Мунк.
Мунк (Munch), реж. Хенрик Мартин Дальсбаккен, 2023.
Что больше способствует успеху художника – счастье или несчастье, здоровье или болезнь? И каким образом творчество помогает справляться с жизненными трудностями? Снаружи психическое расстройство воспринимается совсем иначе, чем изнутри.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: творчество, психическое расстройство, философия, психиатрия, алкоголизм, депрессия и творчество, детская травма, дух и разум, самопознание
Мотто: Безумие не так увлекательно, каким кажется.
Круг психологических проблем:
- война
- творчество
- биография
- психическое расстройство
- паранойя
- слава
- оккупация
- галлюцинации
- талант
- инаковость
- депрессия
- гений
- алкоголизм
- зависимость
- смысл жизни
- характер
- красота
- эмоции
- миссия
- самопознание
- психотерапия
- депрессия
- критика
- ипохондрия
- наставник
- авторитарный отец
- философия
- одиночество
- альтер-эго
- воспоминания
- психиатрическая больница
- нервный срыв
- неудачник
- детская травма
- несчастье
- сублимация
Системы отношений:
- творец-творчество
- творец-критик
- талант-посредственность
- человек-болезнь
- пациент-врач
Черты характера:
- бестактность
- мизантропия
Эмоциональная парадигма:
- тревожность
- влюбленность
- меланхолия
- страсть
- разочарование
- фрустрация
- гнев
- раздражение
- страх
- тревога
- отчаяние
- скука
- грусть
- печаль
- радость
- ревность
Нравственные категории:
- честность
Символизм, метафоры:
- картины
- молоко
- крик
- краски
Выразительные средства:
- свет
- цвет-монохром
- пейзажи
- монтаж
- скачки во времени
- диалоги
Дополнительные вопросы:
- Что способствовало ухудшению самочувствия художника?
- В чем смысл включения настоящего времени?
- Что бы выбрали вы, счастье или гениальность?
Цитаты:
- Иногда я веду разговоры в своей голове.
- Искусство должно не навязывать эмоции, а предлагать способ мышления.
- Мне из эмоций нравится меланхолия.
- Я не нахожу свое безумие таким увлекательным.
- Выбор есть всегда, но иногда лучше доверить его другим.
- В моем сознании гнездится дикая птица.
- Моя миссия – пролить себе и другим свет на свою эмоциональную жизнь.
- Когда я пишу, мне не скучно.
- Если бы я завел семью, это было бы преступлением с моей стороны.
- Я хотел пройти по краю, увидеть дно. Меня влекло туда.
- — Я чувствую, что я сломлен. – Ты не сломлен, просто заблудился.
- Живопись придала смысл и целостность моей жизни.
- Искусство родится из радости, но чаще из печали.
Отзывы:
- Четыре знаменующих путь творца очерка, где зрителю представлены ипостаси личности 21, 29, 45 и 80 лет. Отсутствие линейности переброшенными мостками туда-сюда обратно от дряхлой старости в пору первой влюблённости, тут психиатрическая клиника и первые пощёчины толпы в преддверии берлинской выставки в неприятии почерка. Эти ли ступени самые значимые, самые веские для объяснения со зрителем? Здесь ли мучения страданий для понимания происходящего на картинах, как отклик души в плаче? Сложно сказать, всё-таки смерть на восемьдесят первом году жизни для человека, который был немощен и слаб от рождения и вот-вот мог, должен был умереть, по здоровью не вписываясь в структуру мира, выглядит удивительной. Однако то, чему не нашлось места в визуализации дополнено сокровенным откровением с медицинским светилом — ранняя смерть матери рубцом, оценка отца через восприятие, окружающий социум до остракизма… Красочные сюжеты первой половины жизни автор переплетает с чёрно-белой мастикой действительности во второй. Радужные тона, ослепительная желтизна кадра от края до края в непродолжительности счастья любви, палитра многоцветия в пору художественной состоятельности и вот уже алкоголем затравленное существо, приближающееся к границам шизофрении, брюзга с колким взглядом из-под седых бровей этот ‘чудесник’ на излёте жизни… Нестройное кино(?), по всей видимости, именно из-за этого самого ‘из огня да в полымя’ — едва ли не аттракцион ‘горки’ — то вверх, то вниз оставляет противоречивое впечатление и единственным мерилом оценки может служить лишь — вычёркиваешь картину из памяти с кадрами титров или же, начинаешь шевелить её, послевкусием наслаждаясь. Додумывая, распутывая, разматывая, раскручивая, раскладывая… https://www.kinopoisk.ru/user/61537494/comment/3285912/
Сходная проблематика:
- Адаптация (Adaptation), реж. Спайк Джонз, 2002.
- Андрей Рублев, реж. Андрей Тарковский, 1966.
- Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
- Жертвуя пешкой (Pawn Sacrifice), реж. Эдвард Цвик, 2014.
- Камилла Клодель, 1915 (Camille Claudel 1915), реж. Бруно Дюмон, 2013.
- Капоте (Capote), реж. Беннетт Миллер, 2005.
- Король говорит! (The King’s Speech), реж. Том Хупер, 2010.
- Мельница и крест (Młyn i krzyż), реж. Лех Маевски, 2011.
- Морфий, реж. Алексей Балабанов, 2008.
- Патрик Мелроуз (Patrick Melrose), реж. Эдвард Бергер, 2018.
- Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
- Полное затмение (Total Eclipse), реж. А.Холланд, 1997.
- Призраки Гойи (Goya’s Ghosts), реж. Милош Форман, 2006.
- Сильвия (Sylvia), реж. К.Джэффс, 2003.
- Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.
- Человек, который познал бесконечность (The Man Who Knew Infinity), реж.
Мэтт Браун, 2015. - Я только хочу чтобы вы меня любили (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt), реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1976.
- Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
- Ключевые понятия фильма
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- Мысли и чувства героев фильма
- Что помогает/мешает герою?