и узнаете, что случится потом. https://www.kinopoisk.ru/user/865686/comment/2212844/
- Картина о поиске семейного счастья, а точнее о тех, кто его не нашел. Если говорить о воспитании детей — ‘они все равно во всем будут винить нас’, но все же на первый план выходит мысль о том, как сложно найти, встретить, выбрать правильного человека, свою родственную душу. https://www.kinopoisk.ru/user/1944133/comment/2151498/
- Депрессия. Она поселилась во всех уголках дома, впиталась в монотонные стены, освоившись в них; накрыла блёклые окна, подобно инею во время жуткого холода; пробралась на кухню, омертвив семейную суету. Она выбралась наружу, пройдясь по цветочным огородам, заселилась на осиротелых улицах, пустых переулках и в дремлющих лесах. Она везде. Она в деревьях, вздымающихся к небу; в снежных покровах, расстилающихся у порога дома; в ветру, тревожащему листву и рассеивающему осадки; в необъятном море леденящих волн; в весенних рощах, всё ещё страдающих от нехватки солнечных лучей; в красно-жёлтых засохших листьях, истощающихся в полном одиночестве. Она ушла глубоко в корень маленького прибрежного городка штата Мэн, превратив всё кругом в безжизненное и окаменелое. От неё не убежать, не скрыться за приветливой улыбкой и доброжелательной обходительностью, не избавиться путём пьянства и курения, она на дне ещё не выпитого бокала, в табаке незажённой сигареты. Невозможно исчезнуть. Она словно Кинговское «Оно», напрочь увязла вплотную в землю, заняв место в потайных уголках человеческой необъятной души. И не удалиться в другие города и поместья, она преследует, как тень, сопутствующая каждому шагу. https://www.kinopoisk.ru/user/1096969/comment/2258460/
- Мини-сериал ‘Что знает Оливия?’ это неспешное, вдумчивое жизнеописание весьма неоднозначной женщины, выросшей в небогатом сельскохозяйственном штате Мэн, и её ближайшего окружения. Мне понравилось, как здесь расставлены акценты. Оливия не является ни сугубо положительным персонажем, ни строго отрицательным. Она разная, как это чаще всего и случается в жизни. Некоторые её поступки вызывают приступы жесточайшего осуждения, по другим же делам становится понятно, что Оливия очень ранимый и душевный человек, выбравший себе язвительность в качестве защитной реакции от окружающего мира. По большому счёту, сериал просто обязан показаться кому-то скучным. По сути это набор эпизодов, каждый из которых просто формирует цельный и внятный образ, не являющийся, однако, хоть сколько-то значимым в широком общественном смысле. Так что, сериал ‘Что знает Оливия?’, безусловно, предназначен для тех, кому нравятся неспешные, жизненные драмы с тонким анализом ‘потёмок’ чужой души. https://www.kinopoisk.ru/user/793327/comment/2333161/
- И тем не менее она у меня вызывает симпатию. Ее острый глаз, ее крепкое слово, ее способность сохранить внутренний стержень и собственное достоинство.
Не каждому дано, на закате жизни, не смотря на противостояние всему миру и одиночество, сохранить пусть специфическое, но чувство юмора, а главное, любовь к жизни.
Психологам в фильме уделено особое место. Их ни разу не показали, но главная героиня явно испытывает к представителям профессии большую антипатию. И, представьте себе, я могу ее понять. Оливия из тех, кто никогда не примет помощи. И мне кажется важным, уважать и такой выбор.
Очень психологически правдиво показан конфликт между Оливией и ее сыном, клиентом психологов и групп поддержки. В этом есть суровая правда о том, как во взрослом человеке играет детская обида на мать. Можно понять и его и ее. Она ведь точно знает свои мотивы и знает как правильно. Так же как и он «раскачан» психологической работой, научен проявлять чувства конструктивно и предъявляет претензии, которые не могут быть удовлетворены.
И это правда жизни — у каждого своя истина.
До какого-то момента Оливии кажется, что она знает как правильно жить. Но приходит время надлома и сомнений…
Очень настоящее кино. Про жизнь. Про то, что нет в ней точных ориентиров: хороших и плохих людей, добрых и злых поступков. https://www.kinopoisk.ru/user/65402393/comment/2960172/
Сходная проблематика:
- Август: графство Осейдж (August: Osage County), реж. Джон Уэллс, 2013.
- Астенический синдром, реж. К.Муратова, 1989.
- Базз Олдрин, где ты теперь в этой неразберихе? (Buzz Aldrin, hvor ble det av deg i alt mylderet? / Buzz Aldrin, What Happened to You in All the Confusion?), реж. Гер Хеннинг Хопланд, 2011.
- Банши Инишерина (The Banshees of Inisherin), реж. Мартин Макдона, 2022.
- Бобер (The Beaver), реж. Дж.Фостер, 2010.
- Быть Флинном (Being Flynn), реж. Пол Вайц, 2011.
- Вдаль уплывают облака (Kauas pilvet karkaavat), реж. Аки Каурисмяки, 1996.
- Ворчун (Mielensäpahoittaja), реж. Доме Карукоски, 2014.
- Гавр (Le Havre), реж. Аки Каурисмяки, 2011.
- Географ глобус пропил, реж. Александр Велединский, 2013.
- Добро пожаловать в Утмарк (Velkommen til Utmark / Welcome to Utmark), реж. Дагюр Каури, 2021.
- Запах женщины (Scent of a Woman), реж. Мартин Брест, 1992.
- Камикадзе (Kamikaze), реж. Аннетт К. Олесен, Каспар Мунк, 2021.
- Меланхолия (Melancholia), реж. Ларс фон Триер, 2011.
- Молодость (Youth), реж. Паоло Соррентино, 2015.
- Мэри и Макс (Mary and Max), реж. Адам Бенжамин Эллиот, 2009.
- Найти Форрестера (Finding Forrester), реж. Гас Ван Сент, 2000.
- Наследие (Arvingerne), реж. Хейди Мария Фаисст, Еспер Кристенсен, Пернилла Аугуст, …. 2014-2017.
- Нелюбовь, реж. Андрей Звягинцев, 2017.
- Осенняя соната (Höstsonaten), реж. Ингмар Бергман, 1978.
- Основные принципы добра (The Fundamentals of Caring), реж. Роб Барнетт, 2015.
- О Шмидте (About Schmidt), реж. Александр Пэйн, 2002.
- Патрик Мелроуз (Patrick Melrose), реж. Эдвард Бергер, 2018.
- Похороните меня за плинтусом, реж. Сергей Снежкин, 2008.
- Простые вещи, реж. Алексей Попогребский, 2009.
- Пути и путы (Rails & Ties), реж. Элисон Иствуд, 2007.
- Пять легких пьес (Five Easy Pieces), реж. Боб Рейфелсон, 1970.
- Святой Винсент (St. Vincent), реж. Тед Мелфи, 2014.
- Семьянин (The Family Man), реж. Бретт Рэтнер, 2000.
- Сильная женщина (Riding in Cars with Boys), реж. Пенни Маршалл, 2001.
- Тайны и ложь (Secrets & Lies), реж. Майк Ли, 1996.
- Человек и его собака (Un homme et son chien), реж. Франсис Юстер, 2008.
- Чертополох (Ironweed), реж. Гектор Бабенко, 1987.
- Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
- Задай вопрос герою
- Измерение ригидности (жесткости, тугоподвижности, неготовности к изменениям. vs. пластичности)
- Когнитивные искажения
- Кто я в фильме?
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова
- Мысли и чувства героев фильма
- Плюсы и минусы характера героя
- Позитивные и негативные установки
- Приоритеты и установки героя
- Что бы я сказал герою?
- Что помогает/мешает герою?
- Шкала симпатии-антипатии